Главные вкладки

    Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дикие звери зимой" (развитие речи)
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Нечаева Елена Валерьевна

    Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. Использовать иллюстрации, загадки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное  бюджетное образовательное учреждение  детский сад №100

    комбинированного вида Московского района

    Санкт-Петербурга

    Создано самостоятельно

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности.

    (Интерактивная игра)

    Тема: "Дикие звери зимой"

                                                           

    Воспитатель: Нечаева Елена Валерьевна, 1 кв. категории.

    Санкт - Петербург

    2016 год

    Цель: Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Развивать умение отгадывать загадки;
    2. Активизировать знания детей о признаке предмета;
    3. Формировать связную монологическую и диалогическую речь. 

    Коррекционные:

    1. Активизировать у детей память и внимание.
    2. Совершенствовать общую и мелкую моторику и координацию движений, быстроту реакции.
    3. Развивать речевое дыхание и голос.

    Воспитательные:

    1. Стимулировать детей видеть и понимать красоту и богатство родной природы, заботиться об окружающем мире.
    2. Воспитывать любознательность.

    Оборудование: 

    Мультимедийное оборудование, шапочки зверей ( медвежонка, белки, лисы, зайца, волка, лося, кабана), музыкальный центр, скорлупки от грецких орехов, барабаны.

    Методические приемы:

    • Проблемная ситуация;
    • Путешествие;
    • Игры - упражнения;
    • Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
    • Упражнения на развитие коммуникативных навыков
    • Имитация движений
    • Речевые игры
    • Музыкальные и подвижные игры 

    Предварительная работа:

    Беседы на темы: “Зима”, “Дикие животные зимой”, ритмические игры - упражнения, подвижные игры, настольно - печатные-  на развитие памяти и логического мышления, игра на музыкальных инструментах, изготовление шапочек зверей, подготовка презентации.

    Ход

    Воспитатель

    Дети

    - Здравствуйте, ребята!

    - Давайте поздороваемся друг с другом.

    - Ребята, совсем скоро закончится зима и сегодня я предлагаю вам еще раз сходить в зимний лес. Вы сегодня вспомните о том, как живут звери зимой в лесу. Я буду рассказывать, а вы мне помогать.

    Упражнение – разминка “В лес на лыжах мы пойдем”:

      Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,

        По сугробам высоко ноги поднимаем,

        А по льду совсем легко тихонечко шагаем.

        Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.

        Мы деревья и кусты змейкой обойдем

        И к лесной опушке вскоре мы придем.

    (1 слайд)

     - Вот мы с вами и в лесу. Как – то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга?

    Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга”.

    Старая, седая, с ледяной клюкой,

    Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

    Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з”.

    Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м-м-м”.

    Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м”.

    Стонут березы: “М-м-м-м-м-м”.

    Шумят ели: “Ш-ш-ш ш-ш-ш”.

    Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с”.

    - Заморозила нас вьюга. Ребята, давайте согреемся?

    Самомассаж:

    Вот на улице мороз!

    Ну - ка, все потрите нос!

    Ни к чему нам бить баклуши,

    Ну - ка, взялись все за уши:

    Покрутили, повертели,

    Вот и уши отогрели!

    По коленкам постучали,

    По плечам похлопали,

    Ножками затопали!

    - Посмотрите. какой красивый лес! Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть в лесу никого нет? Но  слышите,  кто – то рычит?

    (2 -3 слайд)

    Кто в лесу глухом живёт,

    Неуклюжий, косолапый?

    Летом ест малину, мёд,

    А зимой сосёт он лапу.

    - Наверное, мы разбудили его нашим топотом!

    - Не сердись, мишенька, это наши ребятки резвятся на заснеженной лесной полянке. И ты к нам присоединяйся, разомни свои лапки, шейку, спинку после зимней спячки. Наши дети знают специальную гимнастику для медвежат. Сейчас мы тебе ее покажем, а ты не ленись, повторяй вместе с нами.

    Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили”:

      - Медвежата в чаще жили, головой они крутили – вот так, вот так, вот так!

      - Медвежата в чаще жили и из речки воду пили – вот так …

      - Медвежата мед искали, они дерево качали – вот так…

      - А потом они плясали, лапы смело поднимали – вот так…

      - Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили – вот так…

    - Мишенька, мы очень рады, что тебе понравилось. Мы не будем тебя больше тревожить и продолжим нашу прогулку по зимнему лесу.

    - Ребята, посмотрите какая красивая елочка! Под ней что-то лежит.

    (4 - 5 слайд)

    Хожу в пушистой шубе,

     Живу в густом лесу,

     В дупле на старом дубе  

    Орешки я грызу…

    - Как вы думаете, чьи скорлупки и кто их грызет?

    -Правильно, дети, эти орешки припасла на зиму белочка.

    - А чем еще питается зимой белка?

    - Давайте мы развеселим белочку и споем ей песенку.

    Упражнение на развитие чувства ритма и голосового диапазона.

    По деревьям скок, скок,

    Да орешки щелк, щелк.

    Кто же это? Отгадай!

    Это белка, так и знай!

    - Ребята  слышите, кто - то воет?

    (6 - 7 слайд)

    Что за зверь зимой холодной

    Ходит по лесу голодный?

    На собаку он похож,

    Что ни зуб – то острый нож!

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть…

    - Правильно -  это волк., поиграем и с тобой

    Пальчиковая игра "Апельсин"

    Мы делили апельсин,

    Много нас, а он один,

    Эта долька для бельчат,

    Эта долька для лисят,

    Эта долька медвежат,

    Эта долька для зайчат,

    Эта долька для ежа,

    А для волка кожура.

    Он сердит на нас -  беда!

    Разбегайтесь, кто куда!

    (8 - 9 слайд)

    - Знает  лисонька лиса, в шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Лисица проворный и осторожный зверь. Бродит она по лесу и прислушивается, где кто бежит, где кто пищит?

    Подвижная игра "Лиса и мыши"

    Спасайтесь мыши, ведь у кумушки - лисы, зубки большие и остры.

    (10 - 11 слайд)

    Смотрите, чьи то следы.      

    И кора у деревьев обгрызана.  Кто здесь побывал?

    Мчится без оглядки,

    Лишь сверкают пятки.

    Мчится что есть духу,

    Хвост короче уха.

    Всех зверёк пугается,

    Под кустом спасается,

    на зуб волку попадается…

    - Посмотрите, здесь заяц насторожился.

    -

     Да ты не бойся, зайка, с нами поиграй - ка.

    Музыкальная игра " Повтори" - с муз. инструментами  барабанами.

    (12 - 13 слайд)

    - Отгадайте: Кого еще можно встретить в зимнем лесу?

    Тяжелы рога по весу,

     Ходит важно он по лесу:

    Он  хозяин, а не гость –

    Хмурый и сердитый…

    - Правильно - это лось.

    - Молодцы ребята, но кто то еще бродит по лесу?

    (14 - 15 слайд)

    Этот зверь с двумя клыками,

    С очень мощными ногами

    И с лепешкой на носу.

    Роет землю он в лесу…

    - Ребята а кто может помочь лесным зверям зимой?

    - Все верно.

    (16 слайд)

    - Давайте, ребята еще раз вспомним каких животных мы встретили в лесу?

    - Понравилось вам в лесу?

    Вы вспомнили про животных, а в следующий раз мы поговорим о зимних птицах.

    А нам уже пора возвращаться в детский сад.

    Заключительное упражнение на релаксацию.

    Здравствуйте!

    Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова:

    “Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!”

    В конце фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

    Дети, проговаривая слова, выполняют движения и имитацию.

    Дети произносят звуки:

    “З-з-з-з-з-з”. (С усилением звука.)

    “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

    “М-м-м-м-м-м”. (Громко, низким голосом.)

    “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

    “Ш-ш-ш ш-ш-ш”.

    “С-с-с-с-с-с”.

    Дети выполняют движения:

    Руки на поясе.

    Трут кончик носа.

    Грозят правым указательным пальцем.

    Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад.

    Стучат ладонями по коленям.

    Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

    Топают ногами.

    Это медведь

    Ребенок в шапочке медведя:

    УУУУУ! Кто тут шумит, спать не дает!

    Дети вместе с медведем выполняют движения.

    Мишка: Спасибо вам, ребятки, здорово я поразмялся, даже спать больше не хочется.

    Это скорлупки от орешка.

    Это белка.

    Ребенок в шапочке белки:

    Чтобы пережить холодную и суровую зиму, я делаю много запасов на зиму.

    Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

    Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

    Ти-ти-ти-ти - та-та

    Ти-ти-ти-ти - та-та

    Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та

    Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та

    У,У,У, добычу я ищу, У, у, у. (ребенок в шапочке волка)

    Это волк

    Дети по очереди загибают пальчики, изображают пасть волка.

    Волк : Отгадайте-ка друзья, есть подружка у меня.

    Повыше кошки рост,

    Живёт в норе, в лесу,

    Пушистый рыжий хвост

    – Все знаем мы… (лису)

    Ребенок в шапочке лисы:

    Лиса: Правильно лиса.

               Всему свету я краса.

    Тише - мыши, не шумите, лису в лесу не разбудите. (дети - мышки бегают по поляне, под  музыку). Со словами - лиса идет(мышки замирают на месте.)

    Заяц.

    Выходит ребенок в шапочке зайца:

    Заяц: Волку или лисе в лапы попадусь!

               Ой боюсь, боюсь, боюсь!

    Воспитатель отстукивает ритм на барабане палочками, а дети повторяют.

    Это лось.

    Ребенок в шапочке лося:

    Я большой, высокий, у меня длинные ноги, сильные копыта и рога.

    А что вы еще знаете про меня?

    Дети рассказывают:

    -Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Лось питается ветками деревьев и кустарников.

    Это кабан.

    Ребенок в шапочке кабана:

    Ой беда, беда, беда,

     снегом все запорошило и траву и листву,

    что же кушать мне тогда

    помогите мне друзья!

    - На помощь животным приходят люди - лесники. Они подкармливают животных. Делают большие кормушки, раскладывают сено, венички березовые и осиновые.

    Дети называют и  появляются картинки животных. (медведь, волк, белка, заяц, лиса, лось, кабан)

    Да.

    Дети идут спокойным шагом со словами:

    До свиданья, зимний лес.

    Рады были встрече!

    Много было здесь чудес.

    Наступает вечер.

    Нам пора идти домой

    В этот поздний час.

    Детский садик наш родной

    Ждет давно уж нас.

    Литература:

    О.А.Соломенкова "Экологическое воспитание в детском саду"- М.Мозаика- Синтез,2005 г.

    Шорыгина Т.А. "Какие звери в лесу?!"  - Путешествие в мир природы и развитие речи. - М.: Издательство Гном и Д, 2000г.- 96с.

    Авторы- составители Т.А. Третьякова, С.Б.Суровцева, О.В.Кирьякова. Комплексные занятия для детей 6-7 лет: окружающий мир, развитие речи, мелкая моторика рук.

    Изд. 2-е, переработанное - Волгоград: Учитель, 2013.-351с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему:«В гостях у Пчёлки»

    На занятии активизируются понятия по темам: " Насекомые", "Полевые цветы",  "Дикие животные", "Лето, летние забавы". Проводится как итоговое. В занятии используются интерактивные технологии Mimio...

    Конспект подгрупповой совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Животные жарких и холодных стран"

    Совместная  непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР....

    Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Айболит в гостях у детей» (технология ЗОЖ)

    В гости к детям приходит Айболит и рассказывает о стране, в которой никто никогда не болеет. Это страна – Неболейка....

    Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Что такое здоровье?» (технология ЗОЖ)

    Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным....

    Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко» Тема: «Дом мы строим для друзей, будет им зимой теплей»

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе, направлен на создание условий для развития познавательной активности детей посредством коллективного создания макета "Сельский дв...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

    Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....