«Рекомендации по работе над свистящими звуками»
статья по логопедии по теме

Коневская Марина Алексеевна

Работу по коррекции произношения свистящих звуков нужно начинать с работы над артикуляцией звука «с».

 Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «с»: зубы сближены или находятся на расстоянии 1мм друг от друга, губы растянуты в улыбке, язык должен упираться в нижние зубы,  холодная воздушная струя проходит по желобку, образуемому языком.

Для того чтобы произношение звуков стало верным нужно подготовить органы артикуляции, сформировать направленную воздушную струю.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no1.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендации по работе над свистящими звуками»

Звуки « с, сь, з, зь, ц» называют свистящими. Характеристика звуков:

  • по способу образования звуки « с, сь, з, зь» называют щелевыми, а звук – «ц», называют смычно – щелевым.
  • по месту образования эти звуки называют переднеязычными.
  • при произнесении звуков «з, зь» присутствует голос.
  • артикуляция свистящих звуков похожа.

Работу по коррекции произношения свистящих звуков нужно начинать с работы над артикуляцией звука «с».

 Правильное положение органов артикуляции при произнесении звука «с»: зубы сближены или находятся на расстоянии 1мм друг от друга, губы растянуты в улыбке, язык должен упираться в нижние зубы,  холодная воздушная струя проходит по желобку, образуемому языком.

Для того чтобы произношение звуков стало верным нужно подготовить органы артикуляции, сформировать направленную воздушную струю.

       Комплексы упражнений, которые нужно выполнять на занятии различаются, в зависимости от характера нарушений. Например, при боковом сигматизме комплекс упражнений  состоит из упражнения:        

       - «Заборчик» - губы открыты, зубы должны быть сомкнуты,

      - «Качели» -  широко открыт рот, кончик языка упирается в верхние зубы, в бугорки, затем опускаем вниз и упираемся в нижние зубы,

      - «Блинчик» - улыбнуться, рот приоткрыт, широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до 5,

       -  «Забей гол» - улыбаемся, кладём передний широкий край языка на нижнюю губу и, имитируя произнесение звука «ф», дуем на ватку,

      - «Желобок» -  улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий язык за нижние зубы, воздушную струю направляем на середину языка.

     - «Накажем непослушный язычок» - приоткрываем рот, улыбаемся, кладём язычок на нижнюю губу, и, сдавливая его губами, произносить «пя – пя – пя».

         При коррекции межзубного сигматизма работу рекомендуется начинать с произнесения звука – и, при котором положение языка сходно с правильной артикуляцией звука «с». Рекомендуемые упражнения:

     - «Забей гол»,

    - «Заборчик»,

    - «Почистим зубы» - рот закрыт, круговыми движениями языка «чистим зубы» вправо, а затем – влево,

    - «Горка» - рот приоткрыт, губки улыбаются, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, дуем на середину языка (холодный воздух).

              При отсутствии звука использую упражнения:

    - «Губки сердятся и смеются» - губы растягиваем в стороны, произнося звук и, губы тянем вперёд, произнося звук у,

    - «Заборчик»,

   - «Забей мяч»,

   - «Лопаточка»,

   - «Часики» - рот приоткрыт, губы улыбаются, а язычок движется из стороны в сторону (от одного уголка рта к другому).

      Корректируя губно – зубной сигматизм использую упражнения: «Заборчик», «Улыбка», «Чистим зубки», «Забей гол».

        Работая над развитием артикуляционных мышц нужно обязательно развивать фонематический слух путём игр «Повтори правильно» рот должен быть закрыт экраном, «Запомни и повтори», «Хлопни в ладоши, когда услышишь», «Подними руку, когда услышишь» и так далее.

      Продолжаем работу, называя картинки, в названии которых звук «с» стоит в начале слова, в середине и конце слова.  

   Например, в словах:    

Саня, Соня, сад, сам, савок,  сапог, сани, садик, суп, сок, сом, сон, соль, сода, соты, судак, судно, сукно.

Оса, коса, лиса, мясо, песок, висок, лесок, кусок, носок, доска, леска, густо, пусто.

Пёс, нос, лес, лис, вес, рис.

  В предложениях:

Сане купили сапоги. Соня ела суп. Оса села на стол. У Сони длинная коса. Пёс ест мясо. У Сани новые носки. В садике Соня и Саня. Над городом салют. Саня и Соня катаются на санках. Дети лепят из песка куличи. В саду много деревьев. В саду сухой песок. Саня рисует самолёт. Высоко на суку сидит сова.                          

  Затем работа продолжается с помощью связных текстов:

                                                                             Старый слон.  

                                                                       Спит спокойно старый слон.

                                                                        Стоя спать умеет он.

Жили у бабуси.                                                                                  (С. Маршак)

       Жили у бабуси два весёлых гуся:

       один серый, другой белый,

        два весёлых гуся.

       Вот кричит бабуся: «ОЙ, пропали гуси!

       Один серый, другой белый, гуси мои, гуси!»

       Выходили гуси, кланялись бабусе –

       Один серый, другой белый,

       Кланялись бабусе.

                                                      (Народная песенка)

                                                                                                     

                                                                                                     

                                                                                                              Самолёт.                                                                                                                          

                                                                                                Самолёт построим сами,

                                                                                                понесёмся над лесами.            

                                                                                                Понесёмся над лесами,

                                                                                                а потом вернёмся к маме.            

                                                                                                                                          (А. Барто)

   Составляем предложения, рассказы - описания при помощи картинок. Учимся составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

   Отрабатываем правильное произнесение звука с помощью скороговорок: например,

Ест киска суп из миски,

Сыта киска, пуста миска.

                                                            У осы не усы, не усищи, а усики.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

                                                               У Сони коса до самого пояса.

Стоит в осоке подосиновик высокий.

                                                             Маленькую Люсю напугали гуси.

Коси коса пока роса.

                                                               Не в свои сани не садись.        

Конечно же, не забываем о чистоговорках:  например,

Са-са-са - как кусается оса ! Са-са-са - у Сони коса. Са-са-са - в саду оса.

Со-со-со - сломалось колесо.

Со-со-со - киски ели мясо.

Су-су-су - мы увидели лису. Су-су- су – заплели длинную косу.

Ас-ас-ас - у нас ананас. Ас-ас-ас - дома вкусный квас. Ас-ас-ас - у нас свет погас.

Ась-ась-ась – в речке карась.

Ос – ос - ос – в саду много ос.        

Усь – усь - усь – какой большой гусь.                                          

Си – си - си – сели на такси. Си-си-си - свет не гаси.

Ся-  ся- ся – жили два гуся. Ся- ся- ся - вот наш Вася.

 Для успешного формирования правильного звукопроизношения у детей  специалисты рекомендуют заниматься каждый день, не менее 10-15 минут. Конечно же, занятия должны быть разнообразными, проводиться в игровой форме. Желаю успехов в работе.

                                                                                                                         

Литература:

  1. «Коррекция нарушения произношения свистящих звуков» Шаблыко Е. И.

  М. Сфера 2012

  1. «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем»  Цвынтарный В. В. СПб. 1998
  2. «С детьми играем – речь развиваем» Рудик О. С. М. 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Автоматизация свистящих звуков"

Игры и упражнения для старших дошкольников, для автоматизации свистящих звуков, использовать в работе педагогам, и родителям для закрепления материала....

Нарушение произношения шипящих и свистящих звуков. Методы и приемы работы. Буклет.

В буклете представлен обзор основных видов нарушений произношения шипящих и свистящих звуков и освещены приемы постановки данных звуков . Буклет-памятка создана в помощь начинающим логопедам....

Рекомендации родителям по постановке свистящих звуков.

В материале представлен комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, дыхательные упражнения, а также приемы постановки свистящих звуков....

Нарушения произношения свистящих звуков. Способы постановки свистящих (Мастер-класс для педагогов)

Актуальный методические разработки для начинающих логопедов: представлена и традиционная система и современные образовтаельные технологии коррекции звукопроизношения...

Рекомендации для родителей по автоматизации свистящих звуков

В материале представлены методические рекомендации для родителей по автоматизации свистящих звуков у дошкольников....

Свистящие звуки. Конспекты занятий по индивидуальной работе в условиях детского сада

Вашему вниманию представлена серия конспектов для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В основу положен речевой материал Ольги Игоревны Крупенчук. Материал включает этапы авто...

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимн...