Памятка для педагогов
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дикарева Наталья Сергеевна

Подготовка к обучению чтению

Методический материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ch.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов

Подготовка к обучению чтению

Методический материал для педагогов

Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка.

Представленные игры  могут быть использованы для организации подготовки детей к чтению. Благодаря им вы будете формировать познавательные способности: внимание, память, мышление, и ненавязчиво готовить ребенка к процессу обучения чтению.

Игры и упражнения выстроены в определённой последовательности, в которой мы обучаем ребенка.

Звук

Слог

Слово

Предложение

Звук

Знакомство со звуками начинается с развития способностей ребенка различать на слух то, что он слышит в окружающей действительности. 

Например: «Как жужжит жук?», «Как шипит змея?». 

Еще в раннем детстве мы использовали такие игры:

«Кто как топает?»

«Что ты слышишь?»

«Отгадай, чей голосок» - в которых, развивая речь ребенка, мы подражали голосам домашних птиц и животных.

Уже в старшей и подготовительной к школе группе, работая над развитием фонематических процессов, мы активно включаемся в работу по изучению звуков речи, используем следующие дидактические игры:

«Немые звуки»: педагог демонстрирует детям графическое изображение, а воспитанники должны отгадать звук и произнести его.

«Отгадай звук»: педагог за экраном произносит звук, дети должны поднять нужную карточку с графическим изображением.

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «И»: педагог называет цепочку звуков, а дети хлопком выделяют заданный звук.

«Необычный футбол»: расскажите ребенку, что будете с ним играть в необычный футбол. Он - вратарь, а вы  - «бросаете» слова ему в ворота. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договорились, малыш должен «поймать» слово – хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, середине, конце. «Определи одинаковый звук в словах»: педагог называет ряд слов и предлагает детям определить одинаковый звук в словах.

«Доскажи словечко со звуком «П»».

«Найди предмет, в котором есть звук»: разложите перед ребенком картинки из настольных игр или игрушки, предложите выбрать те, в которых есть заданный звук.

«Найди лишнюю картинку»: педагог предлагает несколько картинок, в названии которых есть звук «У»,  и одну картинку, в названии которой другой звук. Например: утка, удочка, улей, облако. Сначала дети должны назвать каждую картинку и найти ту, в названии которой нет звука «У».

«Соедини линиями предметы, названия которых начинаются  с одинаковых звуков». Назови эти звуки.

«Назови и обведи лишний предмет».

 

Когда вводим понятие «гласный звук»,  работая над речевым дыханием, предлагаем игру «У кого самая длинная ниточка».

При изучении звонких согласных используем игру «Колокольчик»: предлагаем детям послушать и ощутить вибрацию при произнесении звонкого согласного. Дети поднимают вверх колокольчик, когда услышат звонкий звук. Или также можно предложить работу в тетради:

«Назови предметы, соедини их линиями так, чтобы первые звуки в названиях этих предметов образовывали пары звонкий - глухой».

Работаем над определением твердости и мягкости согласного звука:

«В каких словах звук «Б» звучит твердо, а в каких мягко?»;

«Обведи предметы, в названии которых встречается твердый звук «Б» синим карандашом»,

«В каких словах звук «П» звучит твердо, а в каких  мягко?»,

«Обведи предметы, в названии которых встречается мягкий звук «П’» зеленым карандашом»; 

«Киска-молоточек»: педагог перечисляет различные звуки изолированно и в словах, и дает задание детям «погладить киску», когда услышат мягкий согласный и «постучать молоточком», когда услышат твердый согласный.

Работа над слогом

Мы уже научились сливать гласные звуки вместе, это поможет нам   объяснить ребенку, как сливать гласный с согласным.

Что же такое слог?

Это когда сложили 2 звука.

Например, сначала слышим «А», затем слышим «П». Что вместе получится? «АП» («ОП», «УП», «ИП»).

Постепенно переходим к прямым слогам: «ПА, «ПУ», «ПЫ».

Начинаем активную работу над анализом слога.

Например, в слоге «АП»  - 2 звука, 1 звук «А» гласный, второй звук «П»  - согласный.

Слово

Переходим к изучению слова, используя дидактические игры:

«Назови много слов со звуком «П»»: педагог предлагает детям придумать много слов со звуком «П», за каждое слово ребенок получает фишку, победит тот, кто собрал больше фишек;

«Запомни цепочку слов»: детям предлагается запоминать несколько слов, начиная с 3х, постепенно увеличивая количество слов в этой цепочке (например, папа, пышка, полка, папа, пышка, полка), дети по кругу называют слова по порядку.

«Выдели лишнее слово»:

НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА.
КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС,
ВОЛОС.
КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА.
ЛУК, ЛУК,
ПЛУГ, ЛУК.
КЕПКА,
РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА.
КРОТ, КРОТ,
РОТ, КРОТ.
КОТ,
ГОД, КОТ, КОТ.
МЁД, МЁД, МЁД,
ЛЁД.
«Закончи слово»:
 бросьте ребенку в руки мяч, назвав начало выбранного вами слова, например, КА, ребенок должен вернуть мяч, закончив слово (например, он ответит ША). Обязательно произнесите целое слово, после того, как ребенок его отгадает: КАША. Потом  поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок загадывает вам слова.

«Отгадай все звуки в слове», «Определи позицию звука в слове».

«Определи, где находится звук «А» в названии этих предметов: в начале, середине или в конце. Раскрасим нужный квадратик».

Деление слов на слоги

Расскажите детям, что слова можно записывать, даже не зная букв. Напишите слово «Мама»: нарисуйте 2 дуги (2 шапочки, 2 кочки). В другой раз разложите на столе предметные картинки, предложите ребенку найти картинки, на которые можно «надеть 2 шапочки» (слова, в которых 2 слога, на схеме изображаем 2 дугами), можно «надеть 3 шапочки»; найти картинку, которой хватит и 1 шапочки.  Для разнообразия вы можете слова прошагать, пропрыгать, прохлопать, протопать, зарисовать с помощью черточек. Такие игры очень нравятся малышам. Они учат не только видеть слоговую структуру слов, но и привлекают к процессу обучения чтению.

Или предлагаем детям хлопать в ладоши на звуки, которые поются, то есть на гласные. Сколько гласных звуков, столько раз хлопнули в ладоши, и столько же частей в слове - слогов. Слова с разным количеством слогов можно обозначать схемами: Жук (1 слог) – Пи-ла (2 слога) – –, Береза (3 слога) – – –.

Предложение

При работе над предложением используем следующие игры:

«Живые слова»: назначаем ответственных за слова, каждому игроку – по 1 слову, дети выстраиваются в нужном порядке, в котором педагог называет слова в предложении.

«Отгадай слово»: придумали предложение, выложили нужное количество палочек, педагог предлагает определить и назвать слово, которое находится на 3 месте (4ом, 1ом).

 «Протопай предложение ножками»: на полу выкладываются полоски или кочки.

Можно использовать работу с деформированным предложением:

 «Слова перепутались».

«Скажи предложение по кругу»: детям предлагается запомнить предложение из нескольких слов, каждый называет по одному слову, передавая мяч.

 Одновременно со звуковой культурой речи ведется работа над развитием зрительного восприятия, внимания, памяти. Здесь могут быть использованы игры:

«Кого не стало»: детям предлагается запомнить картинки, затем закрыть глаза, в это время педагог убирает 1 картинку, открыв глаза, дети должны отгадать, чего не стало;

«Положи, как было»;

«Где находился предмет?» ,

«Сравни картинки»,

«Найди 10 различий».

Необходимо упражнять детей в выкладывании фигур из палочек, копировании по образцу, рисовать фигуры по памяти, дорисовывать недостающие детали.

Буква

 Чтобы помочь детям запомнить буквы, предлагаю использовать занимательные упражнения:

стихи про буквы с картинками, физкультминутки;

прописывание буквы в воздухе, на песке;

вылепливание буквы из пластилина; выкладывание из палочек:

«Полумесяц в небе темном буквой С повис над домом», 

«Буквы перепутались», 

«Какие буквы не дописаны? Дорисуй», 

«Соедини предмет и букву, с которой начинается его название» «Найди на рисунке буквы, назови и обведи». 

Складываем из букв слоги

«Сложи буквы и прочитай слоги». «Прочитай слоги».

«Соедини согласные буквы на лепестках с гласной буквой в середине цветка. Какие  слоги у тебя получились?»

«Соедини слоги МА-МА, какое слово получится?».

«Соедини слог и согласную букву ДО-М, какое слово получится?». «Прочитай слова и подбери к каждому из них картинку».

«Сравни слова» (лак-рак). Чем похожи? Чем не похожи?

Надеемся, что наш методический материал поможет Вам в успешной работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний в самообразовании педагогов ДОУ» ПАМЯТКА для педагогов

ПАМЯТКА для педагогов «Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний  в самообразовании  педагогов ДОУ»...

Памятка для педагогов "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В данной памятке рассматриваются основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения, алгоритм составления плана по самообразованию, алгоритм работы над темой самообра...

Памятка для педагогов "Памятка по составлению анкет"

Анкетирование родителей является эффективным методом сбора информации и традиционным способом сотрудничества педагогов с ребенка....

Памятки для педагогов "Компетентности современного педагога"

В памятке рассматривается профессиональная и личностная компетентность педагога...

Памятка для педагогов "Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях".

quot;Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях"....