НОД "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Данный материал позволяет лучше познакомить детей с характерными признаками времен года, воспитывает любовь к природе, желание наблюдать за её красотой, развивает умение детей устанавливать причинно - следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotaya_osen.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                   центр развития ребенка №7

     НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                            по развитию речи в старшей группе

                                           «Золотая осень»

                                                                                Воспитатель: Чемирисова С.П.

                                              г. Курганинск

                                            2015 – 2016 уч.г.

Цель: Закрепить с детьми характерные признаки осени. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения. Продолжать развивать связную речь, память, внимание, мышление, через игры и игровые упражнения. Воспитывать любовь к природе, желание наблюдать за её красотой.

Оборудование: письмо, ватман, гуашь, краски, кисти, печатки из природного материала, ИКТ, презентация «Золотая осень».

Словарная работа: Золотая, величавая, очаровательная, ранняя, поздняя, дивная, великолепная, бандероль.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровье сберегающие технологии:  эмоциональный этюд, физминутка.

Предварительная работа: экскурсия в осенний парк, использование ИКТ для просмотра картин «Золотая осень»  И.Левитан,  «Октябрь» В.Поленов и др., заучивание стихов, примет, пословиц, поговорок, загадок о осени.

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения Евгения Вахромеева  «Приметы осени».

Осень подойдет неслышно,            Это первая примета,

Тихо встанет у ворот.                      Что от нас уходит лето.

В огороде листик вишни,                А вторая – куст малины

На дорогу упадет.                             В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,                 Третья верная примета:

Потемнеют облака.                           Осень бродит близко где-то.

Словно их накроет тень,                  Ранним утром, на поляны,

Станет пасмурной река.                   Лягут белые туманы.

                            А потом, уж, жди не жди,

                            Моросящие дожди.

                            Пеленой затянет просинь-

                            Значит наступила – Осень!

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось стихотворение? (ответы детей…)

                         - О чем говорится в этом стихотворении?

                         - Какие приметы осени перечислены в стихотворении?

                         - Какой месяц начинает осень?

                         - А после сентября?

                         - И завершает осенний период?

                         - Что происходит с природой осенью?

                        - Звери и природа готовятся к зиме. Насекомые прячутся в опавших листьях, почве и коре.

                        - А почему насекомые прячутся?

                        - А почему неслышно веселого щебета птиц?

                        - Для чего птицы улетают на юг?

                        - Как называют таких птиц?

                        - Как называют птиц, которые остаются на зиму?

                        - Подумайте и скажите, для чего зимующие птицы переселяются ближе к жилью человека?

                       - Молодцы! Вы правильно назвали осенние месяцы, рассказали об изменениях в природе. Вот и к нам пришла осень.

Презентация.

Осень – это такое время года, когда в природе все меняется: дни становятся короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днем.   Сл. №1

Небо пасмурное, хмурое, часто идут дожди.    Сл. №2  

Есть две осени. Одна – радостная, пышно украшенная листвой, богатым урожаем.   Сл. № 3,4,5.

Другая неприглядная собой, в лоскутьях опавшей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, тяжелыми тучами на небосводе. Это – поздняя осень.   Сл. № 6,7,8.

И к каждой осени у нас особая любовь.   Сл. № 9.

Воспитатель: - Давайте с вами подберем сейчас  слова определения к первой – «Золотой осени».

                                  Дидактическая игра «Осенние  слова».

Дети подбирают слова к «Золотой осени» - золотая, красивая, величавая, разноцветная, дивная, теплая, ранняя, хорошая, очаровательная, великолепная, прекрасная, ласковая, интересная, роскошная, лучезарная, щедрая , богатая урожаем и др.

А теперь подберем слова – определения к «Поздней осени» - поздняя, дождливая, грустная, тихая, печальная, унылая, прохладная, и др.

                                           Физминутка.

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон, зашумит листвою он.

На зарядку солнышко, поднимает нас.

Поднимаем руки мы, по команде «раз».

А над нами весело, шелестит листва.

Опускаем руки мы, по команде «два».

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Воспитатель:     В круг скорее становитесь,

                             Крепко за руки возьмитесь,

                             Будем с вами вспоминать,

                             И приметы называть.

- Русский народ  очень наблюдательный и до нас дошло очень много примет, пословиц и поговорок:

Пословицы:

  • Коли ясно, то и осень прекрасна.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Осень велика – зима долга.
  • От осени к лету – поворота нету.
  • Осень – погоды перемен восемь.
  • Последний листок – к суровой и продолжительной зиме.

Приметы:

  • Днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.
  • Дождь без ветра будет долго идти.
  • Вороны летают стаями и беспрерывно каркают – к дождю.

Воспитатель: - Мне очень понравились ваши ответы, молодцы!

                                       Сюрпризный  момент.

(Стук в дверь, почтальон приносит письмо, воспитатель открывает конверт и читает).

       - Дорогие ребята! Недалеко от вашего детского сада есть парк, который надел свой самый красивый наряд. Все деревья и кустарники нарядились по –осеннему. Одни только елки, сосны и туи остались по – летнему,  темно – зелеными. Но скоро все листья облетят и деревья  заснут спокойным сном.

Если вы нарисуете осенний лес, тогда деревьям будут сниться красивые волшебные сны. Ребята, помогите пожалуйста, продлите осеннюю сказку.

                                                                  Ваша «Золотая осень».

Воспитатель:    - Ребята, поможем осени?

                          - Посмотрите, что я вам приготовила.

(Воспитатель показывает детям ватман, гуашь, краски, печатки, бумагу, кисти.)

- Прежде чем приступить к работе, давайте приставим, что вы будете рисовать, как расположите деревья и кустарники. Вы готовы? (Звучит музыка)

                                         Коллективная работа.

(Дети выполняют работу разными нетрадиционными способами. В ходе занятия,  воспитатель следит за приемами рисования, побуждая детей к самостоятельной деятельности).

Итог:

Воспитатель:   - У вас получилась очень красивая и интересная картина. А вам она нравится?

- Как мы передадим картину осени?

- Правильно, мы отправим её по почте, большой бандеролью, и тогда, все деревья и не только в парке, увидят красивые цветные сны и будут спать спокойно до самой весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...