"Домашние животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

знакомство детей с ОВЗ с детенышами домашних животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_ispravlennyy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад№26» г. Чебоксары

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности по освоению образовательной области  «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему: «Домашние животные»

                                           

                                                   Составила: учитель-дефектолог 2 группы

                                  Угасина Екатерина Валериевна

                                                 

г. Чебоксары, 2014

Программное содержание:

Познакомить детей с детёнышами домашних животных (телёнок, козлёнок, поросёнок, котёнок, жеребёнок, щенок); учить употреблять существительные с предлогом – у - в родительном падеже; закрепить образование существительных множественного числа; продолжать знакомить детей с художественными загадками; закрепить умение проводить звукобуквенный анализ слова (кошка), продолжать формировать навык чтения.

Продолжать формировать умение выполнять движения в такт песни,

совершенствовать умения детей отвечать на вопросы полными  предложениями. Активизировать остаточный слух. Развивать графо-моторные навыки, зрительное восприятие. Продолжать учить работать по схеме.

Воспитывать интерес к жизни домашних животных, умение внимательно слушать педагога и ответы сверстников, умение действовать по инструкции педагога.

Оборудование и  материалы: презентация «Животные и их детёныши» см. приложение, презентация «Один-много» см. приложение,  мультимейдийный проектор, экран, предметная схема «Окончания существительных в родительном падеже с предлогом – у» см. приложение; запись песни М. Железновой «Автобус», руль, мяч, 4 картинки с изображением кошки, 4 простых карандаша.

Словарная работа: телёнок, козлёнок, поросёнок, котёнок, жеребёнок, щенок, у коровы, у свиньи, у козы, у кошки ,у собаки, у лошади, корова, коровы, собака, собаки, кошка, кошки, лошадь, лошади, свинья, свиньи, козы, коза.

Предшествующая работа: Актуализация знаний по теме «Домашние

животные». Беседа с детьми на тему «Жизнь домашних животных»;  знакомство с образованием множественного числа существительных (корова - коровы, свинья - свиньи, кошка – кошки, собака –собаки,  лошадь –лошади, коза –козы).

Индивидуальная работа:

с Егором продолжать учить согласовывать окончания существительных с числительными (одна корова - пять коров, одна собака – пять собак).

с Варварой продолжать учить отвечать полным предложением (Сейчас осень. У козы козлёнок).

с Богданом продолжать учить замечать ошибки в ответах сверстников  и контролировать свою речь (приём «маленький учитель» в дидактической игре «У кого кто?»).

с Дашей продолжать учить составлять слова с опорой на нумерацию букв (практическое задание «Напиши название животного»).

 

Ход занятия:

Занятие организовано в музыкальном зале. Дети заходят в зал, здороваются.

Педагог: Давайте будем сегодня стараться, внимательно слушать и красиво говорить.

Сегодня мы с вами отправимся в деревню. Мы узнаем каких домашних животных можно там встретить. Для того, чтобы занять место в автобусе вам нужно ответить на вопрос.

Вопросы:

-Какое сейчас время года?

-Какое время года наступит после осени?

-Какой сейчас месяц?

-Какая на улице погода?

Ребёнок отвечает на вопрос полным предложением и занимает место.

Педагог: Поехали! (Звучит песня «Автобус» М. Железновой дети выполняют соответствующие движения под музыку).

Далее на  экране проецируется  картина с изображением деревни. Дети «выходят» из автобуса, садятся перед экраном на стульчики  и смотрят.

Педагог: Мы приехали. Вот деревня. Вы хотите узнать, кто из домашних животных здесь живёт? Для этого вам нужно отгадать загадки.

Педагог загадывает загадку

Педагог:

Мягкие лапки

А в лапках – цап -царапки.

Дети: кошка.

Педагог: Давайте посмотрим на экран и узнаем правильный ответ.

Да, это кошка. Кто знает, как называется детёныш кошки?

Дети: котёнок

На экране проецируется картина с изображением котёнка. Аналогичным образом проводится работа с другими животными.

Загадки про животных:

 Все бородой трясёт,

Травки очень просит:

 «Ме, да ме,

Дай-те травки мне..» (Коза).

Она и стройная, и красивая,
У неё густая грива!
Она копытами цок-цок,
Покатай меня, дружок! (лошадь).

Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает (собака)

Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она: му-му!

Молоко кому! ( Корова)

Хвост колечком у него,

Носик - пятачком,

Хрюкает он весело,

А потом - молчок. (свинья )

 

После этого педагог встаёт у мольберта, которых находится рядом с экраном.

Педагог: Давайте вспомним, названия детёнышей:

Дети: котёнок.

Педагог выкладывает на наборное полотно картинку с изображением котёнка и табличку. Таким образом, выкладываются все картинки с изображением детёнышей.

После этого педагог собирает все таблички, на которых написаны названия детёнышей и предлагает детям выбрать одну табличку, прочитать её и найти соответствующую картинку.

Педагог: Даша возьми табличку и прочитай.

Даша: поросёнок.

Педагог: подложи к картинке.

Аналогично выполняет работу каждый ребёнок. Последние две таблички предлагаются детям, испытывающим трудности.

Педагог обращает внимание на экран.

На экране проецируется схема (см. приложение)

Педагог: Ребята, посмотрите сюда. Я буду читать схему, вы внимательно слушайте.

Педагог демонстрирует правильное употребление существительных с предлогом -у в родительном падеже опираясь на схему. Схема проецируется на экране. Вначале схему читает педагог. Далее дети по цепочке.

Педагог  предлагает детям  д/и «У кого кто?».  Дети встают в круг. Педагог  бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос « Кто у лошади?».  Ребёнок ловит мяч и отвечает полным предложением « У лошади жеребёнок». При трудностях опирается на схему. После нескольких вопросов педагога, ведущим становится ребёнок.

Педагог: Богдан, сейчас ты будешь учитель.

Богдан задаёт вопрос и оценивает ответы сверстников.

После этого педагог проводит физкультурную  минутку.

Педагог: эй, лошадки все за мной! Поспешим на водопой. (руки вперед, пружинистые движения ног)

Вот широкая река, в ней холодная вода, пейте! (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)

Хорошая водица, поступим копытцем! (поочередное притопывание то левой, то правой ногой)

Эй, лошадки все за мной, поскакали – ка домой! (цоканье кончиком языка)

Д/и «Назови, кто это?»

Педагог: В этой деревне живёт добрая бабушка Маша. Вот она (на экране проецируется картинка с изображением бабушки Маши). У бабушки Маши есть альбом с фотографиями. Она хочет нам его показать. Посмотрим?

Дети: да!

На экране проецируется картина с изображением одной коровы и пяти коров.  Педагог показывает  на корову.

Педагог: Варя, назови кто это?  

Педагог показывает на изображение одной коровы.

Варвара: это корова.

Педагог показывает на изображение пяти коров.

Педагог: кто это?

Варя: это коровы.

Дети и педагог делают вместе вывод: одна корова, а когда их много мы их назовём коровы.

Педагог: Егор, сколько тут коров?  (показывает на  изображение одной коровы).

Егор: Тут одна корова.

Педагог: Сколько тут коров?  (показывает на изображение 5 коров).

Егор: тут 5 коров.

Аналогично проводится работа со всеми животными. С Егором так же отрабатывается словарь: одна собака - пять собак.

Практическое задание «Напиши название животного».

Педагог: У бабушки Маша есть любимое домашнее животное. Давайте сядем за стол и узнаем кто это.

Педагог раздаёт фотографии кошек.

Педагог: Как называется это животное?

Дети: кошка.

Педагог: да, это кошка! Возьмите карандаши и запишите слово- кошка.

Дети самостоятельно записывают слово. Педагог при необходимости оказывает помощь. Даша записывает слово путём выстраивания необходимой последовательности букв, опираясь на их нумерацию.

Итоговая беседа.

Педагог: нам пора прощаться с бабушкой Машей. Скажем ей до свидания!

Дети: до свидания!

На проекторе исчезает картинка с изображением бабушки Маши.

Педагог: вам понравилось в деревне?

Дети: да!

Педагог: Что тебе понравилось, Егор?

Так педагог задаёт вопрос каждому ребёнку.

Педагог: нам пора возвращаться в группу. Займите места.

Дети встают за педагогом и под музыку возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Конспект НОД в старшей группе. "Домашние животные" Беседа о домашних животных.

Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение , расширение и активизация словаря . Учить составлять описательные рассказы о домашних животных ...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

"Загадки о домашних животных" по лексической теме "Домашние животные"

Материал может использоваться как в ООд так и в режимных моментах....

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных»»

Тема недели : (Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных ) с 18.11.19 по 22.11.19Программное содержание: 1. Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать и...