Главные вкладки

    Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой
    материал по развитию речи на тему

    Шкромида Елена Федоровна

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл naglyadnoe_modelirovanie.docx30.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

    В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

    • геометрические фигуры;
    • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
    • планы и условные обозначения, используемые в них;
    • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

    Применение в работе моделирования дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий всегда носит мягкий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, может работать в режиме проектирования.

    Развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, речевой

    Задачи:

    • обогащать словарь, развивать грамматический строй речи, связную, выразительную речь;
    • обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
    • развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
    • уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
    • развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
    • развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
    • уметь использовать заместители;
    • воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

    При ознакомлении дошкольников с художественной литературой можно выделить два направления, имеющих большое значение для развития умственных способностей детей. Это — обучение умению связно пересказать услышанное и формирование элементов художественного творчества самого ребенка.

    Пересказ — одна из основных задач, которые ставятся перед дошкольниками.

    Решение этой задачи требует от ребенка определенного уровня развития вообще и связной речи в частности. Необходимо выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой построить связный пересказ. Если у ребенка отсутствует предварительная мыслительная переработка текста, то даже при достаточном речевом развитии он затрудняется четко и точно пересказать услышанное, соскальзывает на детали, повторяется и т. п.

    Вторая задача — сочинить собственный рассказ или сказку — как бы обратная первой задаче. Здесь ребенок должен не составить схему по готовому произведению, а создать собственный замысел и развернуть его затем в полный рассказ с различными деталями и событиями. Если ребенок не составляет некоторую предварительную схему рассказа, его произведения носят отрывочный, структурно неорганизованный характер.

    У дошкольников можно сформировать умение связно пересказать текст на основе обучения составлению его плана. В качестве такого плана может выступать наглядная модель, фиксирующая последовательность наиболее существенных частей текста.

    Обучение детей умению строить и использовать модели проводится  в несколько этапов. Прежде всего дети должны усвоить сам принцип замещения, т. е. научиться обозначать персонажей и основные атрибуты художественного произведения заместителями, которые впоследствии можно было бы использовать при построении модели.

    Затем детям необходимо усвоить передачу основных событий художественного произведения с помощью заместителей.

    На этом же этапе предполагается  ввести и предметное наглядное моделирование, т. е. передачу отдельных эпизодов сказки через расположение заместителей, обозначающих персонажей и основные атрибуты каждое эпизода.

    Далее дети полностью используют  наглядные модели, где уже не требуется   воспроизводить действия, происходящие в сказке, а все основные эпизоды передаются  через соответствующее расположение заместителей.

    Программа «Развитие» Л.А.Венгера направлена на развитие способностей у детей предметного наглядного моделирования.

    Основными целями программы являются:

    • развитие умственных и художественных способностей ребенка;
    • развитие специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию.

    Программа составлена для каждого возраста, содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы. В задачах по работе с детской книгой выделяется три направления.

    1. Ознакомление с художественной литературой.

    Здесь предусматриваются развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение морально-этических норм. Виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые драматизации.

    1. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности
      Авторы предлагают знакомить детей со средствами выразительности (эпитет, сравнение и т.д.), звуковой стороной речи. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений (причем в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать не только наглядные признаки — форму, цвет, — но и не наглядные — грустный, веселый), дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок.
    2. Построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации.

    Настоящая программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Основываясь на исследованиях, проведенных в отечественной и мировой психологии, авторы программы сосредоточили внимание не на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретных знаниях, умениях и навыках), а на способах овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей.

    При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

    Способность к наглядному моделированию начинает складываться у детей в младшем возрасте.

    В младшем возрасте детям присущи действия замещения, делящие мир на замещаемое и заместители. В качестве заместителей выступают условные обозначения: круги, квадраты, полоски различных цветов и размеров и действия с ними. В отслеживании динамики интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» используются показатели:

     ребенок применяет представления о различных цветах и оттенках, формах и их разновидностях, величине;

     ребенок может создавать постройки в соответствии с задачей и условиями на основе готового наглядного образца, замещая схематическое изображение готовой постройкой.

    В средней группе дети используют сами модели. Взрослый дает готовую модель, а ребенок решает познавательную задачу. В отслеживании данного интегративного качества, используются показатели:

     ребенок может применять усвоенные правила, навыки для решения несложных задач, поставленных взрослым;

     ребенок ориентируется в пространстве группы и детского сада.

    В старшей группе применение готовых моделей совершенствуется- дети переходят к использованию самих моделей. Показатели отслеживания качества:

     дети могут выделять существенные признаки;

     дети могут классифицировать по выделенным признакам;

     дети могут устанавливать сериационные и классификационные отношения;

     дети могут ориентироваться в ограниченном и открытом пространстве;

     дети способны использовать достаточно сложные схематические изображения при решении конструктивных задач.

    В подготовительной группе дети овладевают самым сложным действием наглядного моделирования – построением модели. Сначала модель строится на основе анализа готовой модели, в дальнейшем строят модель по собственному замыслу. Показатели отслеживания интегративного качества:

     ребенок ориентируется в ограниченном и открытом пространстве; Черепанова Н. А. Метод наглядного моделирования как средство отслеживания интегративного качества дошкольника «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»

     ребенок способен использовать достаточно сложные схематические изображения при решении конструктивных задач;

     ребенок может выделять существенные признаки;

     ребенок может классифицировать по выделенным признакам;

     ребенок устанавливает сериационные и классификационные отношения;

     ребенок пересказывает и самостоятельно придумывать истории, сказки, удерживая сюжетную линию.


    Используемая литература

    1. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб. Пособие. 2-е изд. - Воронеж, 2005. – 224 с.
    2. Образовательная работа в детском саду по программе  «Развитие». Методическое пособие. под ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева – М., 2013
    3. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.  - 136 с.
    4. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
    5. Ушакова О. С. Игры и упражнения по развитию речи. – М. : Владос, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

    Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...

    «Формирование способности к наглядному моделированию и развитие творческого воображения при формировании экологических знаний дошкольников»

    Материал для воспитателей ДОУ, позволяющий повысить уровень экологических знаний дошкольников....