Консультация для воспитателей "Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями"
консультация по математике
Консультация для воспитателей по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sposobnosti_k_naglyadnomu_modelirovaniyu.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
"Развитие способности к наглядному моделированию
при ознакомлении с пространственными отношениями".
Младшая группа.
1 занятие: "Игрушечная комната"
Детям дается три предмета: квадрат, прямоугольник, треугольник.
У воспитателя макет комнаты, с расставленной в ней игрушечной мебелью: круглый стол, прямоугольный диван и квадратное кресло
(их заместители – соответственно, круг, прямоугольник и квадрат).
У каждого ребенка – фланелеграф и картонные геометрические фигуры (заместители мебели).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает расположение мебели, и называет, что где стоит ("стол в середине комнаты, кресло рядом со столом" и т.п.), и объясняет, что вместо этих предметов мебели у них будут заместители – круг, прямоугольник, квадрат. После этого дети, используя заместители мебели, на своих фланелеграфах стоят план комнаты. Усложняем задания увеличением количества объектов и введением новых вариантов расположения мебели в комнате.
2 занятие: Усложнение
К перечисленным предметов добавляем квадратный табурет и круглый торшер, которые замещают треугольником и маленьким кружком.
Введение новых вариантов расположения мебели в комнате.
Что это? (Дети отвечают круг)
Зеркальное расположение фигур.
3 занятие.
Построить план из трех, четырех заместителей (большой круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
К концу года дети должны овладеть построением плана кукольной комнаты. Каждому ребенку дается изображенный на листе бумаги план игрушечной комнаты, включающий четыре заместителя, и предлагается построить на фланелеграфе из кукольной мебели такую же комнату. Необходимо построить комнату трижды, т.е. соответственно трем планам, где варьируется расстановка заместителей.
Средняя группа.
Дети выполняют задание на построение и использование плана реального пространства – часть групповой комнаты, где обычно проходят занятия. Обстановка: стол воспитателя и 10 столиков, за которыми работают дети.
Начало занятия: рассматривается расположение столов; считается количество рядов, количество столов в каждом ряду. Затем дети рассаживаются по местам. У каждого на столе фланелеграф, рядом на подносе – 10 маленьких и один большой прямоугольник – заместители столов.
Дети приступают к работе: строят план.
С третьего занятия проводятся игры, цель которых – совершенствовать соотнесения плана с реальным пространством. (Воспитатель ставит вазу с цветами на стол: "Определите этот стол на своем плане"; "Обменяйтесь местами"; "Определите свое место на плане"). Играя, дети должны отыскивать на плане место, указанное в реальной комнате, или, наоборот.
Найти в комнате место, указанное в плане. Детям трудно использовать множество идентичных заместителей. Считать в необходимы пределах они уже умеют, но, выкладывая прямоугольники, многие перестают соотносить план с реальным пространством и переходят к ориентировке на само поле фланелеграфа (подменяли задачу).
Используемые на занятиях методические приемы: (пересчет количества рядов и количества столов в каждом ряду), облегчают выполнение действия поэлементного соотнесения объектов в пространстве и их заместителей на плане. На других занятиях, чтобы отметить на готовом плане тот или иной прямоугольник дети должны осуществить то же действие поэлементного соотнесения
Детей приводят в комнату, обращают их внимание на окно, дверь и расположение мебели. Затем экспериментатор предлагает построить на фланелеграфе, расположенном на полу у входной двери, их заместители (два одинаковых больших прямоугольника, два одинаковых средних прямоугольника и два квадрата); комнату как настоящую расположить в ней мебель, как в настоящей комнате (масштаб 1:20).
По выполнении задания экспериментатор прячет игрушку четыре раза (за шкафами и под столами) и указывает на плане место, где он спрятал, а дети должны найти ее в комнате.
Старший возраст.
Объектом моделирования становится реальная комната (групповая, спальня). Потом – участок детского сада, и наконец, вся территория детского сада.
Изменение формы модели состоит в том, что по мере усложнения отображаемого объекта в нее вносятся дополнительные обозначения (кусты, деревья и др.) и, в конечном итоге, вводится система пространственных координат. Одновременно усложняются и действия по использованию плана.
Усложнение. Усложняются чертежи конструкций, которыми пользуются дети. Чертеж, задающий одну – фронтальную – проекцию конструкции, сменяется чертежом, представляющим объект в двух и затем в трех проекциях (вид спереди, сбоку, сверху).
Игра "Секрет" – дети по плану должны найти спрятанные предметы. Здесь ищут предмет все вместе по одному плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлению с художественной литературой"и
Соблюдать последовательность сказки помогут модели....
Конспект занятия по направлению «Ознакомление с пространственными отношениями» в средней группе Тема: «Прогулка матрёшек в лес».
Конспект занятия по направлению «Ознакомление с пространственными отношениями» в средней группе....
Конспект занятия по ознакомлению с пространственными отношениями в средней группе
В материале представлен конспект занятия по ознакомлению с пространственными отношениями для детей среднего дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный ...
Занятие по ознакомлению с пространственными отношениями в средней группе
Конспект занятия для детей средней группы...
Конспект по познавательной НОД Тема: "Компас, 4 части света" (Ознакомление с пространственными отношениями)
Программное содержание:1. Развивать пространственные представления о сторонах света (север, юг, запад, восток) с помощью компаса2. Провести практическую работу по изготовлению компаса.3. Закрепить зна...
НОД по ознакомлению с пространственными отношениями для детей средней группы «Виртуальная экскурсия по территории детского сада»
Создание условий для закрепления пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части....