Консультация для воспитателей "Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями"
консультация по математике

Исакова Нина Ивановна

Консультация для воспитателей по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sposobnosti_k_naglyadnomu_modelirovaniyu.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

"Развитие способности к наглядному моделированию
при ознакомлении с пространственными отношениями".

Младшая группа.

1 занятие:  "Игрушечная комната"

Детям дается три предмета: квадрат, прямоугольник, треугольник.

У воспитателя макет комнаты, с расставленной в ней игрушечной мебелью: круглый стол, прямоугольный диван и квадратное кресло
(их заместители – соответственно, круг, прямоугольник и квадрат).

У каждого ребенка – фланелеграф и картонные геометрические фигуры (заместители мебели).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает расположение мебели, и называет,  что где стоит ("стол в середине комнаты, кресло рядом со столом" и т.п.), и объясняет, что вместо этих предметов мебели у них будут заместители – круг, прямоугольник, квадрат. После этого дети, используя заместители мебели, на  своих фланелеграфах стоят план комнаты. Усложняем задания увеличением количества объектов и введением новых вариантов расположения мебели в комнате.

2 занятие:  Усложнение

К перечисленным предметов добавляем квадратный табурет и круглый торшер, которые замещают треугольником и маленьким кружком.

Введение новых вариантов расположения мебели в комнате.

Что это?   (Дети отвечают круг)

Зеркальное расположение фигур.


3 занятие.

Построить план из трех, четырех заместителей (большой круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

К концу года дети должны овладеть построением плана кукольной комнаты. Каждому ребенку дается изображенный на листе бумаги план игрушечной комнаты, включающий четыре заместителя, и предлагается построить на фланелеграфе из кукольной мебели такую же комнату. Необходимо построить комнату трижды, т.е. соответственно трем планам, где варьируется расстановка заместителей.

Средняя группа.

Дети выполняют задание на построение и использование плана реального пространства – часть групповой комнаты, где обычно проходят занятия. Обстановка: стол воспитателя и 10 столиков, за которыми работают дети.

Начало занятия: рассматривается расположение столов; считается количество рядов, количество столов в каждом ряду. Затем дети рассаживаются по местам. У каждого на столе фланелеграф, рядом на подносе – 10 маленьких и один большой прямоугольник – заместители столов.

Дети приступают к работе: строят план.

С третьего занятия проводятся игры, цель которых – совершенствовать соотнесения плана с реальным пространством. (Воспитатель ставит вазу с цветами на стол: "Определите этот стол на своем плане"; "Обменяйтесь местами"; "Определите свое место на плане"). Играя, дети должны отыскивать на плане место, указанное в реальной комнате, или, наоборот.

Найти в комнате место, указанное в плане. Детям трудно использовать множество идентичных заместителей. Считать в необходимы пределах они уже умеют, но, выкладывая прямоугольники, многие перестают соотносить план с реальным пространством и переходят к ориентировке на само поле фланелеграфа  (подменяли задачу).

Используемые на занятиях методические приемы: (пересчет количества рядов и количества столов в каждом ряду), облегчают выполнение действия поэлементного соотнесения объектов в пространстве и их заместителей на плане. На других занятиях, чтобы отметить на готовом плане тот или иной прямоугольник дети должны осуществить то же действие поэлементного соотнесения

Детей приводят в комнату, обращают их внимание на окно, дверь и расположение мебели. Затем экспериментатор предлагает построить на фланелеграфе, расположенном на полу у входной двери, их заместители (два одинаковых больших прямоугольника, два одинаковых средних прямоугольника и два квадрата); комнату как настоящую расположить в ней мебель, как в настоящей комнате (масштаб 1:20).

По выполнении задания экспериментатор прячет игрушку четыре раза (за шкафами и под столами) и указывает на плане место, где он спрятал, а дети должны найти ее в комнате.

Старший возраст.

Объектом моделирования становится реальная комната (групповая, спальня). Потом – участок детского сада, и наконец, вся территория детского сада.

Изменение формы модели состоит в том, что по мере усложнения отображаемого объекта в нее вносятся дополнительные обозначения (кусты, деревья и др.) и, в конечном итоге, вводится система пространственных координат. Одновременно усложняются и действия по использованию плана.

Усложнение. Усложняются чертежи конструкций, которыми пользуются дети. Чертеж, задающий одну – фронтальную – проекцию конструкции, сменяется чертежом, представляющим объект в двух и затем в трех проекциях (вид спереди, сбоку, сверху).

Игра "Секрет" – дети по плану должны найти спрятанные предметы. Здесь ищут предмет все вместе по одному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по направлению «Ознакомление с пространственными отношениями» в средней группе Тема: «Прогулка матрёшек в лес».

Конспект занятия по направлению «Ознакомление с пространственными отношениями» в средней  группе....

Конспект занятия по ознакомлению с пространственными отношениями в средней группе

В материале представлен конспект занятия по ознакомлению с пространственными отношениями для детей среднего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный ...

Конспект по познавательной НОД Тема: "Компас, 4 части света" (Ознакомление с пространственными отношениями)

Программное содержание:1. Развивать пространственные представления о сторонах света (север, юг, запад, восток) с помощью компаса2. Провести практическую работу по изготовлению компаса.3. Закрепить зна...

НОД по ознакомлению с пространственными отношениями для детей средней группы «Виртуальная экскурсия по территории детского сада»

Создание условий для закрепления пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части....

Конспект занятия по ознакомлению с пространственными отношениями

Закрепление полученных знаний по ориентировке в пространстве и на плоскости....