Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Мищанин (Носарева) Татьяна Анатольевна

2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность программы кружка «Воображайки в стране сказок» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – специальная; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Программа разработана с учётом ФГОС и на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности; а также  метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б. и технологии развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.

Новизна программы состоит в том, что при сочинении текстов сказочного содержания  впервые сочетаются  метод работы со сказкой Фесюковой Л.Б. и технология развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.

Актуальность программы обусловлена тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных действий, а гибкости мышления, быстрой  адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. По этой причине творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. При этом творческое воображение  выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования  уже имеющихся, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития маленького ребенка. Она учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь и его творческое воображение. Кроме того, сказки - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром дошкольника.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что благодаря методу Фесюковой Л.Б.,технологии развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.и нетрадиционным техникам изобразительной деятельности дети научатся оригинально не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, а также усвоят обобщённые алгоритмы  организации собственной творческой деятельности.

     Цели программы:

  • Обучить нетрадиционным техникамизобразительной деятельности, методам и обобщённым алгоритмам  организации собственной творческой деятельности.
  • Развить творческое воображение, сформировать умения сочинять тексты сказочного содержания и иллюстрировать их с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
  • Воспитать «добрые чувства», веру в то, что и у отрицательного героя есть положительные стороны, поэтому можно создать условия, чтобы он исправился.

Задачи:

  • Сформировать умение сочинять сказки с помощью творческих методов Фесюковой Л.Б.: знакомые герои в новых обстоятельствах, случайные сказки, изменение ситуации в знакомых сказках, решение противоречий в сказке, краткие истории, моделирование сказок.
  • Сформировать умение составлять тексты сказочного содержания с помощью методов «Каталога», «Морфологического анализа», «Системного оператора», «Волшебного треугольника» и типовых приёмов фантазии.
  • Сформировать умение, анализируя алгоритм работы, составлять правила сочинения сказки.
  • Сформировать умение с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности, конструктивно-модельной  (конструирование, схематизация) и театрализованной деятельности иллюстрировать сочинённую сказку.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в ней мы подходим к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и методы и приёмы ТРИЗ и РТВ. Кроме того в результате работы дошкольник усваивает обобщённые алгоритмы  организации собственной творческой деятельности и нетрадиционные техники изобразительной деятельности. При этом речевое развитие интегрируется с изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация), конструктивно-модельной (конструирование, схематизация) и театрализованной деятельностью.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 6 до 7 лет. Дети старшего дошкольного возраста способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания, так как в подготовительной к школе группе у них продолжает развиваться воображение, связная речь, внимание становится произвольным, формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Сроки реализации образовательной программы 1 учебный год. Работа над каждым творческим продуктом делится на два этапа:

  1. сочинение текста сказочного содержания,
  2.  иллюстрация его с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Формы занятийпо количеству участвующих детей – коллективная, по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей –творческий практикум, по дидактической цели – практическое занятие.

     Режим ООД:

Проводится 1 ООД в неделю продолжительностью 30мин., иногда возможно разбиение на подгруппы.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, методы и обобщённые алгоритмы  организации собственной творческой деятельности.

У воспитанника будет развито творческое воображение, сформировано умение сочинять тексты сказочного содержания и иллюстрировать их с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Воспитанник способен проявлять инициативу и самостоятельность при сочинении и иллюстрации сказок, обладает установкой положительного отношения к миру и другим людям, способен договариваться, сотрудничать, учитывать интересы и чувства других.

Проверка результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы будет происходить в форме выставки книг сказок, авторами и художниками-иллюстраторами которых будут дети подготовительной группы.

Учебно-тематический план.

Тема

1

Сочинение сказки от считалки.

2

Сочинение сказки о бытовых предметах.

3

Иллюстрирование сказки от считалки техникой рисования «цветная клякса».

4

Иллюстрирование сказки о бытовых предметах графической техникой рисования «точка, линия, пятно».

5

Перевирание сказки.

6

Сочинение сказки о фантастических странах.

7

Иллюстрирование сказки, сочинённой с помощью перевирания, графической техникой рисования «цветные карандаши».

8

Иллюстрирование сказки о фантастических странах графической техникой рисования «цветные пушистые пятна».

9

Сочинение сказки о временах года, запахах, звуках.

10

Частица «не» и новая сказка.

11

Иллюстрирование сказки о временах года, запахах, звуках графической техникой рисования нитками.

12

Иллюстрация новой сказки, сочинённой с помощью частицы «не», с помощью техники аппликации «зверушки из кусочков».

13

Сочинение сказки с помощью метода «Каталога».

14

Сочинение сказки динамического типа.

15

Иллюстрация сказки, сочинённой с использованием метода «Каталога», с помощью техники аппликации «линия сгиба».

16

Иллюстрация сказки динамического типа с помощью техники аппликации «весёлые друзья фантики».

17

Сочинение сказки описательного типа.

18

Сочинение сказки нравственно-этического типа.

19

Иллюстрация сказки описательного типа с помощью техники рисования «щтампы».

20

Иллюстрация сказки нравственно-этического типа с помощью техники рисования пальчиками.

21

Сочинение сказки конфликтного типа.

22

Из сказки – задачку.

23

Иллюстрация сказки конфликтного типа с помощью техники рисования ладошкой.

24

Иллюстрация задачки, сочинённой от сказки, с помощью техники рисования «восковые мелки и акварель».

25

Сочинение сказки о чудищах.

26

Сочинение цветной сказки.

27

Иллюстрация сказки о чудищах с помощью техники рисования «монотипия предметная».

28

Иллюстрация цветной сказки с помощью техники рисования «знакомая форма – новый предмет».

29

Сочинение сказки от превращений.

30

Сочинение сказки по завуалированным картинкам.

31

Иллюстрация сказки от превращений с помощью техники рисования «кляксография с ниточкой»

32

Иллюстрация сказки по завуалированным картинкам с помощью техники рисования «набрызг».

33

Из сказки убежали все глаголы (существительные).

34

Сочинение сказки динамического типа.

35

Иллюстрация сказки, из которой убежали все глаголы (существительные), с помощью техники рисования «акварельные мелки».

36

Иллюстрация сказки динамического типа с помощью техники рисования «тычок жесткой кистью».

37

Сочинение сказки описательного типа.

38

Иллюстрация сказки описательного типа с помощью техник рисования ладошкой и пальчиками.

Итого38 часов, 19 из которых составляет речевое развитие и 19 – изобразительная деятельность.

Содержание курса

Тема №1 «Сочинение сказки от считалки», тема№2 «Сочинение сказки о бытовых предметах», тема №5«Перевирание сказки», тема №6 «Сочинение сказки о фантастических странах», тема №9 «Сочинение сказки о временах года, запахах, звуках», тема №10 «Частица «не» и новая сказка», тема №22 «Из сказки – задачку», тема №25«Сочинение сказки о чудищах», тема №26 «Сочинение цветной сказки», тема №29 «Сочинение сказки от превращений», тема №30 «Сочинение сказки по завуалированным картинкам», тема №33 «Из сказки убежали все глаголы (существительные)» разработаны на основе метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б. Она предлагаетуниверсальную и в то же время условную схему работы с текстами любой сказки.

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка и экология.
  7. Сказка развивает руки.

Каждый сказочный текст выдвигает на первый план всего лишь 1 -2 раздела схемы, а остальные остаются второстепенными, сопутствующими.

Работая над первым разделом «Нравственный урок» ребёнок понимает, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, и создаёт новую ситуацию, где бы герой исправился. Воспитывая добрые чувства, мыучим детей сравнивать, формируем привычку доказывать (например, «Докажи, что Алёнка лучше всех»), ставим ребёнка на место положительного или отрицательного героя, даём возможность глубоко сопереживать героям, упражняя детей в синхронном выражении чувств и телодвижений (например, «Как движениями похвалить петушка») – интеграция с театрализованной деятельностью. Занимаясь речевой зарядкой, мыучим ребёнка сочинять произведения жанров письменного общения (записка, телеграмма, короткое письмо), выбирая кому из героев, что отправить. Также,пользуясь методом введения частицы «не» (Не Красная Шапочка, а…), поворачиваем сюжет сказки в новое русло. Для внесения новизны, создания элемента неожиданности мы используем приём «Из сказки убежали все глаголы…». Работая по разделу «Развитие мышления и воображения» мы используемметод постановки проблемного вопроса (почему, зачем, всегда ли…?), метод шифров названий сказок, имён героев, слов. В разделе «Сказка и математика» с помощью геометрических фигур моделируем героев сказки, преобразуем сказку в задачку или считалку, формируем кинестетические способности у дошкольников: способность воспринимать время, чувствовать  вес…. Например, за какое время лиса пробежит 10 метров, сколько весит булава? В разделе «Сказка и экология» подводим детей к пониманию того, «что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии (например, «А если бы не наступила весна?»). Раздел «Сказка развивает руки»  раскрываетинтеграцию с театрализованной, изобразительной и конструктивно-модельной деятельностью.

Тема №13 «Сочинение сказки с помощью метода «Каталога», темы №14,34 «Сочинение сказки динамического типа», темы №17, 37«Сочинение сказки описательного типа», тема №18 «Сочинение сказки нравственно-этического типа», тема №21 «Сочинение сказки конфликтного типа» разработаны на основе технологии развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., а именно, раздела «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания». Раскрывая эти темы, мы создаём педагогические условия для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:

  • модельсоставления сказкис помощью метода «Каталога», который выполняет функцию подготовки ребёнка к усвоению более сложных моделей;
  • модель составления сказки динамического типа с помощью метода «Морфологического анализа»;
  • модель составления сказки описательного типа с помощью метода «Системного оператора»;
  • модель составления сказки морально-этического типа с помощью ТПФ (типовых приёмов фантазии);
  • модель составления сказки конфликтного типа с помощью метода «Волшебного треугольника».

Для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку мы записываем схемами на полоске бумаге простым карандашом или ручкой слева направо придуманный текст. При такой записи схемы не имеют много деталей, действие к действию добавляется через стрелку.

      Сочиняя сказки педагог работает с дошкольниками фронтально, при необходимости объединяет их в группы.

Тема №3  «Иллюстрирование сказки от считалки техникой рисования «цветная клякса»»,тема №4«Иллюстрирование сказки о бытовых предметах графической техникой рисования «точка, линия, пятно», тема №7 «Иллюстрирование сказки, сочинённой с помощью перевирания, графической техникой рисования «цветные карандаши», тема № 8 «Иллюстрирование сказки о фантастических странах графической техникой рисования «цветные пушистые пятна», тема №11 «Иллюстрирование сказки о временах года, запахах, звуках графической техникойрисования нитками», тема №12 «Иллюстрация новой сказки, сочинённой с помощью частицы «не», с помощью техники аппликации «зверушки из кусочков», тема №15 «Иллюстрация сказки, сочинённой с использованием метода «Каталога», с помощью техники аппликации «линия сгиба», тема №16 «Иллюстрация сказки динамического типа с помощью техники аппликации «весёлые друзья фантики», тема №19 «Иллюстрация сказки описательного типа с помощью техники рисования «штампы», тема №20 «Иллюстрация сказки нравственно-этического типа с помощью техники рисования пальчиками», тема №23 «Иллюстрация сказки конфликтного типа с помощью техники рисования ладошкой», тема №24 «Иллюстрация задачки, сочинённой от сказки, с помощью техники рисования «восковые мелки и акварель», тема №27 «Иллюстрация сказки о чудищах с помощью техники рисования «монотипия предметная», тема №28 «Иллюстрация цветной сказки с помощью техники рисования «знакомая форма – новый предмет», тема №31 «Иллюстрация сказки от превращений с помощью техники рисования «кляксография с ниточкой», тема №32 «Иллюстрация сказки по завуалированным картинкам с помощью техники рисования «набрызг», тема №35 «Иллюстрация сказки, из которой убежали все глаголы (существительные), с помощью техники рисования «акварельные мелки», тема №36 «Иллюстрация сказки динамического типа с помощью техники рисования «тычок жесткой кистью», тема №38 «Иллюстрация сказки описательного типа с помощью техник рисования ладошкой и пальчиками» разработаны на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

      После того, как дошкольники сочинили сказку, они иллюстрируют её, создавая индивидуальные творческие работы.  

Методическое обеспечение.

     Темы, разработанные на основе метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б., подчинены единой цели: научить детей нетрадиционно, значит, оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Для достижения этой цели используются творческие методы работы со сказками, поделённые на группы:

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах (сказка от считалки, из сказки −задачку);
  • Случайные сказки (о бытовых предметах, о чудищах);
  • Изменение ситуации в знакомых сказках (перевирание сказки, цветные сказки);
  • Решений противоречий в сказке (сказки о фантастических странах, сказки от превращений);
  • Краткие истории (сказки о временах года, запахах, звуках, сказки по завуалированным картинкам);
  • Моделирование сказок (частица «не» и новая сказка, из сказки убежали все глаголы (существительные).

Темы, разработанные на основе технологии развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., учат детей сочинению сказок с помощью моделей.

1)Метод «Каталога».Цель научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют 2 героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определённое место.  

2)Сказки динамического типа.В этой сказке 1 или несколько объектов совершают действия с определённой целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать своё поведение, в результате чего идёт достижение цели и изменение отношения окружающих.

3)Сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени.  В этих сказках подробно описывается жизнь героя, его изменение во времени. У героя есть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни, а в зрелом возрасте происходят испытания его на стойкость.  

4)Сказки морально-этического типа, т. е. в тексте сказок явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке (например, «Каша из топора»).

5)Сказки конфликтного типа.  Положительный и отрицательный герои с помощью посредника – какого-либо волшебства взаимодействуют в определённом поле. Усиление одной из составляющих (например, у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (например, волшебный предмет потерялся) ведёт к обострению конфликта в сказочном сюжете. Основное жизненное правило: конфликт нужно решать так, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

        Сочиняя сказки используем следующие материалы: карточки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов, героев художественных произведений, явлений природы, чудес, крупные и мелкие игрушки, различные предметы-заместители, модули.

        Темы, разработанные на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности, развивают творческое воображение. Используются следующие техники рисования: цветные кляксы, графические (точка − линия− пятно, цветные карандаши, пушистые пятна, рисование нитками), штампы, тычкование жёсткой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, восковые мелки и акварель, монотипия предметная, знакомая форма – новый образ, кляксография с ниточкой, набрызг, акварельные мелки, − и техники аппликации: зверушки из кусочков, линия сгиба – разрыв, весёлые друзья фантики.Для занятия изобразительной деятельностью мы используем следующие материалы: гуашь, краски, цветные карандаши, нитки, штампы, кисти, восковые и акварельные мелки, цветную бумагу, фантики от конфет, ножницы, клей ПВА, бумагу для рисования.

        Список литературы:

  1. Большая книга детского творчества.− М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.− 288с.
  2. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста/ Фесюкова Л.Б.− Онлайн Библиотека http://www.koob.ru
  3. Первая энциклопедия детского досуга / Бошо И. –М.: РОСМЭН, 2008.
  4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под редакцией Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2005.− 128с.
  5. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Сидорчук Т.А. , Хменко Н.Н. – 2004.

Модель программы составлена воспитателем Носаревой Т.А.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»

Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"

Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я» возраст детей 6 - 7 лет

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равнове...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Азбуковедение» для детей 5-7 лет

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в процессе освоения программы дети в игровой форме знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Дополнительная общеобразовательная программаСоциально – педагогической направленностиДля детей дошкольного возраста 3-4лет«Сказки фиолетового леса».        ...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.Программа рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает развитие лично...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Очумелые ручки» (для детей дошкольного возраста 4-5 лет) срок реализации 1 год.

Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности«Очумелые ручки»(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)срок реализации 1 год....