Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я» возраст детей 6 - 7 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Анохина Елена Валерьевна

 

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Одной из важных задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

 

Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

По мнению психолога Л. И. Катаевой, застенчивость – сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия – от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов. Наверное, её можно назвать, наиболее, распространённой причиной, осложняющей общение.

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;

- невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;

- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка , какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксация внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

По мнению современных психологов Н. В. Клюевой и Ю. В. Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

Существуют и более сложные причины – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdo_pedagoga-psihologa.docx57.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад №2» 

Протокол от 27.02.2018 №3   

                                                                                 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №2»

__________ Н.А.Расщупкина

Приказ от                   №    

                                                                                                                                                                                                         

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

«ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я»

возраст детей  6 - 7 лет

срок реализации: март – май 2018 учебного года

Автор:

педагог-психолог – Анохина Е.В.

г. Троицк, 2018 г.

Содержание

I Целевой раздел

1.1. Информационно-аналитическая справка        3

1.2. Пояснительная записка        4

1.3. Направленность Программы        7

1.4. Цели и задачи реализации Программы        8

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации Программы        8

1.6. Сроки реализации        9

1.7. Ожидаемые результаты освоения Программы        9

II Содержательный раздел

2.1. Описание форм и методов реализации программы        10

2.2. Основное содержание программы        11

2.3. Учебно-тематическое планирование        13

2.4. Содержание работы по взаимодействию с семьей        14

III Организационный раздел

3.1. Условия реализации Программы        15

3.2. Учебный план        16

3.3. Регламент образовательной деятельности        19

3.4. Материально-техническое обеспечение реализации

Программы        19

3.5. Учебно-методическое обеспечение реализации

Программы        20

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Информационно-аналитическая справка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Рябинушка» города Троицка, Челябинской области расположен по адресу: Российская Федерация, Челябинская область, 457100, город Троицк, ул. Дорожная 6А.

Адрес электронной почты: ryabinushka_2@mail.ru 

Учредитель ДОУ: Управление образования администрации города Троицка

Дошкольное образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет печать, штамп, свидетельство о государственной регистрации, имеет право на ведение самостоятельной образовательной деятельности — лицензия серия – серия 74Л02 № 0000023, регистрационный № 11052 от “11” июня 2014 года – бессрочная.

Детский сад имеет обособленное имущество, которое принадлежит ему на правах оперативного управления.

В соответствии с Уставом ДОУ образовательный процесс осуществляется по основной программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой и программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

Проектная мощность дошкольного учреждения — 179 мест. Режим работы — 12 часов.

В настоящее время функционирует 6 групп, из них:

 - группы обще развивающие – 4;

- группы компенсирующие (для детей с нарушением речевого развития) – 2.

  1. Пояснительная записка

Психическое здоровье – фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Одной из важных задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Актуальность

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

По мнению психолога Л. И. Катаевой, застенчивость – сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия – от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов. Наверное, её можно назвать, наиболее, распространённой причиной, осложняющей общение.

Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:

- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;

- невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;

- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка , какая-то эмоциональная угроза, и т.д.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксация внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.

По мнению современных психологов Н. В. Клюевой и Ю. В. Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.

Существуют и более сложные причины – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

  1. Направленность Программы

Дополнительная общеобразовательная программа психологического кружка «Тропинки к своему я» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования.

Курс рассчитан на 9 месяцев занятий, объем занятий –36 ч, (в расчете 1 ч. в неделю)

Значимость данной программы  обусловлена тем, что общение в жизни детей дошкольного возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с дошкольниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Старший дошкольный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально – личностная сфера: недостаточная сформированность диффренциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой «дефект», и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: создание условий для естественного психологического и всестороннего развития ребенка.

Задачи:

1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей.

2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления.

4. Способствовать самопознанию ребенка.

5. Формировать умения развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

6. Совершенствовать коммуникативные навыки ребенка, развивать совместную деятельность детей.

7. Способствовать формированию и развитию навыков сотрудничества.

  1. Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.

  1. Сроки реализации Программы

Продолжительность реализации программы – 9 месяцев.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2.Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3.Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

4.Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

  1. Ожидаемые результаты освоения Программы

- принятие себя и окружающих, адекватное восприятие своих и чужих достоинств и недостатков;

- умение делать выбор,

- сформированная потребность в самоизменении;

- произвольная регуляция поведения;

- развитие воображения,

- умение распределять внимание между несколькими объектами;

- умение устанавливать и поддерживать контакты,

- умение сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

            Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях и интересах каждого ребёнка. Возникает потребность в системе контроля качества педагогического процесса, который позволит отслеживать не только динамику физического, интеллектуального и личностного развития образовательных достижений детей, но и спроектировать систему отслеживания достижений детей.

Мониторинг освоения детьми образовательной области «Социализация».

1.Наблюдение взаимодействия детей друг с другом в специально созданных экспериментальных ситуациях.

Цель:    изучение характера взаимодействия ребёнка со сверстниками в совместной деятельности.

2. Диагностика личностно-социального развития дошкольников.

Цель:    изучение особенностей социально-личностного развития детей.

При проведении данного вида диагностики используются:

Метод наблюдения, в том числе и включённого наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах, разговорах с детьми оценивает:

-   эмоциональные проявления детей;

- умение общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и   сверстниками;

-    личностные проявления детей в различных видах деятельности.

    Наблюдения обобщаются в таблице, составленной на основе модификационной методики Т.А. Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников».

Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант (м/в) Р.М. Калининой).

Цель:   изучение особенностей понимания детьми норм и правил поведения, умение вести себя в социуме, понимание отдельных эмоциональных состояний.

Методика «Закончи историю» (м/в Р.М. Калининой).

Цель:    изучение понимания детьми таких нравственных норм , как доброта - злость, трудолюбие - лень, щедрость -жадность, правдивость - лживость.

Анализ рисунков на тему «Моя семья». (Описание смотри в книге М. Шевченко «Психологические рисуночные тесты», стр. 14).

Цель:    диагностика внутрисемейных отношений.

Беседа «Что ты любишь?» (м/в методики М.В. Корепановой).

Цель:   углубление информативности педагога о развитии представлений о себе у старших дошкольников.

Экспериментальная методика «Лесенка» (вариант Я.Л. Коломинского и М.И. Лисиной).

Цель:     определение тех нравственных качеств, которые выделяет в себе ребёнок, особенности самооценки.

3. Диагностика развития эмпатии старших дошкольников.

Задачи диагностики:

а)  изучить особенности процессов сопереживания , сочувствия, содействия у детей;

б)   изучить особенности проявления эмпатии во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками.

Проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья» (а/м Е.И. Изотовой).

Анкетирование родителей.

Цель:  изучение особенностей отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости у детей и представлений родителей об уровне сформированности данных качеств у ребёнка.

4. Диагностика социальной компетентности детей.

    Цель : получение оперативной информации о характере детских представлений о труде как о социальном явлении.

Игровая проблемная ситуация «Три поросёнка».

     Воспитатель рассказывает ребёнку сказку, иллюстрируя её сюжетными картинками: «Жили-были три поросёнка. Однажды они поспорили, что на свете самое ценное. Ниф-Ниф сказал: «Деньги». Нуф-Нуф не согласился: «Самое главное для меня, чтобы было много друзей».  А Наф-Наф ответил: «Для меня самое ценное - быть умелым». А что для тебя самое главное?»

    Для выявления познавательного интереса к труду взрослых ребёнку предлагают индивидуально ответить на ряд вопросов:

        -Какие картинки ты любишь рассматривать, о чём?

        -Какие мероприятия в детском саду любишь?

        -Какие книги твои любимые?

       -В какие игры ты любишь играть?

Уровни социальной компетентности ребёнка:

Низкий уровень. Нечёткое представление о трудовом процессе. Ребёнок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда. Познавательное отношение к труду неустойчивое.

Средний уровень. Ребёнок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, роль денег и рекламы. Интерес к труду взрослых устойчив.

Высокий уровень.   Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых, имеет отчётливое представление о многообразии профессий. Владеет речью-доказательством. Повседневное поведение ребёнка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств - трудолюбии, честности, бережливости.

Диагностическая карта

№ п/п

Ф.И. ребенка

Взаимодействия детей друг с другом

Личностно-социальное развитие

Развитие эмпатии

Социальная компетентность

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«н» начало года;  «к» – конец года

II Содержательный раздел

  1. Описание форм и методов реализации программы

Методологической основой программы являются труды психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др.

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются нами с учётом исследований Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной.

Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В. Г. Щур, В. Ф. Ряховского, А. Я. Варги и В. В. Столина, Г. Т. Хоментаускаса.

Форма работы - групповые занятия

Количество человек в группе – 10

  1. Основное содержание программы

  1. Радость. Грусть  - Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.(Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) учить детей выражать чувство радости в рисунке.
  2. Гнев  - Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.
  3. Испуг  - Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.
  4. Спокойствие  - Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  5. Страх  - Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе.
  6. Словарик эмоций - Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
  7. Волшебные средства понимания - Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.
  8. Мой внутренний мир - Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.
  9. Мы так похожи - Формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.
  10.  Мальчики и девочки - Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивать навыки общения мальчиков с девочками.
  11.  Давайте жить дружно - Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.
  12.  Я знаю, я умею, я могу - Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

  1. Учебно-тематическое планирование

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

Радость. Грусть

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 31

Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.(Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) учить детей выражать чувство радости в рисунке.

Магнитофон, аудиозаписи К. Орф «Осень. Гномы», Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», «Грусть», муляжи и карточки с изображением разных ягод, радостных и грустных сказочных персонажей и животных цветные карандаши

Гнев

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 38

Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки бибабо, белочка и зайчик, мишень, большая картонная труба наполненная поролоном для погашения звука, два воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребёнка), набор цветных карандашей

Испуг

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 48

Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Магнитофон, аудиозапись музыки Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Глосса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия.», картина «страх», набор цветных карандашей и рабочие тетради, персонаж Пуглинка.

Спокойствие

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

«Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3.

Страх

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 138

Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе.

Пиктограмма страх, аудиозапись веселой музыки. Кукла, платок для завязывания глаз, лист бумаги, цветные карандаши.

Словарик эмоций

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 56

Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

Сюжетная картина «Беспорядок», карточки с изображением пиктограмм, «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Спокойствие» для каждого участника, «кубик настроения», цветные карандаши, пиктограммы эмоциональных состояний, диск «Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик».

Волшебные средства понимания

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 105

Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Магнитофон, разрезанные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой тканевый мешочек, карандаши, графическое задание «Волшебная страна».

Мой внутренний мир

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 108

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

Магнитофон и кассета со спокойной музыкой; альбомы и цветные карандаши на каждого ребёнка.

Мы так похожи

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 114

Формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

Магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Мальчики и девочки

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 128

Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивать навыки общения мальчиков с девочками.

Любой предмет, проходящий для «распиливания» (например, стул); магнитофон и кассета с записью польки; альбомы и цветные карандаши.

Давайте жить дружно

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 125

Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

Магнитофон и кассета с записью лёгкой, весёлой музыки; 6 дощечек для игры «Не намочи ноги».

Я знаю, я умею, я могу

И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 184

Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

Мяч, большой лист бумаги и цветные карандаши.

  1. Содержание работы по взаимодействию с семьей

Цель: формирование у родителей осознания необходимости создания условий для естественного психологического и всестороннего развития ребенка.

Формы работы:

- консультативная работа (информационные материалы, буклеты);

- совместные занятия и мероприятия;

- презентация проведенной работы.

III Организационный раздел

  1. Условия реализации Программы

1. Принцип индивидуализации - предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности - от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма

  1. Учебный план

Приоритетное направление

Наименование кружка

Возрастные группы,

количество кружковых занятий

Подготовительная группа

в  нед

в мес

в  год

Социально-педагогическое

«Тропинки к своему я»

1

4

12

  1. Регламент образовательной деятельности

Продолжительность занятий -25 минут 1 раз в неделю

  1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Оснащение занятий:

1.Магнитофон

2.Настольно-печатные, дидактические игры.

3.Предметные игрушки.

4.Доска.

5.Цветные мелки.

6.Краски, карандаши, фломастеры.

7.Писчая и цветная бумага.

8.Строительный материал.

  1. Учебно-методическое обеспечение реализации Программы

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.
  3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2005.
  4. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль: Академия развития, 2001.
  5. Куражева Н.Ю. «Цветик – Семицветик
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: Владос, 2001.
  7. Пазухина И.А. «Давайте познакомимся!»
  8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.- М.: Детство-Пресс, 2000.
  9. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.
  10.  Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.

Список детей, посещающих кружок

Ф.И. ребенка

Табель посещаемости кружка «Тропинки к своему я»

Ф. И. ребёнка

Март

Апрель

Май

1 н

2 н

3 н

4 н

1 н

2 н

3 н

4 н

1 н

2 н

3 н

4 н

1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности кружка "Воображайки в стране сказок" для детей 6-7 лет

2015 - 2016 учебный год. Деятельность кружка имеет две составляющие: сочинение сказки с использованием инновационной технологии или метода и её иллюстрация с помощью нетрадиционной техники рисования....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ожившая строка» для детей 5-7 лет МАДОУ «Детский сад №6»

Цель данной программы - вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства; формирование подлинных познавательных интересов, как основы учебной деят...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Знайка" для детей 5-7 лет МАДОУ "Детский сад №6"

Программа разработана на основе технологии, методов и приёмов для формирования предпосылок учебной грамотности....

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Дополнительная общеобразовательная программаСоциально – педагогической направленностиДля детей дошкольного возраста 3-4лет«Сказки фиолетового леса».        ...

Дополнительная общеобразовательная программа Социально – педагогической направленности Для детей дошкольного возраста 3-4лет «Сказки фиолетового леса».

Рабочая программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.Программа рассчитана на один год обучения. Она обеспечивает развитие лично...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Очумелые ручки» (для детей дошкольного возраста 4-5 лет) срок реализации 1 год.

Дополнительная общеобразовательная программасоциально-педагогической направленности«Очумелые ручки»(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)срок реализации 1 год....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Тропинка в школу"

Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей....