Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи на тему:
    Развиваем речь у ребенка.

    Андреева Татьяна Юрьевна

    Игры со словами и слова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_so_slovami_i_v_slova.doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры со словами и в слова

    Для того, чтобы непристанно совершенствовать речь своих деток Вы можете играть с ними в нехитрые, но очень полезные игры, которые расширят словарный запас деток, а так же дадут возможность поставить твердое произношение слов.

    ИГРЫ СО СЛОВАМИ И В СЛОВА

    Полслова за вами

    Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.

    Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, "теле...". Дети продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телеграф, телетайп и т.д.

    Алфавит вокруг нас

    Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10 минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в комнате или помещении. Можно писать по нескольку предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным. К тому же дети должны обязательно показать, где расположен названный предмет.

    Слово наоборот

    Ведущий называет быстро слова. Дети должны в уме переставить буквы этого слова наоборот и тут же записать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером "задом наперед". Например, ведущий говорит слово "пилот", ребенок пишет "толип". Саламандра - арднамалас. Верблюд - дюлбрев и т.д. Можно начинать с коротеньких слов, заменяя их затем на более длинные.

    Сначала - существительные, потом - глаголы

    Ведущий зачитывает участникам состязания связный текст. Ребята внимательно слушают и запоминают сначала имена существительные отдельно глаголы, отдельно наречия и т. п. А затем стараются их пересказать. Это не так-то просто.

    Анаграммы и логарифмы

    Анаграммы - загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

    Логарифмы - загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.

    Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои - И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила.)

    Я - дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне - И воду подавать я буду. (Сосна - насос.)

    По дороге, по пути Весело скачу, А с конца меня прочти -Нож я наточу. (Колесо - оселок. )

    Вдоль по проволоке мчусь Ночи я и дни, А с конца меня прочтут — Тигру я сродни. (Ток - кот. )

    Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь - В кастрюлю я полезу. (Шпала - лапша. )

    Географию со мной Изучают в школе дети, Дай порядок букв иной - И найдешь меня в буфете. (Атлас - салат. )

    Взлетев, горю звездой в ночи, Но угасаю очень рано, А переменишь «е» на «и» -И я кустом зеленым стану. (Ракета - ракита. )

    Известное я блюдо. Когда прибавишь «м», Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха - муха.)

    Я крошу, снося с пути, Все, что мне разрушить надо. А с конца меня прочти -Я морским волнам награда. (Лом - мол. )

    Задачу ты решишь свободно, Я - небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос - сон.)

    Скрывается мой плод румяный Тенистою листвою А буквы переставь -Я окажусь рекою. (Слива - Висла.)

    Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично, Но вставь нам «л» - и зазвучим Тогда довольно мелодично. (Гуси - Гусли. )

    Добавь словечко

    Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причем в рифму. В качестве примера называем несколько рифмованных загадок

    Едет он на двух колесах, Не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой . . . (велосипед)

    Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит ... (телефон)

    На одной ноге кружится, Беззаботна, весела, В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная ... (юла )

    Идет спокойно, не спеша -Пусть видят все, как хороша! Удобна и прочна рубаха, В которой ходит . . . (черепаха)

    На столе передо мной Закружился шар земной. Арктика, экватор, полюс . . . Уместил всю Землю . . . (глобус )

    Сто березовых солдат, Взявшись за руки, стоят. Днем и ночью, Круглый год: Охраняют огород. Те солдаты с давних пор Называются ... (забор )

    Младшие ребята любят рифмованные загадки. Так им легче отгадывать, интереснее разгадку говорить хором. Давайте вместе . сочиним для них такие загадки. Короткие, простые, веселые. Вот такого типа: - Сам он весит десять тонн, А зовут беднягу .. . (слон)

    - Нет лучше качелей, чем ветки лиан, Для этих гимнасток-кривляк . . . (обезьян)

    Можно сочинить загадки про бегемота, крокодила, медведя, барана, петуха. Предложите детям самим сочинить рифмованные загадки, они это смогут.

    <Рифмы - омонимы - каламбуры

    Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся слова. Например, «рысь» - это бег и «рысь» - это животное. Каламбур - игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании сходства равнозначных слов. Прочитайте детям стихотворные миниатюры известного переводчика Якова Козловского:

    РАК И ГУСЬ

    Раку гусь твердил одно: - Ты ударь клешней одно И на берег из реки Вылезь, мудрость изреки! Я послушать выйду, Рак... Рак ответил: -Вы дурак!

    РЕБРО АДАМА

    Адам из глины создан был, а дама - Творенье Бога из ребра Адама. Мир снова погрузился в серебро. Свет лунный виден на горе и в поле. Благословим Адама все ребро, Коль речь заходит о прекрасном поле

    И предложите рискнуть самим сочинить хотя бы чуть похожие каламбуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Как будет говорить ваш ребенок" с советами родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка.

    Советы родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка, дает ведущий отечественный специалист по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых, педагог-дефектолог М. Шохор-Троцкая....

    Развиваем внимание у ребенка

    Игры для развития внимательности...

    Консультация для родителей, на тему:"Развиваем внимание у ребенка с ОНР"

    Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объе...

    Консультация для родителей, на тему:"Развиваем внимание у ребенка с ОНР"

    Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объе...

    «Как развивать речь у ребенка дошкольного возраста».

    Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, ...

    Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»

    Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране  «Развитие речи»...

    консультация для родителей "Как развивать речь у ребенка"

    как и для чего нужно развивать речь ребенка...