Главные вкладки

    «Как развивать речь у ребенка дошкольного возраста».
    консультация на тему

    Тарыкина Татьяна Владимировна

    Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент  образования города Москвы

    Юго- западное окружное управление образования

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    города Москвы «Школа №2115»

    Структурное подразделение №5

            Консультации для родителей        

    «Развитие творческих способностей у детей».

    Выполнила: воспитатель

    Тарыкина Татьяна Владимировна.

    Москва 2017 год.

    Развитие творческих способностей у детей.

    Что такое творческие способности?

    Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

    Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

    Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит так: творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

    Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности.

    1. Способность рисковать.

    2. Дивергентное мышление.

    3. Гибкость в мышлении и действиях.

    4. Скорость мышления.

     5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

     6. Богатое воображение.

    7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

    8. Высокие эстетические ценности.

     9. Развитая интуиция.

    Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

    1. Развитие воображения.

    2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

    Как и с какого возраста развивать творческий потенциал ребенка?

    Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" впервые годы жизни.

    Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

    1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

    2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов

    Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую книгу, кассету. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

    Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно, так же, устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

    Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

    Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

    1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

    2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

    3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

     4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

    5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

    6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

     

    Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

    Игровые задания

            Данные задания представляют собой отдельные упражнения, этюды, способствующие развитию фантазии, воображения и художественного творчества.

     

    1.Расскажи о своей игрушке. Покажи, как она двигается, говорит.

    2.Представь, что ты стал домиком, диваном и прочим предметом. Расскажи о нем от его имени.

    3.Представь, что ты на машине времени попал в будущее (прошлое). Что ты видишь?

    4.С помощью любимого музыкального инструмента изобрази, как двигаются мишка, зайчик, птичка.

    5.Изобрази медведя (лису, зайца и пр.) геометрической фигурой какого-либо цвета. (Например, медведь – коричневый квадрат, прямоугольник, овал).

    6.Отгадай звуки (льется вода, рвется бумага, хрустит откусываемое яблоко и пр.).

    7.Отгадай запах (духи, лекарство, растительное масло, лимон, кефир и пр.). Изобрази запах цветом.

    8.Определи на ощупь вид материала (ткань, дерево, металл, стекло).

    9. Придумай конец сказки или рассказа.

    10. Расскажи о чуде, невероятном происшествии, случившимся с тобой.

    11.Сочини стихотворение о  своем любимом существе, растении, игрушке, придумай к нему мелодию, спой,

    12.Убеди нас, что это вовсе не чайник (не стул, не шкаф, не веник и пр.).

     

    ПОМНИТЕ!

    ·        Любите ребенка

    ·        Радуйтесь его присутствию

    ·        Принимайте его таким, каков он есть

    ·        Не подрывайте его уверенность в себе 

    ·        Не отказывайте ему в своем доверии

    ·        Дайте ему повод любить вас

    ·        Помогите ребенку накопить собственный жизненный опыт

    ·        Идите с ним по жизни, при этом не тащите его за руку за собой, а подталкивайте вперед, готовясь вовремя отпустить от себя.



    Предварительный просмотр:

    Департамент  образования города Москвы

    Юго- западное окружное управление образования

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    города Москвы «Школа №2115»

    Структурное подразделение №5

    Консультации для родителей

    «Как развивать речь у ребенка».

    Выполнила: воспитатель

    Тарыкина Татьяна Владимировна.

    Москва 2017 год.

    Как развивать речь у ребенка.

    Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

    В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.

    Речевая предметно-развивающая среда

    Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

    Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

    Для этого используются комплекты:

    - игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),

    - предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),

    - различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),

    - альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.

    При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э. Ф. Замбицявичене, которая опирается на использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала. Она включает 4 группы заданий:

    • обучение дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение запаса знаний.

    Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:

    - «У сапога всегда есть ...» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

    - «В теплых краях обитает ...» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);

    - «В году ...» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.

    • формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

    Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:

    - тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

    - река, озеро, море, мост, болото;

    - кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др.

    • развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

    Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например:

    - огурец - овощ, георгин - ... (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

    - учитель - ученик, врач - ... (кочки, больные, палата, больной, термометр);

    - огород - морковь, сад - ... (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.

    • формирование умения обобщать.

    Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,

    - метла, лопата -

    - окунь, карась -

    - лето, зима - ... и др.

    Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом дорогу через лес, горы, моря, поля и т. д. что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др.

    В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

    В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять

    • Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3),
    • Рассказ по серии сюжетных картин (4),
    • Рассказ по сюжетной картине.

    Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов.

    При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

    • Классная подвижная азбука.
    • Азбука в картинках.
    • Дидактическая игра «Буква за буквой»,
    • Дидактическая игра «33 богатыря»,
    • Дидактическая игра «Умный телефон»,
    • Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
    • Звуковые линейки.
    • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
    • Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
    • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.
    • Дидактический материал М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г. Л. Выгодской («Град Златоустия»),
    • Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно - исследовательская работа на тему "Развиваем речь детей старшего дошкольного возраста на основе содержания устного народного творчества"

    Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

    Консультация для родителей: "Как развивать речь ребенка дошкольного возраста"

    В консультации подробно рассказывается, как родитель может самостоятельно оценить уровень речевого развития своего ребенка и что делать, если у малыша выявились пролемы....

    Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка дошкольного возраста»

     Подготовила воспитатель старше – подготовительной группы:                                                                                                             Азарскова И. А.     Развитие речи...

    Возрастные нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

    В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте. Конечно же, умение пр...

    Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...

    Как развивается речь у ребенка дошкольного возраста

    Все внимание, все старание родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали правильную, ясную, логически последовательную речь....