Использование технологии ТРИЗ в активизации речи детей дошкольного возраста.
статья по теме

Модеева Валентина Геннадьевна

В статье показаны основные методы и приемы по применению Триз технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 «Солнечная полянка»

города Чебоксары Чувашской Республики

Использование технологии ТРИЗ

в активизации речи

детей дошкольного возраста.

Составил:

Воспитатель

Модеева Валентина Генадьевна

2016 г.

   Приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для раз-вития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творчес-кого воображения, диалектического мышления.

   Исходным положением ТРИЗ - педагогики является принцип природосо-образности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготско-го о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

   Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ -  это формирование у де-тей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготов-ленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

   Одним  из  основных  показателей  уровня всестороннего развития  дошкольника    считается  развитие связной речи.  При помощи методов ТРИЗ-технологии   создавались  популярные  в  дошкольной практике  методики  по  формированию  и развитию умственных и  речевых способностей   дошкольников.  Основной  формой   является система творческих заданий, решения которых учит детей создавать образные характеристики объектов (сравнения, загадки и метафоры); развивает   способность  к  созданию рифмованных текстов; обеспечивает  составление рассказов по картине 2-х типов: реалистического и фантастических.

   Работа  по  обучению  детей  связной  речи  должна  начинаться  с обучения  созданию  сравнений (первый  этап).  

   Затем  отрабатывается  умение  составлять  загадки (второй  этап). Работа в  этом направлении начинается с 3,5 лет.  

   На  заключительном  этапе  дети 6  лет  вполне  справляются  с составлением  метафор  на  полуактивном  уровне,  т.е.  в  сотворчестве  с педагогом (третий этап).

   Главным условием развития личности ребенка является наличие таких видов детской деятельности, где ребенок может самостоятельно проявить инициативу, творчество.  Я в своей работе также много использую творческие задания при решении задач речевого развития.

   1.Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Суть мозго-вого штурма – дать свободный выход мыслям .

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Детям 3 лет, с которыми я работаю ,даются такие задания:

 - как сохранить снегурочку летом;

- как помочь колобку спастись от лисы;

- как спрятать в лесу зайца от волка;

Правила мозгового штурма:

1)исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Каждое решение рассматривается с хорошей и плохой стороны, чтобы оптимально точно решить задание.

   2. Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии:  личностная  (эмпатия) – представление себя в роли кого-либо или чего-нибудь ( пройди как волк, как заяц),  прямая – придумывание решений по сходным признакам (вертолет –стрекоза, самолет – птица и др.)  и фантастическая - как в волшебной сказке, т. е. все признанные законы не рассматриваются (покажи картинку, изображающую радость ) и т. д. Дидактические игры как «Превращения» и т.д.

   3.Метод морфологического анализа решает задачи:

1)Развития творческого  воображение, фантазию, преодоления стереотипов.

2)Развития комбинаторных умений, получения большого количества вариантов ответов в рамках заданной темы.

Например, необходимо создать новый образ Принцессы. Наше воображение рисует нам образ молодой девушки, доброй, красивой и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу (с детьми 3 лет раскладывать картинки).

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям

Возраст

Место      жительства

Средство  передвижения

Стиль     одежды

Характер

Ребёнок

Дворец

Автобус

Спортивный костюм

Добрая

Девочка

Многоэтажный дом

Автомобиль

Праздничный наряд

Вредная

Девушка

Лес

Велосипед

Платье

Плакса

Старуха

Детский сад

Лыжи

Юбка и футболка

Веселая

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

Затем в произвольном порядке выбирается по одному ответу с каждого столбца и рассказывается, какая Принцесса получилась: Девочка в многоэтажном доме, ездит на велосипеде, одета в праздничный наряд и очень добрая. Такие игры как «Угадай, кто я?»и т.д.

   4.Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обуче-ния дошкольников творческому рассказыванию. Главное здесь –  грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.

 Этот метод развернуто можно применить с детьми старшего возраста. При работе с детьми младшего возраста  мы  берем книгу с небольшим количеством иллюстраций , где дети выбирали сами слова на любой странице, которые я затем читала. Получался небольшой рассказ или сказка, с неподходящими иногда друг к другу словами в словосочетаниях. Но это тем сильнее привлекало детей. Такие игры как «Придумай сказку», «Мы писатели».

   5.Метод фокальных объектов заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожи-данными, но именно это и вызывает интерес. Это усовершенствованный метод каталога. Мы с детьми описывали какие- либо предметы и явления, а затем неожиданно применяли их к новому предмету или явлению.  Такие игры как «Опиши и расскажи», «Посмотри, что получилось».

   6.Типовые приёмы фантазирования  используются для развития творческого воображения: дидактическое упражнение «Увеличение-уменьшение», «Расскажи, сколько», приём «Наоборот».

   7.Системный оператор предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др. Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени.

Здесь можно поиграть в игры: «Что сначала, а что потом», «Откуда появилось?», «Разложи по порядку».

   8.ММЧ( метод маленьких человечков) позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происхо-дящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Здесь мы играем в игры «Что было и что будет», «Расскажи о воде» и т.п.

   И все эти методы дают возможность значительно повысить уровень

выразительности его речи, наравне с другими сторонами всестороннего развития ребенка

Литература:

   1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.-142 стр.

   2.Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению ло-гических  рассказов по серии картинок: Методическое пособие.- М.:АРКТИ, 2009.-28 с.:ил.

   3.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дош кольников. 2004.-52 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: «Гости из Вычислительного города», с использованием технологии: «сотрудничества» (для старшего дошкольного возраста)

Открытый урок по математике для подготовительной группы. Интеграция образовательных  областей: познание, социализация, физическая культура, коммуникация....

Непосредственно образовательная деятельность На тему: «Таблетки растут на ветке» С использованием технологии: здоровьсберегающих (для младшего дошкольного возраста)

Воспитатель:Добрый день ребята. Так здорово , что вы все собрались здесь. А у нас сегодня гости. Смотрите кто к нам пришел: Хрюша и Степашка. Поздоровайтесь с ними.Воспитатель:Ой, Хрюша, а что ты тако...

Презентация на тему: Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста.

Презентация на тему: Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ старших возрастных групп по теме: «Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста»

Технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у ребенка саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность; качества необходимые не только д...

Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста

Технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у ребенка саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность; качества необходимые не только д...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии синквейн детей старшего дошкольного возраста

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....

Статья на тему:"Использование технологии экспериментирования в старшем дошкольном возрасте для реализации ФГОС ДО"

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслит...