Конспект занятия «Рассказ воспитателя о Масленице»
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Фёдорова Светлана Михайловна

Словарная работа: боярыня-Масленица, госпожа, уста, широк двор, потешиться, красная краса, русая, тесовый дом, гостьюшка годовая, саночки расписные, коники вороные, баба кривошейка, чучело.

Материал к занятию: иллюстрации зимних забав, праздника,  солнца, деревня зимой, иллюстрации русских народных костюмов, чучела Масленицы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятий16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Рассказ воспитателя о Масленице»

Словарная работа: боярыня-Масленица, госпожа, уста, широк двор, потешиться, красная краса, русая, тесовый дом, гостьюшка годовая, саночки расписные, коники вороные, баба кривошейка, чучело.

Материал к занятию: иллюстрации зимних забав, праздника,  солнца, деревня зимой, иллюстрации русских народных костюмов, чучела Масленицы. 

Ход занятия.

Воспитатель: Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – масленице?

(ответы детей)

Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей. Говорили ей и такие слова: 

«Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться».

Масленице пели и песни:

«Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.»

С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичий наряд, возили его по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.

А пока чучело стояло на видном месте, дети и взрослые катались с гор, ездили на санях, запряжённых тремя лошадьми – наперегонки, строили снежные крепости и городки, защищали их или брали их у «неприятеля». Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.

Послушайте некоторые из них:

Как на масляной неделе
Из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои,
Подрумяненные!
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку покатал.

Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:

- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!
- Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!
- А у Ваське на носу съели кошки колбасу!
- Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!

Но не только играми, шутками-прибаутками и весельем славится Масленица. Ещё она славится блинами. Всю неделю люди пекут блины, угощают ими соседей, друзей, едят сами, встречают Масленицу блинами:

Масленица-кривошейка!
Встречаем тебя хорошенько!
С блинцами, с каравайцами,
С вареничками!

Блин – это символ солнца (такой же круглый, а намажешь маслом – он и блестит, как солнышко). Вот люди и зазывали Масленицу, задабривали блинами, чтобы Весна-красна быстрей пришла.

О блинах сложено много поговорок:

- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
- Блин добро не один.
- Блин брюха не портит.

В последний день Масленицы, в воскресенье, все люди просят друг у друга прощения за нанесённые обиды. Это очень хороший народный обычай и его нужно соблюдать и нам. Поэтому, если вы кого-то обидели и уже просили прощения, то всё равно в воскресенье ещё раз попросите прощения.

А сейчас ответьте на вопросы:

  1. Как ещё называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)
  2. Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают прибаутками, песнями, делают чучело Масленицы)
  3. Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, забавы)
  4. Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами-пирогами)
  5. Что означает круглый блин? (солнышко)
  6. Какие вам понравились частушки, прибаутки, дразнилки? О чем они? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Рассказ по сюжетным картинкам .Ст. возраст

Занятие по развитию связной речи детей с использованием ТРИЗ технологии.На основе последовательно выложенных серий картинок дети учаться составлять рассказ.Цель: развитие связной речи.Образовательные ...

Конспект занятия в средней группе "Масленица семь дней гуляет!"

Данное занятие поможет воспитателю познакомить детей с русскими традициями и народным праздником Масленицей....

конспект занятия "Рассказ о лягушке"

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия на тему "Широкая Масленица"

Конспект НОД «О широкой Масленице».Аннотация Праздник «Масленица»- это когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочко...

Занятие "Рассказ воспитателя о Московском Кремле"

Очень важно воспитавыть у детей, еще в дошкольном возрасте, любовь к родному городу - Москве.Цель занятия: познакомить детей с историей Кремля, его достопримечательностями (Царь Колокол, Царь Пушка). ...

Конспект занятия "Рассказ об армии", старшая группа. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине у дошкольников. Самоанализ педагога (воспитателя)

Цель занятия: расширитьзнания детей о Российской армии - защитницы нашей Родины. Воспитывать уважение к людям военных специальностей....