Главные вкладки

    Конкурс. Пособие по работе со сказкой с использованием ТРИЗ
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Куропатина Татьяна Леонидовна

     

    Название сказки

     

    Главный герой

    Отрицательный герой

    Второстепннный герой

    Волшебный предмет

    Место действия

     

    «Красная шапочка»

     

     

     

    image

     

    image

     

    image

     

    ?

     

    image

     

     

    «Золушка»

     

     

     

     

     

     

    image

     

     

    image

     

     

    image

     

     

    image

     

     

    image

     

     

     

    «Буратино»

     

     

     

     

    image

     

     

    image

     

    image

    image

     

     

    image

    Моделирование в работе со сказкой

    В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста, поэтому возникает необходимость использовать новые технологии по развитию связной речи дошкольников.

    Значение сказки в развитии речи и воспитании детей трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка и обогащение словаря.

    Я подхожу к использованию сказочного материала нетрадиционно.

    Нетрадиционно - это значит,  стараюсь сформировать в  детях возможность оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сказочных сюжетов в один.
    Нетрадиционный подход дает и мне, и моим воспитанникам возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

    Обучать детей сочинению сказок я начала с обучения детей составлению моделей сказки. В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации.

    Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.

    Для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, я учила их записывать схемами придуманный текст. Схемы, изображенные ребенком, не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку.

    Одним из видом схематизации сказок является МОДЕЛИРОВАНИЕ

    Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

    Обучение моделированию  я начала осуществляеть в такой последовательности:

    Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели.  Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой)
    На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже с готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель

    Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Например- модель(один большой и семь маленьких треугольников) напоминает сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка». Работая в этом направлении, помогает мне  постепенно уводить ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию.

    Особое место в работе с детьми у меня  занимает также использование в качестве дидактического материала  мнемотаблиц.

    Мнемотаблица –- это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе знакомой детьми сказки, а  также самостоятельно сочиненной.

    Работа по мнемотаблице заключается в следующем:  на каждое слово или маленькое предложение придумывается картинка (изображение); таким образом, вся сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит  сказку целиком.

    Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

     Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы совместно с детьми посчитаете нужным.

    На основе карточек-схем, обозначающих структурные единицы сказки, мои воспитанники познают особенности сложения сказок и овладевают тонкостями создания новых сказочных конструкций.

    Салат из сказок - Переплетение ситуаций из разных сказок

     

    Название сказки

     

    Главный герой

    Отрицательный герой

    Второстепенный герой

    Волшебный предмет

    Место действия

     

    «Аленький цветочек»

     

    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=358554674-65-72

     

    http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9584297-06-72

     

    http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=342058085-52-72

     

    http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=194992056-64-72

     

     

    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=246249412-50-72

     

    «Сказка о мертвой

    Царевне и семи

    богатырях »

     

     

     

     

    http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=400361501-25-72

     

     

    http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=166342505-32-72

     

     

    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=84825529-17-72

     

     

    http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=206335259-26-72

     

     

    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=390297727-42-72

     

    «Гуси - лебеди»

     

     

     

     

    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=88299589-07-72

     

    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=353856126-24-72

     

    http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=411025009-43-72

     

    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=115612553-56-72

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=437355686-33-72

     

     

    Название

    сказки

     

    Главный герой

     

    Отрицательный герой

     

    Второстепенный герой

     

    Волшебный предмет

     

    Место действия

     

    «О рыбаке

    И рыбке»

     

     

    http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=270232708-62-72

     

    http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=351476122-52-72

     

    ?

     

    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=253037974-10-72

     

     

    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=305110336-32-72

     

    «Щелкунчик»

     

     

     

     

    http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=337210501-00-72

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=105618324-07-72

     

    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=63975773-17-72

     

    ?

     

    http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=353678449-43-72

     

     

    «Морозко»

     

     

     

     

     

     

     

    http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=202368458-62-72

     

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=170814228-51-72

     

     

    http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=362621388-02-72

     

     

    http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=163057866-40-72

     

     

    http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=390829494-28-72

     

     

    Название

    сказки

     

    Главный герой

     

    Отрицательный герой

     

    Второстепенный герой

     

    Волшебный предмет

     

    Место действия

     

    «Снежная королева»

     

     

    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=378205264-58-72

     

    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=277057681-15-72

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=344839615-04-72

     

    http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=32141644-45-72

     

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=515841131-01-72

     

    «Конек Горбунок»

     

     

     

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=335479271-17-72

     

    http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=107217098-25-72

     

    http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=358274009-63-72

     

    http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=419469371-22-72

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=213728722-32-72

     

     

    «Царевна-лягушка»

     

     

     

     

     

     

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=946324097-09-72

     

     

    http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=92677811-44-72

     

     

    http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=339959208-41-72

     

     

     

     

     

    http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=519346241-04-72

     

    Название сказки

     

    Главный герой

     

    Отрицательный герой

     

    Второстепенный герой

     

    Волшебный предмет

     

    Место действия

    «Красная шапочка»

     

           девочка

     

              волк

     

           дровосек

     

                    ?

     

        Дом бабушки

     

    «Дюймовочка»

     

    дюймовочка

     

            крот

     

          ласточка

     

          цветок

     

           нора

    «Золушка»

     

      золушка

     

         мачеха

     

            фея

     

        туфелька

     

        дворец

    «Золотой ключик»

     

        буратино

     

    Карабас-барабас

     

       Черепаха Тортилла

     

         ключик

     

        тропинка

     

     

     

     

     

     

    Графическая зарисовка мнемотаблицы

    image

     

     

     

     

     

    Пересказ сказки с помощью  символов

    image

     

     

     

    Работа с мнемотаблицей по созданию образа героя:

    Детям предлагаются различные картинки со схематическим изображением характерных качеств героев. Используя схему, они составляют описательный рассказ о герое будущей сказки.

    imageimage

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл posobie_po_rabote_so_skazkoy_s_ispolzovaniem_triz.docx1.68 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации на тему: Работа со сказкой по методике ТРИЗ с детьми младшего дошкольного возраста

    В данных методических рекомендациях рассматриваются нетрадиционные формы работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста.         Методические рекоменд...

    Конкурс. Проект "Создание мини-музея «Календари» с использованием ТРИЗ технологий»

    Авторский коллектив: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад «Журавушка»Куропатина Татьяна Леонидовна, воспитатель,Корниенко Елена Николае...

    Конкурс. Перспективное планирование ТРИЗ технологий и игр в работе со сказкой.

    месяцназвание    Цель и содержаниеоктябрь«Знакомые герои в новых обстоятельствах»Ведущий предлагает детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример...

    Совместная непосредственно - образовательная деятельность «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ

    Образовательный процесс был построен на системно - деятельностном подходе. Выстроен по принципу интеграции видов деятельности, которые логично сменяли друг друга: игровая, коммуникативная, познаватель...

    Методы и приёмы работы со сказкой по методике ТРИЗ.

    Рекомендации для применения в работе с дошкольниками....

    Обучение творческому рассказыванию по произведению С.Козлова «Зимняя сказка» с использованием триз-технологии для детей средней группы.

    Цель: усвоение модели творческого рассказывания  - придумывание завершения  «Зимней сказки».  Решение  проблемной  ситуации  с использованием метода «мо...