«Воспитание культуры речи у дошкольников в театрализованной деятельности"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Разработка методических рекомендаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Воспитание культуры речи у дошкольников        

                  в  театрализованной деятельности»

         Подготовила

                                                         воспитатель МДОУ д/с№33

                                                                               Кононова Е.Ю.

 Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка    в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Культура речи - явление много аспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка: это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.).

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, помогает детям общаться со сверстниками и взрослыми. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи. Этому во многом способствует работа над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний. Легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Соответственно улучшается диалогическая речь

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата невыразительность и монотонность речи отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь активирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Дети  очень часто говорят в ускоренном или замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво.

Целесообразна и ролевая гимнастика, в которой детям предлагается рассказать известное стихотворение следующим образом:

– шепотом;

– с пулеметной скоростью;

– со скоростью улитки;

– как робот;

Эта работа не проходит бесследно, она помогает в дальнейшем освоить детям роль в театрализованной деятельности. Дети становятся активнее, умеют импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей.

После того как у детей сформировались базовые умения и навыки по использованию основных средств интонационной выразительности, следует переходить к подготовке и показу театрализованного представления.

В результате последовательной работы по формированию интонационной выразительности в театрализованной деятельности :

– голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью;

– гиперактивных детей работа над сказками сделала более дисциплинированными, а пассивные и робкие “оживали” и активизировались;

– в очень увлекательной форме, непринужденно происходит автоматизация звуков;

– в активном словаре у детей появились образные выражения, сравнения, эпитеты, синонимы и т.д.;

– заинтересованность в положительном результате объединяет всех участников пед. процесса: логопеда, воспитателей, хореографа, музыкального руководителя.

Ожидаемые результаты

Дети будут знать и уметь:

Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать и описывать любого героя.

Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

Сочинять этюды по сказкам.

Строить простейший диалог.

Распределять между собой обязанности и роли.

Использовать средства выразительности драматизации. (поза, жесты, мимика, голос, движения)

Использование театрализованной деятельности в работе помогает  сделать ребёнка более уверенным в себе и инициативным. Речь детей становится более выразительной не только в театрализованной, но и в свободной деятельности, на занятиях, что, безусловно, способствует полноценному дальнейшему школьному обучению

Игры – упражнения на развитие речевого дыхания.
Цель: дифференциация носового и ротового дыхания, необходимого  для плавной сценической речи.

«Мыльные пузыри»
Дети делятся на две команды. Одна команда становится напротив другой. Первая команда , делает глубокий вдох через нос, а затем с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Дети должны стараться, чтобы пузыри не лопались сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй команды следят за их действиями и одновременно, хором или по ролям, читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»

Осторожно – пузыри! Ой, какие! Ой, смотри! 
Раздуваются! Блестят! Отрываются! Летят! 
Мой – со сливу! Мой – с орех! Мой – не лопнул  Дольше всех!

Команды меняются местами. Теперь вторая команда изображает надувание «мыльных пузырей», а первая хором произносит стихотворение. Педагог помогает детям первой и второй команды.

Развитие пластической выразительности при создании образа. 
Цель: Развивать: выразительность жестов, мимики, пантомимики; воображение; фантазию.
Упражнение «Перейди ручеек»
Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро. 

Утром ,присев на зелёном пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

Купила бабуся бусы Марусе 
На рынке споткнулась о бусы бабуся 
Не будет подарка у юной Маруси 
Все бусы склевали по бусинке гуси.

Во дворе трава, на траве дрова: 

Речевые игры развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Речевая игра  «Фразы» Произнести фразы так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.
«Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по комнате», «Это моя комната». 

Мини сценки

Лягушкины покупки

В. Орлов

- Откуда идешь ты,

Лягушка-квакушка?

- С базара домой,

Дорогая подружка.

- А что ты купила?

- Всего понемножку:

Купила ква-пусту,

Ква-соль и ква-ртошку.

Кошка

Г. Сапгир

- Кошка, как тебя зовут? – Мяу.

- Стережешь ты мышку тут? – Мяу.

- Мяу, хочешь молока? – Мяу.

- А в приятели – щенка? – Фрр!

Хозяйка и кот

В. Левановский

- Почему ты черен, кот?

- Лазил ночью в дымоход.

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану съел.

- Почему ты серым стал?

- Меня пес в пыли валял.

- Так какого же ты цвета?

- Я и сам не знаю это.

Здравствуй киса

Н. Емельяненко

- Здравствуй, киса! Как дела?

Что же ты от нас ушла?

- Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете…

На хвостик наступаете.

Мыши

И. Демьянов

Разговаривают мыши:

- Два кота сидят на крыше

И бранятся меж собой

За высокою трубой.

- Значит заняты котишки?, -

Потирают лапы мышки.

- Порезвимся – и в буфет!

Будет праздничный обед!

Литература

О.С. Ушакова “Развитие речи дошкольников”, изд. Института Психотерапии, 2001 г.

М.Д. Маханева “Театрализованные занятия в детском саду”, изд. ТЦ Сфера, М. 2001 г.

М.Д. Маханева “Театрализованная деятельность дошкольников”, ж. Д/в №11/99 г.

Т. Доронова “Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности”, ж. Ребенок в д/с. №2/2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

« Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

презентация к Педагогическому совету на тему«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Формирование культуры питания у дошкольников через театрализованную деятельность

Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, в соответствии с ФГОС может быть включена во все режимные моменты, в том числе и во время приема пищи. Я использую театрализованную ...