статья на тему: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Малюкова Юлия Владимировна

 Систематизировать опыт работы  по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.

Я работаю  воспитателем логопедической группы, и наблюдаю, что для детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР), характерна инертность, стереотипность мышления, что не всегда позволяет полностью решить задачи коррекции. Очевиден факт, что только у тех детей, у которых  развиты мыслительные процессы и операции, может быть хорошо развита и связная речь, т.е. конечная цель коррекционного воздействия.

Одним из приемов, позволяющим разрешить возникшее противоречие, является проблемное обучение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи — и я забуду,

покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логически строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [5].

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Традиционный подход в обучении дошкольников построен на получении ими разнообразной информации, передаче ЗУНов (знаний, умений и навыков). Ребенок воспринимает предложенную информацию, чужой опыт в соответствии со  своими возможностями, что не развивает в полной мере его способности, мышление, познавательный интерес, умение ставить цель, достигать ее, самостоятельно открывать  для себя новое. В результате, неуклонно увеличивается число детей с несформированной связной речью. Развитие речи становится  все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Я работаю  воспитателем логопедической группы, и наблюдаю, что для детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР), характерна инертность, стереотипность мышления, что не всегда позволяет полностью решить задачи коррекции. Очевиден факт, что только у тех детей, у которых  развиты мыслительные процессы и операции, может быть хорошо развита и связная речь, т.е. конечная цель коррекционного воздействия.

Одним из приемов, позволяющим разрешить возникшее противоречие, является проблемное обучение. Проблемное обучение – это такая организация педпроцесса, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и проблемных ситуаций, причем вопросы и ситуации со временем все более и более усложняются. Происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления у ребенка. Все это обеспечивается созданием  в процессе обучения специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешения. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием и эмоциональным средством.

Проблемой является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой содержится противоречие, нет очевидного решения, и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Противоречие может возникать между знаниями детей; жизненным опытом ребенка и научными знаниями; между заданными данными и ограниченными возможностями их использования; между необходимостью разрешить ситуацию и недостатком собственных знаний. Проблемное обучение формирует речевую и познавательную активность дошкольника, стимулирует их. Дети активно соучаствуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы. Активное включение ребенка в исследовательский и творческий виды деятельности, стимуляция вопросов, направленных на решение проблемных ситуаций учат детей сотрудничеству, укрепляет их стремление контактировать со взрослым. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательным проявлениям детей. Каждая форма взаимодействия с ребенком предполагает формирование у него эмоционально – положительного отношения к познавательной активности, а также самооценки и самосознания. Ребенок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него появляется уверенность в собственной компетенции.

Цель. Систематизировать опыт по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.

Задачи:

  • Систематизировать виды детской деятельности по нахождению причинно - следственных связей и зависимостей, существующих в окружающей действительности;
  • Представить опыт работы по формированию связной речи , познавательной мотивации и активности у дошкольника.

1. В ходе изучения проблемы проанализировала методическую литературу по данной теме. Изучила передовой опыт Т. Ткаченко, Г.А.Глинки, Л.М. Граб «Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет», в котором представлено разнообразие приемов и видов обучения детей рассказыванию. В системе соединены несколько подходов к развитию связной речи – это и традиционный подход, и система ТРИЗ, и методика развития связной речи В.К.Воробьевой, и моделирование текстов, и работа с буквенными сказками. Я решила применить эти подходы в своей работе с детьми с ОНР.

         2. Реализуя Основную   общеобразовательную  программу ДОУ, разработанную на основе  примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  выстроила систему работы по повышению уровня самостоятельности в решении творческих проблемных задач. Вначале у ребенка роль ведомого: он выслушивает гипотезу (Гипотеза – это предположительное, вероятное значение, еще не доказанное логически и неподтвержденное опытом), пути её доказательства и проводит опыт по определенному сценарию. По мере того, как экспериментальная деятельность становиться привычной, ребенок может самостоятельно выдвигать гипотезы и искать пути их доказательства. И, наконец, ребенок может сам ставить проблемные вопросы и искать пути их разрешения. Кроме этого, в процессе проведения эксперимента возможно достижение  речевых целей, что является главной задачей педагогов в работе с детьми с ОНР.  Во время занятий по экспериментальной деятельности происходит: обогащение, активизация и актуализация словаря. формирование и закрепление грамматических категорий речи (согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов).         На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы, ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий нужно суметь выбрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий, как раз и происходят формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Наблюдается стойкий эмоциональный подъем. Дети долго  вспоминают все происходящее, рассказывают об эксперименте всем, кто хочет их слушать, радуются, если родители не могут ответить на поставленный вопрос, долго объясняют, почему происходит то или иное явление, ждут следующего эксперимента с нетерпением.   Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент даже стеснительные, мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план общения. Во время эксперимента возникает свободное общение между  ребенком и взрослым. Этот момент можно использовать для автоматизации звуков, что дает лучшие результаты, чем использование традиционных приемов, т.к. автоматизация звука в связной речи усложняется  дополнительной задачей (постановка гипотезы, поиск доказательств). Это позволяет уйти от так называемой «кабинетной» речи.

В нашей группе «Солнышко» оборудован   центр  науки, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной деятельности детей, а также организована «научная лаборатория», отдельный стол для экспериментов с водой и песком. Все материалы и оборудование находятся в полном распоряжении детей. Так же в доступном для экспериментирования месте в достаточном количестве расположены приборы – помощники (для измерения жидкости, сыпучих веществ, длины): увеличительные стекла, песочные часы; природный материал; утилизированный и технический материалы: лоскутки ткани, камешки, гайки, проволока, болтики и много других подобных вещей. Эти предметы обычно и служат источником новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных проектов.  

По мнению академика Н. Н. Поддьякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Моя задача, как  воспитателя - помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными, и развить связную речь детей.     В своей работе   активно  использую такие формы организации, как фронтальные занятия, экскурсии, чтение художественной литературы, развлечения, опыты, беседы. Свои отношения с детьми строю на основе доверия и  партнерства.  Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Дети  дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации исследований, выбора методов исследования  помогают  модели с символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная капелька – это вода, квадраты разных размеров – большой или маленький и т. д. На каждого ребенка имеется коробочка с символами, для составления описательных рассказов  о предмете.

Инструкции к занятиям:

  • Занятие по экспериментальной деятельности по каждой лексической теме нужно проводить в середине работы по данной теме, т.к. его проведение требует определенного минимума информации по теме с одной стороны, а с другой стороны сможет помочь в дальнейшей работе над темой.
  • Дети должны знать тему эксперимента. Проблемный вопрос должен звучать на занятии не менее 3-х раз. В начале занятия, после подготовки к опыту или эксперименту, в конце занятия перед подведением итогов.
  • Педагог должен максимально (насколько это возможно в данной ситуации и с данным ребенком) самоустраниться от процесса добывания, анализа и переработки информации и передать активную роль ребенку. При этом нужно исходить из посыла: ребенок может больше, чем я предполагаю. С каждым занятием должна расти самостоятельность детей; происходить развитие от выдвижения гипотезы до самостоятельного определения путей её доказательства и, в конечном счете, до самостоятельной постановки проблемного вопроса.
  • Направляя процесс познания, педагогу нужно следить за реализацией речевых целей.
  • Педагог должен принимать к сведению все детские гипотезы и работать с каждой, а не только той, что принесет решение проблемного вопроса; выслушивать каждого ребенка, включать каждого ребенка в исследовательскую деятельность.
  • Педагог должен создавать условия для самостоятельного подведения детьми итогов исследования и развивать навык детской рефлексии.
  • Педагог должен после каждого занятия анализировать уровень участия в занятии каждого ребенка, его личностный рост; выявлять детей с креативными особенностями мыслительной деятельности и инициативностью; дифференцированно подходить к уровню сложности деятельности на занятии для этих детей.
  • Педагог должен соблюдать технику безопасности жизнедеятельности.

        После проведения занятия по экспериментальной деятельности педагог заполняет бланк анализа проведенного занятия. Систематический анализ детской деятельности  в течение опыта позволяет выявить детей с повышенными креативными возможностями, что в свою очередь позволит в дальнейшем дифференцированно подойти к уровню сложности предложенных для каждого ребенка задач. 

Бланк анализа занятия-эксперимента

Тема эксперимента:_____________________________________________

Гипотезы детей:_________________________________________________

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

Способ проверки гипотезы:___________________________________________

Самый активный ребенок:____________________________________________

Ребенок, который самостоятельно решил проблему:______________________

__________________________________________________________________

Мы не только проводим опыты, но и  ведем работу с временной лентой (история развития почты, появление ручки, жизнь шляпы…), «путешествие» по карте (где находятся «теплые края», путешествие к бабушке в деревню). Провожу как фронтальные, так и индивидуальные занятия (игры, опыты и т.д.). Занимаемся созданием макетов (макет зимнего леса, осеннего леса, кукольной комнаты, Африканской саванны…). Т.о., экспериментальная деятельность дошкольников очень многообразна.

Поскольку планирование в логопедической группе строиться по тематическому принципу, то этому же принципу подчиняется и планирование экспериментально-поисковой деятельности. Оно представлено вашему вниманию в виде учебно-тематического плана в соответствии с лексической темой.

Темы занятий

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Вводное занятие

Овощи.

Фрукты.

Дифференциация овощей и фруктов.

Деревья. Почему дерево не падает?

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Части тела и лица.

Одежда.

Обувь.

Можно ли менять форму камня и глины?

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Зима. Замерзание воды.

Домашние животные.

Тающий лед.

Игрушки.

Январь

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Домашние птицы.

Тающий лед.

Разноцветные шарики.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Знакомство с воздухом.

Транспорт. Почему трамвай и троллейбус держатся за провода?

Песочная страна.

Где вода?

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Весна. Солнечный зайчик.

Мебель. Сколько ножек у стола?

Посуда. Можно ли носить воду в решете?

Продукты питания.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Фокусы с магнитами.

Волшебное сито.

Цветной песок.

Фонтанчики.

Май

1 неделя

2 неделя

Таинственные картинки.

Шпионские игры.

         В результате проделанной работы с детьми, имеющими ОНР, общение в процессе экспериментальной деятельности способствовало развитию диалогической речи, у большинства детей   сформировалось умение    работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту и признавать правоту других. Дети стали более активно высказываться  при   постановке  цели опыта, выполнении   действий   и  при обсуждениях. На занятиях не стесняются ответов, предположений, проявляют любознательность, часто задают вопросы на различные темы и тем самым формируются различные формы общения.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования СП «Детский сад «Сказка» ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова г. Похвистнево
  3. Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. М.»Издательство Гном и Д», 2011 год;
  4. Граб  Л.М.«Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет» Волгоград. Издательство «Учитель» 2012 год;
  5. Дыбина О.В  «Что было до…»  Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. Творческий центр. Сфера. 2010 .
  6. Дыбина О. В. Рахманова Н.П.»Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»  Издательство «Сфера» 2002 год;
  7. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»  Детство Пресс 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...

Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально-поисковой деятельности

Развитие речи воспитанников реализуется посредством исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Исследовательские методы обеспечивают удовлетворение детской любознательности, ...