Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально-поисковой деятельности
презентация к уроку (старшая группа)

Рузанова Евгения Никитьевна

Развитие речи воспитанников реализуется посредством исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Исследовательские методы обеспечивают удовлетворение детской любознательности, а также прямо и косвенно влияют на развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода исследований, при подведении итогов и словесном высказывании об увиденном. Исследовательская деятельность включает в себя умение выделять проблемы, задавать вопросы, строить гипотезы, давать определение понятиям, проводить эксперименты, анализировать добытые материалы и рассказывать о полученных результатах. Экспериментирование предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования.

В процессе эксперимента воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Также идет развитие памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы и развивается речь ребенка, так как ему необходимо говорить об увиденном.  Ребёнок учится формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, происходит формирование самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Важно отметить и развитие эмоциональной   сферы ребенка, творческих способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ

Тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально-поисковой деятельности»

Составила воспитатель:

Рузанова Евгения Никитьевна

МБДОУ ДС КВ №39

1 слайд (титул)

Развитие речи воспитанников реализуется посредством исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Исследовательские методы обеспечивают удовлетворение детской любознательности, а также прямо и косвенно влияют на развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода исследований, при подведении итогов и словесном высказывании об увиденном. Исследовательская деятельность включает в себя умение выделять проблемы, задавать вопросы, строить гипотезы, давать определение понятиям, проводить эксперименты, анализировать добытые материалы и рассказывать о полученных результатах. Экспериментирование предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования.

В процессе эксперимента воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Также идет развитие памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы и развивается речь ребенка, так как ему необходимо говорить об увиденном.  Ребёнок учится формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, происходит формирование самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Важно отметить и развитие эмоциональной   сферы ребенка, творческих способностей.

2 слайд

 Для достижения цели развития связной речи посредством экспериментально-поисковой деятельности были поставлены следующие задачи:

1.речевые:

-развивать навык пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей;

-формировать умение вести диалог с воспитателем, с детьми;

-учить задавать вопросы, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;

-овладевать самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

2.познавательные:

-развивать умение планировать и проводить физический эксперимент;

-развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости; умение делать выводы;

-развивать наблюдательность; внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

-создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.

3 слайд

Я хочу рассказать о экспериментально-поисковой деятельности, которую использую в своей работе.

  • Занятия-опыты (вода, воздух, вулканы, бумага, снег, краски)
  • Работа с материалами (природный, ткань, микроскопы)
  • Экскурсии по территории детского сада (наблюдения)
  • Игры с песком и водой

4 слайд

При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

 В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

5 слайд        

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

Упражнения с природным материалом можно включать как в процесс любого занятия, так и в режимные моменты, прогулку, сюжетно-ролевые игры и т д.

Работая с тканью, дошкольники знакомятся со свойствами разных видов тканей, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение 2 частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться в пространстве заготовки. У детей совершенствуется глазомерная функция, развивается речь (дети овладевают правильными словесными обозначениями способов действий с тканью), фантазия, мышление, внимание.

При работе с микроскопом дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

 

6 слайд

 

Наблюдения (экскурсии по территории детского сада)

Проводим наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями в природе, описываем объекты и явления.

В результате этого словарь ребенка пополняется существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, эпитетами, сравнениями. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, траву, кору дерева.

7 слайд

Игры с песком и водой доставляют детям большую радость, развивают простейшие конструктивные навыки и активизируют познавательную деятельность. Речь детей обогащается различными частями речи, формируются грамматические понятия, закрепляются произношение звуков, развиваются навыки слухового восприятия речевыми и неречевыми звучаниями.

8 слайд

 Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально-поисковой деятельности» Подготовила: Рузанова Евгения Никитьевна , воспитатель МБДОУ ДС КВ №39 пгт . Ильского МО Северский район

Слайд 2

Цель: развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально-поисковой деятельности Задачи: 1.речевые: -развивать навык пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей; -формировать умение вести диалог с воспитателем, с детьми; -учить задавать вопросы, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; -овладевать самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения. 2.познавательные: -развивать умение планировать и проводить физический эксперимент; -развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости; умение делать выводы; -развивать наблюдательность; внимание, зрительную и слуховую чувствительность; -создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.

Слайд 3

Э кспериментально-поисковая деятельность Занятия-опыты (вода, воздух, вулканы, бумага, снег, краски) Работа с материалами (природный, ткань, микроскопы) Экскурсии по территории детского сада (наблюдения) Игры с песком и водой

Слайд 4

Опыты и эксперименты

Слайд 5

Работа с материалами

Слайд 6

Наблюдения (экскурсии по территории детского сада)

Слайд 7

Игры с песком и водой

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.

Систематизировать опыт работы  по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.Я работаю  воспитателем логопедической группы, и наблюдаю,...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...

Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством словесно-игровой деятельности.

В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи....