По следам Буратино
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Соловьева Владлена Витальевна

Материал может использоваться как самостоятельная ООД, так и как часть совместной деятельности педагога с детьми или для индивидуальной работы. Направлен на знакомство с многозначными словами, соержит игровые задания на составление слов, предложений и на повторение антонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_ood_po_razvitiyu_rechi.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Колпино

2016 г.

ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

(РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ):

  • Познакомить детей  с многозначными словами
  • Упражнять в выделении первого звука в слове.
  • Совершенствовать умение составлять  слова по первым звукам
  • Закрепить употребление антонимов
  • Упражнять в составлении предложений.

ЗАДАЧИ В ИНТЕГРАЦИИ:

Познавательное развитие:

  • Стимулировать способность к анализу в процессе отгадывания загадок,

Социально-коммуникативное развитие:

  • Создать условия для взаимодействия детей в малых группах для решения общей задачи
  • Способствовать становлению самостоятельности и  целенаправленности собственных действий

Физическое развитие:

  • Содействовать сохранению и укреплению физического здоровья детей посредством использования смены видов деятельности, включения тематической динамической паузы.

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Способствовать развитию речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.
  • Развивать в детях положительную самооценку, осознание роста своих умений;
  • Продолжать формировать мотивационную готовность к обучению в школе.

ОБОРУДОВАНИЕ

 для педагога: экран с мультимедийным сопровождением «Загадки Мудрой Совы», аудиозапись песни «Солнечный зайчик», мяч

для детей демонстрационный материал: Картинка с нарисованным контуром лица, контрастные детали лица и одежды, клей. Рюкзак школьный с наполнением – азбука, пенал, ручка дверная, насекомое - бабочка. Ручка шариковая, галстук-бабочка.

 для детей раздаточный материал: конверты с заданиями (4 штуки), в них пронумерованные карточки с предметными картинками и картинка-задание «Что лежит в ранце».

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Дети в свободной деятельности, воспитатель предлагает детям узнать, кто сегодня будет с ними играть.

I. Дидактическая игра «Наоборот».

Детям предлагается картинка с контуром лица. Дети называют слова-антонимы и прикрепляют часть лица на контур, в итоге должен получиться портрет Буратино.

У него злые  глаза (У него добрые глаза)

У него грустная улыбка (У него весёлая улыбка)

У него большие уши (У него маленькие ушки)

У него темные волосы (У него светлые волосы)

У него черный воротничок (У него белый воротничок).

У него короткий носик (У него длинный нос)

У него тусклый колпачок. (У него яркий колпачок)

Буратино вместе с нами готовится стать школьником. А мы ему поможем – расскажем о школьных делах.

«Придумай предложение». Словесная игра с мячом (Использовать слова на тему «Школа» - урок, ученик, дневник, ранец, учебник, тетрадь, школа, учительница, первоклассник, пенал, перемена, звонок).

Воспитатель обращает внимание детей на конверты с заданием, которые приготовил Буратино. Нужно найти ответ на вопрос, в каждом конверте свой вопрос, поэтому разделитесь на пары и выберите себе конверт с заданием.

II. Работа с карточками «Составь слово».

Дети парами составляют слово по первым звукам картинок

Сейчас мы узнаем, что лежит в ранце у Буратино? – мелки, книга,  ручка, бабочка.

Воспитатель вместе с детьми проверяет содержимое ранца и обращает внимание детей на дверную ручку и насекомое – бабочку.

III. Знакомство с многозначными словами.

Воспитатель: оказывается, есть слова, которые имеют одно значение. Например, учебник, карандаш, стул. А есть слова, которые звучат одинаково, но обозначают совсем разные предметы, это многозначные слова, поэтому Буратино и перепутал ручку дверную, которой открывают дверь, с ручкой шариковой, которой пишут, а насекомое-бабочку с галстуком-бабочкой, который носят школьники.

Чтобы помочь Буратино разобраться, мы послушаем песенку, в которой есть еще одно многозначное слово, мы немного потанцуем и попробуем услышать и  назвать это слово.

Динамическая пауза «Солнечный зайчик». Итак, какое многозначное слово прозвучало в этой песне? А какой еще бывает зайчик? Зайчик – это однозначное или многозначное слово? Почему?

Какие же еще есть многозначные слова? Ответы детей.

Мультимедийное сопровождение «Загадки Мудрой Совы»

Назовите предмет, который вы видите на картинке. Каким еще бывает… (педагог называет слово, имеющее несколько значений, руководствуясь слайдом)

Коса (с/х инструмент и волосы в косе)

Колокольчик (цветок и школьный звонок)

Молния (природное явление и деталь одежды)

Ключ (родник и дверной)

Мышка (животное и часть компьютера)

Шишка (плод дерева и синяк)

Пятачок (монета и нос поросенка).

Труба (музыкальный инструмент и печная труба)

Лук (овощ и оружие)

Ершик (рыба и щетка для мытья)

Бабочка (насекомое и галстук)

IV. Рефлексия.

Давайте еще раз напомним Буратино, с какими словами мы сегодня познакомились?  Что у этих слов одинаковое? (название), а что разное? (значение)

– Какие многозначные слова  вы запомнили? (можно использовать мяч)

– Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.