Статья - Нормы развития речи ребенка в средней группе
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Куликова Ольга Леонидовна

Эта статья поможет воспитателям оценить уровень развития речи ребенка в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ  РЕБЕНКА

ВОЗРАСТ 5 ЛЕТ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

 

Что может и должен уметь ребенок в средней группе? Прежде всего, активно  применять накопленный пассивный словарь, использовать навыки словообразования и словоизменения, ну и конечно постигать новые знания — развивать свою речь.

1. Импрессивная речь

1.1. Пассивный словарь

- Понимание существительных (показать на картинках по просьбе взрослого отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):

- Умение обобщать (показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):

Пр: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы

- Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

Пр: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет

- Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

Пр: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье

1.2. Понимание различных форм словоизменения

-Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):

Пр: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна

-Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

Пр: в, на, у, под, за, по

- Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

Пр: носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко

- Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):

Пр: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут

- Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):

Пр: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку

1.3. Понимание отдельных предложений и связной речи

- Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):

Пр: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.

- Понимание текста:

Пр: сказка «Колобок»

1.4. Состояние фонематического восприятия

- Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

Пр:

мышка — мишка___________________________________________________

почка — бочка _____________________________________________________

катушка — кадушка ________________________________________________

корка — горка______________________________________________________

- Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

Пр:

речка — редька_____________________________________________________

цвет — свет________________________________________________________

челка — щелка_____________________________________________________

рейка — лейка_____________________________________________________

2. Экспрессивная речь

2.1. Активный словарь

- Имена существительные

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным взрослым темам:

Пр:

Мебель __________________________________________________________

______________________________________________________________

Овощи ____________________________________________________________

______________________________________________________________

Фрукты__________________________________________________________________________________________________________________________

Птицы_____________________________________________________________________________________________________________________________

- Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

Пр:

Нос  _____________________рукав___________________________________

рот______________________воротник________________________________

шея _____________________пуговица________________________________

живот  ___________________кабина машины __________________________

грудь____________________ руль____________________________________

- Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:

Пр:

Стул, стол, шкаф ___________________________________________________

Огурец, помидор, морковь____________________________________________

Яблоко, банан,апельсин_____________________________________________

Воробей, голубь,сова________________________________________________

- Глаголы

Пр: ответить на вопросы по картинкам

Как передвигаются птицы? (Летают)__________________________________

Как передвигаются рыбы? (Плавают)__________________________________

Как передвигается змея? (Ползает) ___________________________________

Как передвигается лягушка? (Прыгает)________________________________

Как передвигается человек? (Ходит) __________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)____________________________

А как подает голос корова? (Мычит) __________________________________

А как подает голос петух? (Кукарекает)_____________________________.,

- Имена прилагательные

Пр: назвать предъявленные цвета:

Красный __________________________________________________________

Оранжевый________________________________________________________

Желтый___________________________________________________________Зеленый___________________________________________________________

Голубой ___________________________________________________________

Синий_________________________________________________________

Белый ____________________________________________________________

Черный____________________________________________________________

- Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

Пр:

Солнце какое? (Круглое)_____________________________________________

Печенье какое? (Квадратное)_________________________________________

Косынка какая? (Треугольная)_______________________________________

Огурец какой? (Овальный) ___________________________________________

2.2. Состояние грамматического строя речи

- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

Пр:

Рот — рты_________________________________________________________

Лев_______________________________________________________________

Река______________________________________________________________

Ухо_______________________________________________________________

Кольцо____________________________________________________________

- Употребление имен существительных в косвенных падежах (по картинкам):

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

Пр:

Шаров____________________________________________________________

Ключей ___________________________________________________________

Берез _____________________________________________________________

Ложек ____________________________________________________________

Окон______________________________________________________________

- Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

Пр:

Оранжевый апельсин________________________________________________

Голубая бабочка____________________________________________________

Белое блюдце______________________________________________________

- Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

Пр:

Где сидит снегирь? (На дереве)_______________________________________

Где стоит машина? (В гараже)________________________________________

У кого кукла? (У девочки)____________________________________________

Где стоит коза? (За забором)__________________________________________

Где едет машина? (По дороге)_________________________________________

- Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

Пр:

Два мяча___________________________________________________________  

Пять мячей_________________________________________________________

Две розы __________________________________________________________

Пять роз___________________________________________________________

Два окна __________________________________________________________

Пять окон__________________________________________________________

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

Пр:

Забор — заборчик___________________________________________________

Носок — носочек ___________________________________________________

Лента — ленточка __________________________________________________

Окно — окошечко__________________________________________________

- Образование названий детенышей животных:

Пр:

У зайчихи__________________________________________________________

У волчицы_________________________________________________________

У белки___________________________________________________________

У козы____________________________________________________________

2.3. Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

Пр:

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Норма развития речи ребенка

Норма развития речи ребенка от 1 года до 7 лет1 год - 1 год 6 месяцев.Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и п...

Нормы развития речи ребенка от рождения до школы

Существуют нормы речевого развития, с помощью которых можно отследить формирование языковых навыков у своего ребенка....

«Нормы развитие речи ребенка 3-4 лет»

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, маг...

Нормы развития речи ребенка.

По данным психологов , страхи родителей связаны именно с развитием речи ребенка. Но для любых выводов нужна точка отчета....

Нормы развития речи ребенка

Как развивается речь ребенка...

Нормы развития речи ребенка 2-3 лет

Период  развития ребенка 2-3 лет считается самым активным периодом развития речи, когда можно наблюдать количественные и качественные преобразования речевой деятельности малыша....