Тема занятия: «Составление описательного рассказа о пингвине» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кузнецова Татьяна Анатольевна

Это занятие поможет развивать у воспитанников связную речь, обучать их умению составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_o_pingvine.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление описательного рассказа о пингвине»  

(старшая группа)

Программное содержание:

  • расширять представления и закреплять  знания детей об особенностях жизни животных Севера;
  • обогащать и активизировать словарь детей по теме «Растительный и животный мир Севера»;
  • упражнять детей в подборе образных характеристик к предмету;
  • обучать установлению причинно-следственных связей.
  • развивать связную речь, обучать умению составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на план;
  • упражнять детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении распространенных предложений;
  • развивать наглядно-образное мышление, внимание;
  • воспитывать интерес к окружающему миру,  доброжелательное отношение друг к другу.

 Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных Севера, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций о пингвинах, проведение дидактических игр по теме, придумывание загадок, просмотр презентации «Жизнь пингвинов»

Ход:

1.Организационный момент.

- Дети, отгадайте загадку:

В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин.
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук. (Пингвин)

Создание мотивации на учебную деятельность

- Мы сегодня с вами будем говорить о пингвинах, даже посмотрим про них документальный фильм.

Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

- Но сейчас, я вам  прочту рассказ, а  вы внимательно послушайте  и подумайте, как мы его назовём.

Наш ледокол проплывал вдоль берега северного моря. На берегу, моряки заметили множество птиц, похожих на человечков – это были пингвины. Игривые (птицы) пингвины как солдатики ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег. На каменистом берегу (на огромном булыжнике) лежала доска. Доска(она) то и дело подпрыгивала от того, что озорные пингвины пробегали по ней и топали лапкой. Лапкой (ей) весело притопнут и убегают. Бегали (так) и веселились до самой темноты.

Беседа по содержанию.
- Понравился вам рассказ?

- Кто главный герой в этом рассказе?

- Вот моя игра. Я быстро задаю вопрос, а вы говорите ответ.

* Мимо чего проплывал ледокол?

* Кто заметил пингвинов?

* Какие пингвины? (игривые, весёлые, как человечки)

* Что умеют делать пингвины? (плавать, нырять, бегать, кричать, танцевать)

* Как можно назвать место где обитает много пингвинов? (пингвиний пляж)

* На чём танцевали пингвины?

* Где лежала доска?

* Как долго танцевали пингвины? (до самой темноты)

* А когда они ушли? (когда наступил вечер)

* Назовите семью пингвинов.
А теперь скажите как можно назвать этот рассказ? (Пингвиний пляж)

2 часть Основная

Игра «Трудные слова»

- Скажите, что означает слово? - «пробежать» (быстро бежать), «нырять» (прыгать в воду), «выныривать» (выглядывать из под воды), «каменистый» (весь берег усыпан маленькими и большими камнями), «булыжник» (огромный камень), ледокол (большой корабль, который колет лёд впереди себя, чтобы можно было плыть)

Игра с картинками (у каждого ребёнка на столе картинка)

Воспитатель играет в игры «Назови ласково», «Один-много», «»Мой, моя, моё» каждый ребёнок называет свою картинку: рыба, гора, пингвин, снежинка, снег, льдина, доска, камень, вода, берег, рог, лапа, олень, сова, морж, медведь, голова

Физкультминутка

По ледяной пустыне
Пингвиниха идёт

Идут медленно  в вразвалочку

За нею пингвинята
Торопятся вперёд

Идут быстрее в вразвалочку

Трещит мороз жестокий

Обнимают себя руками

Повсюду снег и лёд

Повороты с вытянутой рукой

Бегут спешат пингвины

Руки прижать к туловищу

Им виден путь едва

Быстро передвигаться, ноги вместе
Вглядываясь в даль

Над ними тихо кружит полярная сова

Машут крыльями


Составление предметно-графического плана.

- Теперь мы будем составлять план нашего рассказа с помощью картинок.

- Кто вспомнит первое предложение нашего рассказа? (Наш ледокол проплывал по северному морю вдоль заснеженных берегов) Выставляются картинки и стрелки.

- Назовите второе предложение. (На заснеженном берегу моряки заметили множество птиц, похожих на человечков – это были пингвины.)

- Скажите, какое слово здесь повторяется? На какое слово мы можем его заменить?(там)

- Назовите третье предложение. ((Пингвины как солдатики ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег) На какое слово мы можем заменить повторяющееся слово «пингвины» (птицы) Здесь стоит значок, нужно придумать слово к слову «пингвин» какой он (игривый, весёлый, забавный)

И так разбирать весь рассказ по предложениям до конца и записывать графически.
-  Подумайте, и скажите как бы вы назвали этот рассказ.

 Повторное чтение с заменой слов.

Наш  ледокол проплывал по северному морю вдоль заснеженных берегов. Там моряки заметили множество силуэтов похожих на человечков – это были пингвины. Игривые птицы как солдатики ныряли в воду и дружно выныривали на каменистый берег. На большом булыжнике лежала доска. Она то и дело подпрыгивала от того, что озорные пингвины пробегали по ней и топали лапкой. Ей притопнут и убегают. Так они  веселились до самой темноты.

Перессказ с опорой на предметно-графический план.

- Давайте попробуем пересказать этот рассказ, используя наш графический план. Вспомните как начинаем рассказ, как заканчиваем. Вспомните все слова о которых мы говорили.

3 часть Заключительная

- Про кого мы составляли рассказ?

- Вам понравилось составлять рассказ по плану?

- В подарок о нашем занятии мы с вами посмотрим документальный фильм о пингвинах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по составлению описательного рассказа "Зима" в старшей группе.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима»  в старшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познание», ...

Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...

Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (можно использовать и в группе старшего дошк...

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе Тема: «Посуда. Составление описательного рассказа»

В данной публикации представлен конспект НОД по развитию связной речи детей старшей логопедической группы по теме "Посуда. Составление описательног рассказа".Конспект публикуется с презениацией.Данная...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...

НОД тема занятия «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»

Конспект занятия на тему «Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку»...