Главные вкладки

    Речь - основа человеческого разума
    консультация по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему

    Керимова Зухра Бадрутдиновна

    Рекомендации для родителей и педагогов по  развитию речи у детей младшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rech_osnova_chelovechesk.razuma.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей "Речь - основа человеческого разума."

    Речь - основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить.

    В 4-5 лет детки уже могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф - это всё мебель, а платье, брюки, пальто - одежда, у стола есть ножки и столешница. Сейчас они залезают внутрь всех игрушек и начинают рассматривать, из чего они состоят. В этом возрасте появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный - и настроение людей: весёлый, грустный, печальный. Начинают употреблять глаголы в повелительном наклонении (беги, дай, принеси). Причём это их любимая игра. Однако нельзя забывать и о нравственной основе разговора. Необходимо объяснить, что говорить надо вежливо, не забывать о слове "пожалуйста", иначе человек может обидеться и уйти. Существуют книжки типа "Говори красиво", "Говори вежливо". В них все подобные ситуации обыгрываются. Можно с ребёнком почитать такую книжку и обсудить. Ведь если в этом возрасте малыша никто не одёрнул, то дальше переделать его будет уже очень сложно.

    В 4-5 лет закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое "наоборот" (твёрдый-мягкий, светлый-тёмный). Появляются наиболее употребительные наречия: слева, справа, около, рядом. Все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под. В речи дети уже широко используют уменьшительно- ласкательную форму существительных, начинают образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Появляется правильное употребление названий детёнышей животных. Если в 3-4 года называли по аналогии: кошка - котёнок, заяц - зайчонок, волк - волчонок, то теперь необходимо запомнить более сложные формы: корова - телёнок, лошадь - жеребёнок.

    Но, как правило, и в подготовительной группе дети могут называть телёнка коровёнком, а жеребёнка лошадёнком.

    В предложениях ребята этого возраста начинают согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами. Если стол, то он красный, а шапка - красная и т.д. Если я, то пошла, он - пошёл, она пошла, мы пошли и т.д.

    4-5 лет - творческий возраст, и ошибок в произношении появляется огромное количество. Кроме того, дети стремятся найти подходящее слово, поэтому создают свои слова. Иногда и взрослые начинают неправильно говорить какое-то слово, и оно закрепляется в семье. Понятно, родителям это нравится, никто не придумает слово так, как дети именно в этом возрасте. Интересно звучит, например, "я бежу" или "футбольцы" или "поскойной ночи". Однако такой выверт можно записать на плёнку, в тетрадку на память, но обязательно ошибку исправить, иначе она закрепится в речи.

    Общие рекомендации для родителей

     

    Не коверкайте слова, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать. Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.

    Поощряйте познавательные способности ребенка. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки - нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

    Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов.  Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка. Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов. Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный - горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет”: яйцо цыпленком, мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу типа: "Листья с деревьев облетели, потому что...”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.

    Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что к пяти годам ваш малыш станет хорошо говорить.

    Советы профессионала

     

    Первый совет. Необходимо помнить, что ребенок не рождается с умением красиво говорить. Ораторское мастерство - приобретенный навык, который ребенку надо прививать с детства. Например, начиная учить стишки, маленький ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией.

    Второй совет. Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было интересно, ребенку должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок сам выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с выражением и без выражения.

    Третий совет. Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запишите его на диктофон и дайте послушать. А потом скажите: "Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное". А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвалите ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайся своим малышом, школьником, подростком – так ты воспитаешь уверенного в себе человека. Когда ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он обязательно станет успешным.

    Техника "пустого стула" для робкого ребенка. Эту технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила: "Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и поддерживают". Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.

    Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

    Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором также используются зрительные "подсказки". Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его. Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: "Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность" (Ответ: скат). Или: "Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?" (Ответ: лавка).

    Избавляемся от "слов-паразитов". Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых "как бы", "ну", "значит" и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену "слов-паразитов". Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника.

    Активная речь. До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется "пассивная речь". Как можно помочь ребенку скорее сделать ее "активной"?

    •Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

    •Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

    •Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.

     

    Упражнения для развития правильной речи

    Пересказываем тексты. В 4-5 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку "Курочка Ряба" рассказывают так: "Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось". Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: "Курочка сказала", но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе.

    Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.

    Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру "Кто это делал?". Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: "Кто в сказке кудахтал?" "Курочка Ряба", - отвечает малыш. Или наоборот: "Курочка Ряба что делала?" - "Кудахтала".

    А можно ребёнка запутать. Сказать, например, что кудахтала мышка, и малыш должен исправить ошибку. Есть игра "Последовательность действий". То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: жили-были, жила, снесла, прибежала, махнула и т.д. А ребёнок пусть расскажет всеми словами. Чтобы заинтересовать малыша, скажите, например, что Буратино рассказал сказку одними этими словами, и предложите помочь ему составить сказку правильно.

    Почему много уделяется внимания пересказу? Да потому, что если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

    Разглядываем картинки. В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ.

    Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь ему в этом, нужно задавать вопросы типа: "Что ты видишь на картинке?", "Что делают герои на картинке?", "А где на картинке ты видишь цветочек или домик?" и т.д. Можно ещё поиграть в "Путешествие". Предложите малышу "зайти" в картину и спросите: "Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?" Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина - то гудеть. 4-5 лет - возраст фантазёров, и такая игра ребятне очень нравится.

    Тренируем ручки. Если ребёнку уже исполнилось 5 лет, то все звуки он должен произносить правильно. Но, к сожалению, таких детей всего лишь около 10 %.

    Если в этом возрасте есть проблемы со звукопроизношением, то нужно срочно обратиться к логопеду и обязательно заниматься с малышом дома. Для занятий можно использовать все те упражнения, что я предложила для детишек младшей группы.

    В дополнение с четырёх - и пятилетними можно поиграть уже и в "Театр теней". Эта игра нравится всем без исключения. Выключаете свет, оставив только настольную лампу, и на белой стене, да даже и на обоях, изображайте с помощью рук различные предметы или животных. Можно даже попробовать разыграть какую-нибудь сказку.

    Если есть возможность, обязательно купите перчаточные или пальчиковые куклы. Во время игры с ними замечательно развиваются и укрепляются руки и пальчики.

    В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно - больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей. Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных мышц и развивает умение вовремя глотать слюни. К сожалению, сейчас много зубочелюстных аномалий. И это очень большая проблема, ведь правильное звукопроизношение зависит и от состояния рта. Поэтому не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

    В лексиконе детей мало слов, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. У детей недостаточно сформированы грамматические формы – ошибки в падежных окончаниях, смешении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Недостаточно владеют способами словообразования. Большое количество ошибок дети допускают в использовании простых предлогов (в, на, под, с). В активной речи используются преимущественно простые предложения.

    Но к школьному возрасту ребенок должен овладеть всей сложной системой грамматических закономерностей русского языка. Иначе процесс обучения в школе для ребенка будет трудным и непосильным.

    Поэтому педагогам и родителям нужно больше уделять внимания на развитее речи ребёнка, и в частности на развитие словаря и грамматической стороны речи.

    С этой целью, предлагаю вам игры, которые помогут ребенку овладеть грамматикой русского языка и подготовить ребенка к школе.

    Старайтесь играть каждый день, чтобы закрепить грамматические категории в речи. Для проведения таких дидактических игр не требуется много времени. Можно играть в игры, гуляя с ребенком на улице, работая на кухне, вечером, в часы отдыха. Следите за речью ребенка, тактично исправляйте, если он допустит грамматические ошибки.

    Помните, что какие грамматические ошибки допускает ребенок в устной речи, такие же ошибки он будет делать в письменной речи, обучаясь в школе.

    1. Игра "Назови одним словом".

    Назвать одним словом, серию картинок. Например:

    Корова, свинья, кот, собака, овца - это …. (домашние животные) ;

    Диван, кровать, стол, кресло, шкаф, стул - это …. (мебель) и т. д.

    Когда ребенок освоит все обобщающие понятия, можно играть в эту игру с мячом. Перечисляете предметы одной группы слов и бросаете мяч, ребенок называет обобщающее слово – возвращает мяч.

    Бабочка, жук, паук, стрекоза, муравей – это… .(насекомые) ;

    Молоток, пила, топор, рубанок – это (инструменты) ;

    И наоборот, Вы называете обобщающее слово - ребенок перечисляет слова, которые соответствуют этой группе предметов.

    - "Назови предметы одежды" - … ;

    - "Назови домашних птиц" - …. и т. д. ;

    2. Игра "Назови части".

    Возможны два варианта - по картинке и по представлению.

    Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет и назвать его части. Например: "кот" - (тело, голова, лапы, хвост; нос, когти, уши, глаза, усы, шерсть) .

    Чайник - … .(крышка, донышко, ручка, носик) ;

    Велосипед - … .(руль, сиденье, два колеса, цепь) и т. д. ;

    3. Игра с мячом "Скажи наоборот".

    Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

    Одеть - …. (раздеть) ;

    Поднять -… .(опустить) ;

    Бросить - … .(поймать) ;

    Спрятать - … .(найти) ;

    Дать - … .(взять) ;

    Купить - … .(продать) ;

    Налить - … .(вылить) ;

    4.  Игра "Кто как передвигается?"

    На картинках изображены животные, взрослый предлагает назвать и определить, как они передвигаются.

    Лошадь - … скачет, змея - …. ползает, птица - …. летает, рыба - …. плавает, лягушка - … прыгает.

    5. Игра с мячом. "Кто, какой голос подает?"

    Голубь - (воркует); свинья - (хрюкает);

    ворона - (каркает); петух - (кукарекает);

    кошка - (мяукает); гусь - (гогочет);

    корова - (мычит); курица - (кудахчет);

    воробей - (чирикает); лягушка - (квакает);

    сорока - (стрекочет); сова - (ухает);

    6. Игра с мячом "Большой - маленький"

    Взрослый называет большой предмет, а ребенок – маленький.

    Дом - (домик);

    Нос - (носик);

    Хвост - (хвостик);

    Карандаш - (карандашик);

    Забор - (заборчик);

    Шкаф - (шкафчик);

    Стакан - … (стаканчик);

    7. Игра "Что для чего?"

    Вы можете поиграть в эту игру на кухне, когда вы готовите обед, сервируете стол. Ребенку предлагается назвать предметы и сказать где хранятся эти предметы.

    Хлеб - (в хлебнице);

    Сахар - (в сахарнице),

    Соль - (в солонке);

    Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница);

    8. Игра с мячом "Назови детенышей животных".

    У коровы - (теленок);

    У волчицы - (волчонок);

    У лошади - (жеребенок);

    У ежа – (ежонок);

    У собаки - (щенок);

    У лисицы - (лисенок);

    У слонихи - (слоненок);

    У козы - … (козленок);

    9. Игра "Правильно назови листья"

    Гуляя с ребенком в парке, лесу, саду, соберите красивые листья, рассмотрите их и назовите. Рассмотрите картинки с изображением этих листьев и поиграйте в игру.

    Лист дуба - (дубовый);

    Лист осины -… (осиновый);

    Клена -… (кленовый).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

    На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

    Доклад на тему: «Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника».

    Развитие речи – основа развития интеллекта дошкольника...

    Материал для родительского собрания совместно с логопедом на тему "Речь - основа успешного обучения в школе"

    Презентация акцентирует внимание родителей на необходимости коррекции речевых проблем до школы....

    Педагогический практикум для педагогов "Культура речи- основа коммуникативной компетентности педагога"

    Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная ...

    Правильная речь – основа развития вашего ребенка, залог его успешной учебы в школе.

    Правильная речь – основа   развития вашего ребенка,залог его успешной учебы  в школе.  Дорогие мамы и папы!Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. От того,...

    «Звуковая культура речи – основа подготовки детей к обучению грамоте»

    В предложенном материале показана работа по развитию звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте....