Педагогический практикум для педагогов "Культура речи- основа коммуникативной компетентности педагога"
методическая разработка по развитию речи по теме

Телюк   Юлия Владимировна

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная рекомендация педагога в его общественной жизни и творческой деятельности.Значение культуры речи в жизни педагогов трудно переоценить. Судьба родного слова нам всегда небезразлична, но особенно возрастает тревога за язык в периоды наибольшей общественной активности народа, когда в центре внимания оказываются пути развития национальной культуры, правосознания, культуры мысли и поведения человека. В наше неспокойное время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности. Этой проблеме и посвящён педагогический практикум.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_praktikum_dlya_pedagogov.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический практикум для педагогов "Культура речи- основа коммуникативной компетентности педагога"

Приветствие  участников  практикума.

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней  культуры человека.

Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение   норм литературного языка, умение передавать свои мысли грамматически  правильно, в соответствии с назначением и целью высказывания, логично, точно,  и образно.

Какой же должна быть наша речь, речь педагога?

Об этом – стихотворение –шпаргалка.
Запомнить просто и легко
Лишь вспомни радугу на небе,
И станет на душе светло!
Ведь радуга, как речь, игрива,
Спонтанна, звучна и проста,
И удивительна красива
Во все былые времена!
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота,
А выразительность какая?
Ведь от неё поёт душа!
Мой стих приобретёт известность,
И в этом есть свой толк, уместность!

Речь как  искусство  является важнейшим     элементом профессионального мастерства современного педагога и служит
основным инструментом воздействия на ребенка в решении многих задач. Чем    выразительнее и убедительнее речь, чем ярче, точнее и красочнее язык, чем яснее    выражается мысль, тем эффективнее воздается на ребенка, на его собственную   речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка.   А это     настоящее искусство.  Конечно, как и в любом искусстве, наилучших успехов в овладении речью могут     достичь те педагоги, кто щедро наделен природой соответствующими  дарованиями. Но как показывает жизнь,  овладеть правильной и красивой речью может любой педагог,     стремящийся к этому.

Поэтому, цель нашего практикума – поупражняться в навыках правильной и красивой   речи.

Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала
завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное
употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы,
разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов     и невербального языка.

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.                                                                                                                             Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно,
чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно
контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет  скрыть. Дети легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства   педагога. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она  оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.
Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение:   позволяет ребенку свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая     пластическая поза - это внешнее проявление доброжелательности по отношению к   людям.
        Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней дети
оценивают происходящее.Поэтому педагог должен "конструировать" позу.

Упражнение 1. Приглашаем  2  участников. Предлагаем  "сконструировать" позу:

1) педагог слушает выступающего;

2)педагог  беспокоится о том, все ли готовы к работе;

3)педагог  задумался;

4) педагог удивлен происшедшим.

Когда поза сознательно выстраивается как    способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает    содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости,   психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со   скрещенными на груди руками). Дети должны видеть, что педагог не испытывает   стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в   свободной позе, по ощущениям детей, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Дети в таких   условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.

Упражнение 2 .   Пойми меня

Участники  по очереди передают своё эмоциональное состояние, используя только мимику и жесты.   Первый участник передаёт  информацию следующему. Остальные участники сидят  с закрытыми глазами. Затем следующий просит  3 открыть глаза и  невербально передаёт ему то,  что понял. И так далее, пока не завершится круг. В конце первый участник сопоставляет то, что получилось с тем, что он передал.

Упражнение 3. Количество игроков – сколько угодно. Ресурсы: тексты стихотворений, бумага, ручка.

Цели:

  • Повысить навыки актерского мастерства и выступления на публике.
  • Научиться передавать различные эмоции независимо от содержания текста.
  • Повысить интонационную выразительность речи.

       а) Уровень сложности- низкий.  

        В эту игру лучше играть, рассевшись по кругу. Каждый игрок выбирает себе стихотворение  или  фразу  и читает его с определенной заданной интонацией. Возможные варианты интонаций:

светлая радость, вселенская печаль, озорство, грусть, интерес, уныние, страсть, любопытство, любовь, злость, раздражение, уныние, равнодушие, наглость, обида, уважение, восхищение, злорадство, преклонение, слащавость...

"Всё в порядке..."

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.

______________________
– Был на квартиру налёт?
– Нет.
– К нам заходил бегемот?
– Нет.

_________________________
– Может быть дом не наш?
– Наш.
– Может, не наш этаж?
– Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.

_____________________
– Значит это не обвал?
– Нет.
– Слон у нас не танцевал?
– Нет.
– Очень рада.
Оказалось, я напрасно волновалась!

Остальные игроки оценивают, насколько хорошо игрок передал интонацию.

б)Уровень сложности- высокий .   Игрок должен прочить стих, как определенный персонаж. Остальные знают, какого  персонажа будет играть   участник и общим решением дают оценку – отлично/похоже, или еще надо «подтянуть» роль. 

(**После прочтения и обсуждения сыгранной роли книжка передается другому участнику. В таком варианте игры можно добавить систему балов и поощрений. К примеру, за отгаданный отрывок дается 4 балла чтецу, а отгадавшему слушателю 1 балл.

Завершение игры - обсуждение самых ярких рассказов и ролей. Если вы ввели систему баллов, то находите победителя игры, а лучшего чтеца награждаем в любом случае!)

Список возможных персонажей: Творческая личность, говорящая о высоком, Любопытный человек, экскурсовод, студент на экзамене, который не знает ответ, Бабушка, рассказывающая сказочку, злой человек, зануда,хвастун, офицер,иностранец, плохо говорящий на русском языке и т.д.

        В  русском  языке  для  совершенствования  культуры  речи  решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы:

- нормы устной речи;

орфоэпические (произношения),   акцентологические (ударения),орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и   синтаксические, вместе именуемые грамматическими,  проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

 Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

 

Упражнение  4   «Знатоки    русской речи». 

Что, скажите мне на милость,

Со словами приключилось?

Говорить по-русски можно,

Но запутаться несложно

Что за странные слова?

Просто крУгом голова!

КрУгом или же кругОм?

Вот и я о том… о том,

Что головокружение

Ещё от ударения!

Кто ввёл путаницы эти?

Как понять всё могут дети?( В.Черняева)

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

 Задание: найти слово с правильно поставленным ударением

            Опросный лист № 1

1.асиммЕтрия – асимметрИя

2.бАнты – бантЫ

3.вклЮчит – включИт

4.газопрОвод – газопровОд

5.диспАнсер – диспансЕр

6.ломОта – ломотА

7.дремОта - дремотА

8.зАдать – задАть

9.зАнять – занЯть

10.звОнит – звонИт

11.катАлог – каталОг

12.красИвее – красивЕе

13.кУхонный – кухОнный

14.меньшИнства – меньшинствА

15.мусоропрОвод – мусоропровОд

16.никчЕмный – никчЁмный

17.обеспЕчение – обеспечЕние

18.обОдрить – ободрИть

19.осУжденный – осуждЁнный

20.плЕсневеть – плесневЕть

21.полигрАфия – полиграфИя

22.пОнял – понЯл

23.премИровать – премировАть

24.принУдить – принудИть

25.слИвовый – сливОвый

26.тУфля – туфлЯ

27.углУбленное изучение – углублЁнное

28.хАос – хаОс

Опросный лист № 2

1.бАловаться – баловАться

2.вероисповЕдание – вероисповедАние

3.врУчит – вручИт

4.грУшевый – грушЁвый

5.дОбыча -добЫча

6.дОсуг – досУг

7.жАлюзи – жалюзИ

8.закУпоривать – закупОривать

9.запломбИровать – запломбировАть

10.исчЕрпать – исчерпАть

11.кладОвая – кладовАя

12.крЕмень – кремЕнь

13.лОмоть – ломОть

14.мотивИрованный – мотивирОванный

15.нАчать – начАть

16.новорОжденный – новорождЁнный

17.облЕгчить – облегчИть

18.Оптовый - оптОвый

19.откУпорить – откупОрить

20.повтОришь – повторИшь

21.страховой пОлис – полЮс

22.предпрИнять – предпринЯть

23.прИбыл – прибЫл

24.прИданое – придАное

25.тОрты – тортЫ

26.увЕдомить – уведомИть

27.фенОмен - феномЕн

28.ходАтайствовать – ходатАйствовать

Шкала оценки уровня культуры речи педагога:

0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий;

        В заключение  еще раз напомним: чтобы речь педагога была выразительной,
яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это
уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы,
разнообразные метафоры, сравнения, использование коммуникационных
эффектов и невербального языка. Однако, наверное, наибольшее значение для
речевого искусства имеют
особенности внутреннего мира педагога, его культура
и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик
писал: «..Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще
важнее нравственный облик, манера общения и поведения педагога».
Не забывайте об этом и совершенствуйтесь.    Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"

Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....

Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности....

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

Семинар-практикум "Коммуникативная компетентность педагога ДОУ"

Профессиональное общение педагога – это система сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных ...

Практикум на развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями

Практикум состоитиз 5 занятий, результатом которого является приобретение педагогами коммуникативного опыта....