Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"
    методическая разработка по теме

    Темирова-Скорходова Ольга Александровна

    Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zasedanie_no3.docx27.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗАСЕДАНИЕ №3

    Тема: Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов

    Цель:  познакомить педагогов с новыми видами работы по профилактике и урегулированию конфликтных ситуаций в ОУ.

    Задачи:

    • создать положительный эмоциональный настрой в группе, активизировать работоспособность;
    • предложить теоретическую информацию по теме семинара;
    • с помощью активизирующих упражнений отработать умения и навыки, необходимые для разрешения конфликтов.

    Ход семинара

    1. Вводное слово ведущего. 

    2. Приветствие.  Упражнение «Поздоровайся двумя руками».

    Описание упражнения: Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

    Психологический смысл упражнения: Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

    3. Разминка. Упражнение «Гротеск». Разбейтесь на пятёрки и встаньте рядом плечом к плечу. Начинает игру крайний слева. Он производит небольшое движение какой-нибудь частью своего тела. Сосед справа должен  повторить это движение как можно точнее, но преувеличив его, сделав более выраженным. Третий повторяет движение второго тоже как можно более точно, но усиливает и его.  И так далее, пока последний из пятёрки не сделает движение максимально выраженным. В результате вся пятерка будет производить одно и то же движение, но каждый со своей силой.

    «Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно». Э. Фромм.

    4. Упражнение «Инструкция».

    Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по середине линии либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту".

    Когда все выбрали свое место, тренер спрашивает: "Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?" После высказываний участников тренер продолжает:  "Сойдите с линии, потому что я хочу провести другую. Когда вы думаете, что вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии". Снова предложите объяснить их выбор.     В конце упражнения: "Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть". Дается время на перестановку. В конце упражнения обсуждение.

    5. Теоретический блок.

    Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что в переводе означает «столкновение». С обыденной точки зрения конфликт ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Однако современная психология позволяет рассматривать конфликт как способ развития организации, группы и отдельной личности.  Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, не сплоченных и ценностно-разрозненных группах.

    6. Упражнение «Встаньте двадцать»

    Цель упражнения: Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия.

    Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число, вначале не больше, чем количество участников, затем меньше (встаньте 20, встаньте 15, встаньте 10, встаньте 5, встаньте 3). Должны одновременно подняться столько участников, сколько назвал ведущий. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.

    Обсуждение: Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте?

    7.Продолжение теории

    Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, групп, отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т.д.

    Немало конфликтов возникает из-за сложности характеров людей.

    8. Упражнение «Тух-тиби-дух».

    Цель:  сменить  привычный  тип  поведения  в  конфликте  у  участников, дать возможность посмотреть на участников конфликта «со стороны». Время:  7 -10 мин.

    Материалы: не требуются.

    Инструкция:  Сейчас нам представится исключительная возможность проанализировать  поведение  людей  в  конфликте.  Для  этого  всем  без исключения  необходимо  рассердиться,  изобразить  злое  выражение лица. Получилось? Прекрасно. Теперь вы будете передвигаться по аудитории и рассказывать всем, кого вы встретите о том, как вы злы на этого человека. Но рассказывать вы будете  только  словами: «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»,  которые  вы  можете произносить  с  разной  злой  интонацией,  при  этом  важно  смотреть  в глаза.

    Процедура проведения:  Тренер  предлагает  группе  разминку «Тух-тиби-дух»,  рассказывает, каким  образом  нужно  настроиться  на  содержание  разминки  и  дает инструкцию.  Во  время  проведения  разминки,  тренер  подбадривает участников:  молодцы,  у  вас  прекрасно  получается,  а  ну-ка,  ещё сердитее!  Очень  хорошо!  А  кто  самый  сердитый?  Кто  конфликтует  с удовольствием?Не  смотря  на  то,  что  в  инструкции  было  предложено  разозлиться,  к концу разминки участники начинают смеяться. Парадокс! По окончании разминки тренер проводит анализ результатов:  почему в конце разминки многие из вас смеялись? Что вызвало этот смех?

    Тренинг по поведению в конфликте:  

    В  конфликте  принимают  участие  не  только  мы  и  наш  оппонент. Конфликт  интересен,  и  привлекает  внимание  окружающих.  Если  вы чувствуете, что «страсти закипают» - сдержитесь. Этим Вы подтвердите мнение  о  Вас  как  о  человеке  выдержанном,  и  сделаете  добро  своему оппоненту – он или она будут Вам благодарны, за то, что вы позволили им сохранить лицо.

    9. «Кельтское колесо». Упражнение  на разные типы лидирования и поиск своего места в группе. По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.

    Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

    Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.

    Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.

    Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.

    По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то обычно преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.

    Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

    Этапы:

    1.    7-10 минут на подготовку. Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств. 

    2.    5-7 минут на подготовку. Каждая группа по очереди рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.

    3.    3-5 минут на подготовку. Каждая группа отвечает на вопрос: почему она не может обойтись без других сторон света. 

    В конце у участников по кругу спрашивают, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует.

    10.Упражнение  «Я – это Я».

    Теперь давайте разберёмся в некоторых тонкостях наших человеческих чувств и качеств, которые необходимы для понимания не только себя, своего внутреннего мира, но и тех, кто тебя окружает, с кем приходится общаться каждый день.

    На листочках каждый чертит квадрат и делит его на 4 части. В каждом углу квадрата проставить цифры 1,2,3,4.

    - Теперь в квадрате 1 напишите 5 качеств, которые вам в себе нравятся и вы считаете положительными. Можете назвать качества одним словом, например, «находчивый», а можете описать их несколькими словами, например: «всегда довожу начатое дело до конца».

    - Заполните квадрат 3: напишите в нем 5 качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными.

    - Внимательно посмотрите на качества, которые записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2.

    - Представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4.

    После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте ладонью квадраты 3 и 4.

    - Посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!

    Далее, прикройте рукой квадраты 1 и 2.

    - Посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться. А ведь вы на самом деле описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и врага.

    Вы можете выполнять это упражнение дома – описывать качества людей, которые вас раздражают. Вы увидите, как постепенно меняется ваше отношение к ним.

    Обсуждение:

    - Какое впечатление произвело на вас это упражнение?

    - Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие сложнее?

    Резюме ведущего:

    - Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! И как относиться к окружающим людям.

    Мы можем относится к себе как враги, и тогда мы не будем любить себя, будем презирать себя и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют и другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

    11.Упражнение «Карандаши»

      Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандаша, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников.  Потренируемся, разбиваемся на пары, располагаемся друг против друга на расстоянии 70-90 см и пытаемся удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.
                 Дается задание
    : не выпуская карандаши, двигать руками вверх- вниз, вперед- назад.

                Сейчас мы встанем в круг, карандаши зажмем между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

    • Подтянуть руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
    • Вытянуть руки вперед, отвести назад.
    • Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед.
    • Присесть, встать.

    Психологический смысл упражнения.

    При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
     Обсуждение
    .

    Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «Чувствовать» другого человека?

    12. Рефлексия занятия.

    Упражнение  «Дерево цели».

    На  мольберте  изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений (развитие коммуникативных умений). Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам выбрать стикер любого цвета, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы сейчас, по Вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме).

    МБДОУ комбинированного вида детский сад №7 «Золотая рыбка»

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЛОН

    Заседание №3

    Дата 13.05.2015

    «Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях  внедрения ФГОС»

    Подготовили

    педагоги-психологи

    Темирова-Скороходова О.А.

    Макарова М.А.

    Городской округ город Выкса

    2015 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинары-практикумы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе ДОУ

    Представление опыта проведения семинаров-практикумов для студентов УрГППУ и педагогов ДОУ...

    Презентация по проекту "Коммуникативная компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО"

    Коммуникативная компетентность педагога  как условие реализации ФГОС ДО. Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите представиться – Баркова Людмила Игоревна, педагог – психолог детско...

    Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

    Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....

    Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

    Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности....