Семинар-практикум на тему: «Формирование конфликтологической компетентности педагогов»
методическая разработка

Радченко Анастасия Евгеньевна

Взаимодействие   с родителями – это самое сложное направление работы педагога,  это   процесс, который требует специальной подготовки воспитателей.   В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит именно педагогам. В семинаре представлена краткая теория и рекомендации по разрешению конфликтов в диаде "родитель - педагог" и предложены практические игры по формированию конфликтологической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktologicheskaya_kompetentnost.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени                                                  

  (МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)

Семинар-практикум в рамках «Школы общения» на тему:

«Формирование конфликтологической компетентности педагогов»

Педагог-психолог: Радченко А. Е.

Тюмень, 2020

Цель: формирование конфликтологической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями детей

Задачи:

  1. Учить проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях
  2. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений
  3. Обучать  практическим приемам и упражнением по разрешению конфликтов с "трудными" родителями

Материалы и оборудование: презентация, чистые листы, карандаши и ручки, памятки для воспитателей

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

I. Вводная часть:

Приветствие, введение в тему семинара

II.  Основная часть:

1.  Упражнение «Расскажи сказку»

2. Изучение различных методов, техник по выходу из конфликта

3. Решение педагогических ситуаций

III. Заключительная часть:

Упражнение «Стирание»; рефлексия

Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашего семинара-практикума «Формирование конфликтологической компетентности».

Взаимодействие   с родителями – это самое сложное направление работы педагога,  это   процесс, который требует специальной подготовки воспитателей.   В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит последним. Для нас это не открытие, что не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Но приблизить родителей к общей цели – воспитание детей - в наших силах и для этого мы должны развивать свои профессиональные навыки.

 Если раньше престиж профессии педагога был высоким,  как родители, так и дети воспринимали педагога как авторитета, то сейчас современная ситуация изменилась. А со стороны педагогов сохранилась установка на "воспитание" родителей, на авторитарную модель общения. Современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым. Понимание о партнерстве родителей и педагогов недостаточно принято обоими сторонами.

Для начала я хотела бы услышать ваши ожидания от семинара, что бы вы хотели узнать на нем...

Основная часть

На подобном семинаре мы уже с Вами разбирали тактики выхода из конфликтной ситуации, давайте их вспомним …

  • Конкуренция (соревнование)  предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера
  • Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
  • Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
  • Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
  • Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Упражнение «Расскажи сказку»

Сейчас я предлагаю Вам попробовать обыграть данные тактики поведения в сказке, чтобы еще раз наглядно увидеть какие тактики работают и дают результат.

Цель: проанализировать и обыграть действия персонажей сказки с точки зрения переговорных позиций.

В речевом общении можно выбрать разные тактики поведения, которые нужно обыграть в сказке «Колобок».
По завершении вопросы ко всем: «Кто, по своей субъективной оценке, нашел гибкий подход? Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства? Какой стиль является наиболее конструктивным для взаимоотношений людей.

Вывод:

- при избегании ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как конкуренцияприспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

А теперь мы с Вами разберем алгоритм поведения в конфликтной ситуации с родителем через тактику сотрудничества…

1 шаг.

Дать родителю высказаться и дать понять, что он услышан, а так же выделить главный смысл его посыла. Показать, что Вам не безразличны эмоции, переживания собеседника.

Использовать технику активного слушания: прием перефразирования, резюмирования, присоединение.

Прием присоединения

Найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Приём «Парафраз»

Перефразирование – формулирование той же мысли другими словами.  

«Как я поняла Вас…», «Правильно ли я понимаю, что…», «По-вашему мнению…»

Приём «Резюмирование»

Резюмирование подводит итог всего разговора в целом. Приём даёт слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и помогает говорящему понять, насколько хорошо ему удалось передать свои мысли. «Правильно ли я поняла…», «Из вашего рассказа я поняла, что…»

2 шаг

Приём открытых вопросов

Вместо закрытых вопросов: «Вы разговариваете дома с ребенком по поводу его проступков?», «Дома ребенок слушается Вас?» на которые родителю легче ответить «да» или умолчать о чем-то, выбирайте открытые вопросы:

«Что вы предлагаете?», «Как вы поступаете в подобной ситуации дома?», «Как именно вы поощряете/ наказываете ребенка?» и т.д.

3 шаг

Планирование совместных путей решения конфликта (используем принцип разделения ответственности)

«Что для Вас является наилучшим решением этой ситуации?», «В чем из перечисленных вариантов решения ситуации вы готовы оказать содействие?»

Если родитель пытается навязать Вам вину, манипулировать или необоснованно агрессирует и нарушает Ваши личные границы… используйте «Психологическое самбо».

Психологическое самбо - это способ психологической самообороны, который используется, когда собеседник манипулирует, старается поддеть или как-то уязвить в процессе общения.

         Задача техник психологического самбо:

  • предохранить себя от разрушительных последствий манипуляций в общении
  • помочь самому себе справиться с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе.

При использовании приемов психологической самообороны важно оставаться в рамках уверенного поведения. 

Техника «Уточнение»

Техника бесконечного уточнения - это подробное и точное прояснение того, что является мишенью нападающего или манипулятора.

         Если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы должны стараться прояснить позицию нападающего, а не ответить ему встречным нападением, последовательно удерживаться в когнитивном слое исследования проблемы.

Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия, и мыслительную деятельность партнера по общению, что приводит к снижению эмоциональной напряженности, позволяет выиграть время для обдумывания ответа.

Например:

«Вечно Вы говорите глупости! Ваше предложение абсурдно!»

- Что в этом предложении кажется Вам самым уязвимым для критики?

- А какой стиль высказывания был бы более подходящим?

Техника «заезженная пластинка»

В ответ на нападение адресат формулирует емкую фразу, содержащую важное сообщение нападающему или манипулятору. Эта фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора.  Многократное повторение одной и той же емкой фразы, содержащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, всякий раз с одной и той же интонацией. В тоне голоса не должно появляться ни «металла», ни «яда».

М. Вы меня не слышите…
А. Я готова еще раз Вас выслушать.
М. Что толку говорить, если Вы не можете понять меня
А. Я готова еще раз Вас выслушать.
М. Вы просто не уважаете Нас…
А. Я готов еще раз Вас выслушать.

«Я понимаю, вы расстроены случившимся, я предлагаю Вам обсудить это в спокойной, взаимно уважительной манере, во взаимно удобное время, я не могу продолжать разговор таким образом.

А теперь приступим к решению педагогических ситуаций, используя полученные знания.

Педагогические ситуации

Педагоги объединяются в подгруппы. После обсуждения своей ситуации им предлагается разыграть её. Остальным участникам нужно угадать, какие приемы были использованы.

1. Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

2. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители сильно возмущались, что его только что купленная одежда очень грязная, и обвинили педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель в шутливой форме предложила попробовать родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

3. Таню родители приводят в группу в 10-11 часов и забирают после сна, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. К тому же у Тани появились трудности в отношениях с детьми, у нее не было постоянных друзей, девочка со слезами заходила в группу. Родители начали жаловаться, что воспитатель не уделяет времени их ребенку.

4. Маша – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу, сказав, что девочка не уравновешенная и тревожная. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.

5. Воспитатель рассказала родителям Миши, что он не слушается воспитателя, делает то, что хочет, разговаривает с воспитателем как с другом, не соблюдая границ. В ответ на жалобы воспитателя, мама ребенка стала кричать и ссылаться на то, что воспитатель не может вести себя авторитетно и не умеет выстраивать дисциплину.

Заключительная часть

Умеем мы выходить из конфликта или еще только учимся, в любом случае они негативно влияют на наше психологическое состояние и морально истощают. Поэтому важно уметь забывать,  как  бы  "стирать"  из памяти конфликтные ситуации. Сейчас  мы  проведем  с  вами  упражнение  на  "стирание"  антистрессовой ситуации.

Выполнение антистрессового упражнения

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный  лист  бумаги,  карандаши,  ластик.  Мысленно  нарисуйте  на  листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная  ассоциация,  символ  и  т. д.  Мысленно  возьмите  ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте"  до  тех  пор,  пока  картинка  не  исчезнет  с  листа.  Откройте  глаза. Произведите  проверку.  Для  этого  закройте  глаза  и  представьте  тот  же  лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить. В  результате  выполнения  антистрессовых  упражнений  восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий  адаптацию  к  стрессовой  ситуации  и  постепенный психофизиологический выход из нее.

Рефлексия: Расскажите, оправдались ли Ваши ожидания от семинара, удалось ли получить ответы на свои вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликтологическая компетентность

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога...

на тему: «Формированию навыков конструктивного общения педагога с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении взаимодействии с родителями.Задачи:1. Актуализация существующих проблем во взаимодействии с родителями;2. Содействие повышени...

Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ. Презентация

На сегодняшний день существует противоречие между потребностью общества и образовательной системы в снижении конфликтогенности социума ДОУ, необходимостью управления конфликтом в ДОУ, с одной стороны,...

Программа работы с педагогическим коллективом "Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ"

На современном этапе в связи с принятием Закона об образовании в 2012 году, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта, с вступлением в силу Профессионального стандарта педаг...

Семинар практикум для педагогов ДОУ "Конфликтологическая компетентность педагога"

Конфликтологическая компетентность педагогаЦель: - повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности педагогов;- овладение способами работы по формированию эффективного поведения в ...

Консультация для педагогов: Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ.

Материал содержит определение конфликтологической компетентности, типы конфликтов, значение конфликта. Пути выхода из конфликта....