Семинар практикум для педагогов ДОУ "Конфликтологическая компетентность педагога"
консультация

Юдина Ольга Николаевна

Конфликтологическая компетентность педагога

Цель:

- повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности педагогов;

- овладение способами работы по формированию эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов.

 

Каждый педагог должен быть компетентен в  умении принимать решения в конфликтных ситуациях, возникающих между детьми; педагогом и ребенком; педагогом и родителем.

Большинство людей не любят конфликтные ситуации и бывают вовлечены в них помимо своей воли. Тем не менее, не всегда получается избежать выяснения отношений.

 

Что же такое конфликт?

Конфликт это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую или противоположную по отношению к интересам другой стороны.

С развитием конфликтологии сформировалось понятие конфликтологическая компетенция.

Конфликтологическая компетентность – это часть социально-психологической компетенции, умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом.

Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу так как «предметом» его профессии является другой человек. Каждый педагог должен уметь улаживать и управлять конфликтом, успешно вести переговоры, достигать соглашения в условиях совместной деятельности с детьми, родителями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktnye_situatsii_k_pedsovetu_30.01.18.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликтологическая компетентность педагога

Цель:

- повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности педагогов;

- овладение способами работы по формированию эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов.

Каждый педагог должен быть компетентен в  умении принимать решения в конфликтных ситуациях, возникающих между детьми; педагогом и ребенком; педагогом и родителем.

Большинство людей не любят конфликтные ситуации и бывают вовлечены в них помимо своей воли. Тем не менее, не всегда получается избежать выяснения отношений.

Что же такое конфликт?

Конфликт это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую или противоположную по отношению к интересам другой стороны.

С развитием конфликтологии сформировалось понятие конфликтологическая компетенция.

Конфликтологическая компетентность – это часть социально-психологической компетенции, умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конфликтной ситуации знания, необходимые для того, чтобы управлять конфликтом.

Конфликтологическая компетентность особенно важна педагогу так как «предметом» его профессии является другой человек. Каждый педагог должен уметь улаживать и управлять конфликтом, успешно вести переговоры, достигать соглашения в условиях совместной деятельности с детьми, родителями.

Причины возникновения конфликтов:

  • Конфликты между педагогами

В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации между педагогами.

Как правило, основу конфликтов между педагогами составляют профессиональные разногласия, личная неприязнь, конкуренция между членами коллектива, низкий уровень культуры поведения и коммуникации.

  • Конфликты между детьми

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, – говорил В. А. Сухомлинский,– так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В последнее время во многих семьях процветает «педагогика вседозволенности», отсутствия каких-либо требований к ребёнку. Однако детский коллектив таков, что если разрешить одному висеть на люстре, то через пять минут вся группа в 25 детей будет делать то же самое. И если малыш кидает пюре на голову соседу, а мы на это никак не реагируем, то будьте уверены, в пюре сразу будет вся группа.  


    Родители должны понимать, что попадая в общество, ребёнок должен учиться определённым правилам поведения. Иногда получается так, что малышу ещё не объяснили, что так делать не надо, но уже ругают за это. Ребёнок начинает бояться проявлять себя, получая такие незаслуженные порицания.

    Другой пример, сейчас часто встречаются дети, которые постоянно дерутся, громко скандалят, агрессивно себя ведут по отношению к сверстникам. Мама считает, что это нормально и период такого поведения рано или поздно пройдёт. Давайте посмотрим на положение такого ребёнка в коллективе. Воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребёнка, прерывает его агрессивные нападки, ругает, дети начинают бояться обидчика, избегать игр с драчуном, жаловаться на него родителям, родители жалуются на этого ребёнка воспитателю. Вокруг ребёнка растёт клубок негативного отношения. Возможно, этот рюкзак изгоя ему придётся нести с собой всю жизнь, если родители вовремя не начнут вычленять причины такого поведения, уберут из его жизни агрессивные мультфильмы, компьютерные игры, возможно, драки со старшим братом, изменят свои неправильные подходы к воспитанию.


        Агрессия почти всегда идёт из дома. Сейчас в некоторых семьях душевный разговор с использованием ласковых слов типа «солнышко», «моя радость» отсутствуют вовсе. Недавно наблюдала, как бабушка разговаривает с внучкой – постоянное назидание, раздражение в голосе, грубость и отсутствие всякого тепла взаимоотношений. «Сколько я буду тебя ждать?», «Мне уже надоело, что ты скачешь!», «Я позвоню папе с мамой, чтобы они тебя отругали!» и таким высказываниям не было конца. При этом ребёнок никак не реагировал на все претензии. Но при этом получал пример агрессивного общения, которое непременно принесёт в детский коллектив.

      Дети в подобных семьях как обуза для общения: ребёнок всё время что-то спрашивает, чего-то хочет, спорит, не слушается, раздражает,  а взрослый, вместо того, чтобы мудро переключить ситуацию, начинает показывать ребёнку пример деструктивного общения.

  • Конфликты в детском саду между воспитателем и родителями

Один из вариантов конфликтных ситуаций – ссора или недопонимание между воспитателем и родителями. Самый первый и, увы, далеко не редкий вариант столкновений интересов происходит в период адаптации малышей к детскому учреждению. Этот сложный период протекает практически у всех не совсем гладко. Легче тем деткам, которые не окружены дома излишней опекой. Действительно, самостоятельные дети лучше проходят этот период, если не произойдет что-то экстраординарное.

-Разные подходы к воспитанию, разные взгляды на жизнь порождают конфликты.
-Повышенная конфликтность некоторых родителей лежит именно в нервном напряжении, а не в том, что «натворил» воспитатель.

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики,

не переодели грязную футболку);

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• часто жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в группах, ударили, поцарапали).

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход).

Иногда дети фантазируют, сочиняют истории и не только про воспитателей, но и про сверстников, родителей. Если родители проявят большой интерес в подобной ситуации, будут бурно реагировать, подробно расспрашивать, проявлять много новых интересных для ребёнка эмоций, то, скорее всего, ребёнок будет стремиться каждый день приносить им много новых историй о том, как «провинилась» сегодня Маргарита Сергеевна. Особенно, подобным поведением отличаются дети, которые испытывают дефицит внимания и общения со стороны родителей. Они, таким образом, привлекают внимание к себе, пусть оно даже носит негативный характер. Эта ситуация неправильная в первую очередь потому, что авторитет взрослого, который чему-то учит ребёнка, не должен рушиться родителем, как и авторитет родителя педагогом!

Практическая работа. 

Мы предлагаем вам поделиться на группы, чтобы рассмотреть примеры конфликтных ситуаций. Вам предлагается обыграть данную ситуацию и предложить пути выхода из конфликта.

Педагогические (конфликтные) ситуации:

«Ребёнок-ребёнок»

Коля играл с машинкой. Владику надоело играть в конструктор, ему нужна машинка. Между детьми возник конфликт. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта как педагог.

«Ребёнок-ребёнок»

Воспитатель узнаёт, что Антон разбил зеркальце, которое Саша принесла в детский сад. Антон уверяет, что это вышло случайно. Саша требует деньги за разбитую вещь или новое зеркальце. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта как педагог.

«Ребёнок-воспитатель»

Ребёнок отказывается идти на прогулку (кричит, разбрасывает вещи). Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта.

«Ребёнок – воспитатель»

У ребёнка пропала дорогая детская игрушка. Ребёнок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей «поискать». Игрушка нашлась в шкафчике у Никиты. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта.

 «Родитель-родитель»

Утром, когда дети раздевались, Ваня толкнул Марину. Мама Марины сделала замечание ребёнку, на что мама Вани вступила с ней в конфликт. Воспитатель стала свидетелем данной ситуации. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта как педагог.

«Родитель-педагог»

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители сильно возмущались, что его только что купленная одежда очень грязная, и обвинили педагога, что он плохо следит за детьми. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта.

«Родитель-педагог»

Во время утренника ребёнок отказался прочитать стихотворение. Мама ребёнка обвинила в этом воспитателя. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта.

Выделяют пять стилей поведения в конфликте:

1. Избегание или уход от конфликта.

2. Приспособление (соглашательский стиль поведения, предполагающее либо акт смирения, либо необходимость измениться самому).

3. Конфронтация (доминирование, желание изменить ситуацию) - стремление подчинить себе, настоять на своем. (Это любимый способ взрослых в общении с детьми - демонстрировать своё превосходство.)

4. Компромисс (изменить ситуацию и измениться самому) - достижение соглашения взаимными уступками.

5. Сотрудничество (изменить отношение к ситуации и изменить ситуацию) - стратегия "выиграть-выиграть". Типичные правила действий в этом варианте предполагают, что участники, прежде всего, стремятся победить проблему, а не друг друга. В основу данной стратегии положен закон толерантности (терпимости, любой участник конфликта имеет право "быть другим").

Вывод:

- Переносите разговоры по разрешению конфликтной ситуации на вторую половину дня, когда родители забирают ребёнка. Утренние «разборки» могут испортить настроение и вам, и родителям на весь день. Не стоить вести такие разговоры на повышенных тонах, дайте остыть и своим и родительским  эмоциям. Также не стоит вести конфликтных разговоров при ребёнке. Иначе вы подаёте ему пример проявления агрессии и конфликтности

- Очень многое зависит от первоначального настроя родителей и педагогов на конструктивное общение.


- Говорите с родителями спокойно, обсудите проблему, выслушайте их мнение, объяснение.

- Очень важно не навешивать на ребенка "ярлыков"- называя его вором. Проявить чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразить недовольство его поведением в виде "Я-сообщения" (я огорчена, расстроена) и спокойно объяснить, что так делать нельзя.

- Если  конфликт невозможно решить путем конфронтации необходимо уклониться от конфликта - это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения.

-В  некоторых ситуациях можно переходить на юмор. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Желательно доброжелательно всё объяснить родителям.

«Ребёнок-ребёнок»

Коля играл с машинкой. Владику надоело играть в конструктор, ему нужна машинка. Между детьми возник конфликт. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта как педагог.

«Ребёнок-ребёнок»

Воспитатель узнаёт, что Антон разбил зеркальце, которое Саша принесла в детский сад. Антон уверяет, что это вышло случайно. Саша требует деньги за разбитую вещь или новое зеркальце. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта как педагог.

«Ребёнок-воспитатель»

Ребёнок отказывается идти на прогулку (кричит, разбрасывает вещи). Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта.

«Ребёнок – воспитатель»

У ребёнка пропала дорогая детская игрушка. Ребёнок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей «поискать». Игрушка нашлась в шкафчике у Никиты. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта.

 «Родитель-родитель»

Утром, когда дети раздевались, Ваня толкнул Марину. Мама Марины сделала замечание ребёнку, на что мама Вани вступила с ней в конфликт. Воспитатель стала свидетелем данной ситуации. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта как педагог.

«Родитель-педагог»

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители сильно возмущались, что его только что купленная одежда очень грязная, и обвинили педагога, что он плохо следит за детьми. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта.

«Родитель-педагог»

Во время утренника ребёнок отказался прочитать стихотворение. Мама ребёнка обвинила в этом воспитателя. Обыграйте данную ситуацию и предложите пути выхода из данного конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога» Цель: развитие личности и профессиональных качеств педагогов через развитие творческого мышления...

Практикум на развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями

Практикум состоитиз 5 занятий, результатом которого является приобретение педагогами коммуникативного опыта....

Семинар-практикум с элементами игры для педагогов ДОО "Психолого- педагогические аспекты общения в системе педагог- ребенок"

Расширение диапазона знаний педагогов о психолого- педагогических основах общения с детьми - дошкольниками...

Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"

Семинар-практикум«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»...