Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ. Презентация
методическая разработка на тему

Пронюшкина Наталья Николаевна

На сегодняшний день существует противоречие между потребностью общества и образовательной системы в снижении конфликтогенности социума ДОУ, необходимостью управления конфликтом в ДОУ, с одной стороны, и недостаточным уровнем конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы – с другой.

Ключевой составляющей в профилактике возникновения конфликтных ситуаций в ДОУ является конфликтологическая компетентность педагогов. Поэтому важнейшей задачей в работе с педагогическим коллективом является развитие такой компетентности педагогического состава ДОУ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktologicheskaya_kompetentnost_pedagoga_dou.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликтологическая компетентность – ключевая компетентность педагога

Слайд 2

Конфликтологическая компетентность готовность специалиста к использованию систематизированных и адаптированных к педагогической деятельности конфликтологических знаний. ком­понент профессиональной компетентности педагога, вид специальной компетентности. Это подго­товленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении - способность не только выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и пре­образовывать ее для успешного решения педагогических задач.

Слайд 3

В конфликтологическую компетентность педагога входят: понимание природы противоречий и конфликтов между людьми; формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации; обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях; умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации; наличие навыков управления конфликтными явлениями; умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов; умение предвидеть возможные последствия конфликтов; умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты; наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

Слайд 4

Конфликт – источник развития личности, социума, социальных явлений Диалектический принцип единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия ) Противоречие – основной источник конфликта Конфликтогенность – внутреннее свойство личности

Слайд 5

Негативные последствия конфликта Значительно ухудшает настроение Приводит к насилию и гибели людей Разрушает межличностные отношения , вызывает болезни Может ухудшать качество индивидуальной и/или совместнойдеятельности Способствует закреплению социальной пассивности личности Нарушение системы отношений Ухудшение социально-психологического климата Снижение сплоченности группы

Слайд 6

Конструктивные последствия конфликта Высвечивает нерешенные проблемы Устранение противоречия в отношениях Более глубокое познание участниками конфликта друг друга Ослабление психической напряженности Способствование развитию личности Улучшение качества деятельности Повышение авторитета участника в случае его победы Активизирует социальную жизнь Актуализирует гуманистические ценности Может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др.

Слайд 7

Позитивное значение конфликтов для личности стимулирует личностное развитие и освоение новых знаний с целью преодоления конфликтов в будущем; устраняет синдром покорности и равнодушия; получение новой информации по предмету конфликта и его участникам; оздоровление межличностных отношений, внесение ясности; расширение границ мировоззрения.

Слайд 8

Позитивное значение конфликта для социума смена сложившихся отношений, перегруппировка; инновационная функция, развитие сложившихся отношений; диагностическая, выявление сильных и слабых сторон; снятие напряжения, разрядка; прояснение истинных ценностей.

Слайд 9

Конфликт способ разрешения противоречий , значимых для личности и возникающих в деловом и межличностном общении. - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Слайд 10

Структура конфликта Участники (стороны конфликта) – оппоненты, группы поддержки, другие участники Предмет конфликта (причина) Объект конфликта (повод ) Элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом

Слайд 12

Стадии конфликта Латентная ( предконфликт ): возникновение объективной проблемой ситуации , осознание проблемной ситуации объектами взаимодействия, попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами, возникновение предконфликтной ситуац ии.

Слайд 13

Стадии конфликта Открытая (противодействие, собственно конфликт): инцидент (первое столкновение сторон); эскалация конфликта (резкая интенсификация борьбы); сбалансированное противодейств ие (противодействие сохраняется, но интенсивность падает); завершения конфликта (переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта)

Слайд 14

Стадии конфликта Послеконфликтная (частичная или полная нормализация отношений)

Слайд 15

Типы конфликтов Внутриличностный Межличностный Между личностью и группой Межгрупповой Горизонтальный Вертикальный

Слайд 16

Стратегии поведения личности в конфликт Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать. Избегание — уход от конфликтной ситуации. Компромисс — приемлемое для обеих сторон решение. Соперничество — активное противостояние другой стороне. Сотрудничество — обсуждение и реализация взаимовыгодного решения.

Слайд 17

Избегание : индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Наблюдается стремление ухода от ответственности за решения. Эту стратегию используют, когда исход конфликта для индивида не особенно важен, или ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, или у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу. Плюс – экономия сил и средств, отсутствие острого противостояния («худой мир»). Минус - ситуация не решается, а загоняется вглубь, что может привести к еще большим негативным последствиям .

Слайд 18

Соперничество: активная борьба за свои интересы, с применением всех доступных человеку средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентови т.п. Ситуация воспринимается индивидом, как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления. Плюс - стратегия «вскрывает нарыв», снимает напряжение. Минус - велика вероятность насилия, как психологического, так и физического.

Слайд 19

Приспособление : действия направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий в ущерб собственным интересам. Данный подход наблюдается, когда предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для индивида; если ситуация не особенно значима и важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы; если у индивида мало шансов на победу, мало власти. Минус – потеря личностью себя, «наступление» на горло собственной песне .

Слайд 20

Компромисс : действия участников направлены на поиски решения путем взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Оппоненты имеют взаимоисключающие интересы, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Слайд 21

Сотрудничество: открытый обмен мнениями, взаимная заинтересованность участников конфликта в поиске решения, наиболее предпочтительный, но редко встречаемый вариант поведения конфликтующих сторон. Данная стратегия предполагает полноценную выгоду каждой стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликтологическая компетентность

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога...

Программа работы с педагогическим коллективом "Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ"

На современном этапе в связи с принятием Закона об образовании в 2012 году, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта, с вступлением в силу Профессионального стандарта педаг...

Семинар практикум для педагогов ДОУ "Конфликтологическая компетентность педагога"

Конфликтологическая компетентность педагогаЦель: - повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности педагогов;- овладение способами работы по формированию эффективного поведения в ...

Семинар-практикум на тему: «Формирование конфликтологической компетентности педагогов»

Взаимодействие   с родителями – это самое сложное направление работы педагога,  это   процесс, который требует специальной подготовки воспитателей.   В организации союза &quo...

Семинар-практикум «Повышение ИКТ компетентности педагогов. Мастерство презентаций»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мыш...

Консультация для педагогов: Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ.

Материал содержит определение конфликтологической компетентности, типы конфликтов, значение конфликта. Пути выхода из конфликта....

Презентация тренинг для специалистов дошкольных учреждений на тему: "Формирование конфликтологической компетентности педагога"

Презентация для воспитателей и специалистов детских садов на тему: "Формирование конфликтологической компетентности педагога".Может помочь организовать работу эффективнее, лучше понимать дру...