Программа работы с педагогическим коллективом "Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ"
методическая разработка на тему

Пронюшкина Наталья Николаевна

На современном этапе в связи с принятием Закона об образовании в 2012 году, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта, с вступлением в силу Профессионального стандарта педагога и педагога-психолога, в образовательной организации происходят ряд серьезных изменений, которые затрагивают не только содержательную сторону образования, но также и отношение к детям, стиль общения с родителями и коллегами, базовые установки педагогов по отношению к своим должностным обязанностям и т.п. Изменился и статус ДОУ, теперь образовательная организация, впервые за всю историю образования, признана на государственном уровне первой ступенью образования. Происходят изменения и в социальной жизни родителей и детей: в силу доступности дополнительного образования для детей, доступности информации, в том числе по психологии и педагогики, растет уровень знаний и уровень психологической культуры родителей, появляются новые возможности и запросы к ДОУ и детям. Современные родители хорошо знают свои права и обязанности, имеют возможность дать обратную связь о работе ДОУ на всех уровнях, начиная от образовательного учреждения и заканчивая приемной Президента РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_konfliktologicheskaya_kompetentnost_pedagoga.docx132.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с педагогическим коллективом ДОУ

 Конфликтологическая компетентность

педагога образовательной организации

Г.о.Подольск, 2017 г.


Оглавление

1. Введение.

2. Конфликтологическая компетентность педагога.

3. Методы предупреждения конфликтов в педагогическом коллективе образовательной организации.

3.1. Основными методами упреждения/предупреждения конфликтов в образовательной организации являются:

3.2. Способы предупреждения конфликтов в ДОУ.

3.3.Комплекс мероприятий по развитию конфликтологической компетентности педагогов МДОУ.

4. Конспекты мероприятий с педагогами ДОУ:

4.1. Конфликтологическая компетентность педагога.        

4.2. Неконфликтное общение в трудных ситуациях        во взаимодействии «Педагог-Родитель».


1. Введение.

На современном этапе в связи с принятием Закона об образовании в 2012 году, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта, с вступлением в силу Профессионального стандарта педагога и педагога-психолога, в образовательной организации происходят ряд серьезных изменений, которые затрагивают не только содержательную сторону образования, но также и отношение к детям, стиль общения с родителями и коллегами, базовые установки педагогов по отношению к своим должностным обязанностям и т.п. Изменился и статус ДОУ, теперь образовательная организация, впервые за всю историю образования, признана на государственном уровне первой ступенью образования. Происходят изменения и в социальной жизни родителей и детей: в силу доступности дополнительного образования для детей, доступности информации, в том числе по психологии и педагогики, растет уровень знаний и уровень психологической культуры родителей, появляются новые возможности и запросы к ДОУ и детям. Современные родители хорошо знают свои права и обязанности, имеют возможность дать обратную связь о работе ДОУ на всех уровнях, начиная от образовательного учреждения и заканчивая приемной Президента РФ.

Новые реалии задают новые «вызовы» педагогам. Ежедневно педагог сталкивается в своей работе с рядом ситуаций, которые могут перерасти в конфликты. В Концепции модернизации российского образования зафиксировано положение об ответственности каждого из субъектов образовательных правоотношений за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций. Ответственность за создание условий реализации всех функций системы образования предполагает, прежде всего, добросовестное выполнение профессиональных обязанностей всеми участниками педагогического процесса.

На сегодняшний день существует противоречие между потребностью общества и образовательной системы в снижении конфликтогенности социума ДОУ, необходимостью управления конфликтом в ДОУ, с одной стороны, и недостаточным уровнем конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы – с другой.

Ключевой составляющей в профилактике возникновения конфликтных ситуаций в ДОУ является конфликтологическая компетентность педагогов. Поэтому важнейшей задачей в работе с педагогическим коллективом является развитие такой компетентности педагогического состава ДОУ.

 

2. Конфликтологическая компетентность педагога.

Конфликтологическая компетентность педагога является компонентом профессиональной компетентности педагога, видом его специальной компетентности и представляет собой подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении, предполагает способность не только выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать ее для успешного решения педагогических задач.

В конфликтологическую компетентность педагога входят:

  • понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
  • формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
  • обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
  • умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
  • наличие навыков управления конфликтными явлениями;
  • умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
  • умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
  • умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
  • наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

3. Методы предупреждения конфликтов в педагогическом коллективе образовательной организации.

Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экстраполяция данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов. Прогнозирование конфликта - лишь предпосылка его предотвращения. Следует также учитывать невозможность предупреждения всякого конфликта.

Стратегия предотвращения конфликтов включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых взаимоотношений общественных субъектов.

Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения.

Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон.

Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих интересов.

Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.

3.1. Основными методами упреждения/предупреждения конфликтов в образовательной организации являются:

1. Выдвижение интегрирующих целей между администрацией (в том числе руководителями подразделений) и персоналом организации;

2. Четкое распределение должностных обязанностей и полномочий в организационной структуре управления;

3. Установление баланса прав и ответственности при выполнении служебных обязанностей.

4. Установление правил формирования и функционирования временных подразделений (творческих рабочих групп по выполнению комплексных программ или проектов и т.п.) в целях эффективного использования возникающего в этих условиях двойного подчинения сотрудников.

5. Выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления.

6. Использование различных форм поощрения, предполагающее взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных систем.

3.2. Способы предупреждения конфликтов в ДОУ:

1. Формирование системы ценностей, единых для всего педагогического коллектива.

2. Развитие толерантности у всех участников образовательного процесса.

3. Формирование конструктивной установки по отношению к конфликтной ситуации.

4. Формирование позиции профессиональной ответственности педагога в конфликте по его разрешению.

5. Повышение квалификации педагогов.

6. Организация системы работы с родителями: проведение мероприятий с целью налаживания контакта, информирование родителей о функциях и задачах ДОУ, о учебно-воспитательном процессе и режиме дня детей в ДОУ и т.п.

7. Создание психологического контакта с родителями путем ежедневного общения по поводу достижений и поведения, интересов, результатов деятельности и т.п. их ребенка в ДОУ.

Наиболее продуктивными, снижающими количество конфликтов в ДОУ являются методы развития конфликтологической компетентности педагогов. К ним относятся:

1. Лекции.

2. Семинары-практикумы.

3. Тренинги.

4. Групповые дискуссии и «мозговые штурмы», решение кейсов.

5. Индивидуальные психологические консультации.


3.3. Комплекс мероприятий по развитию конфликтологической компетентности педагогов МДОУ № 31 «Алые паруса».

Содержание

Цель

Форма организации

1

Конфликтологическая компетентность педагога.

1. Формирование знаний о природе противоречий и конфликтов между людьми.

2. Формирование знаний о видах конфликтов в ДОУ.

3. Формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации.

Групповая консультация. (с использованием презентации)

2

Неконфликтное общение в трудных ситуациях во взаимодействии «Педагог-Родитель»

1. Формирование знаний о способах разрешения педагогических конфликтов.

2. Развитие умения оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

3. Развитие навыков управления конфликтными явлениями.

Семинар-практикум

3

Профилактика конфликтов в ДОУ

1. Разработка системы мер по предупреждению возникновения конфликтов в ДОУ. Разработка памятки для педагогов по профилактики конфликтов.

Групповая дискуссия, «мозговой штурм».

4

Повышение стрессоустойчивости личности в конфликте.

1. Формирование знаний о методах повышения стрессоустойчивости личности.

2. Развитие навыков стрессоустойчивости.

Семиран-практимум

5

Разрешение конфликтных ситуаций

1. Разрешение конфликтных ситуаций, возникших в ДОУ.

2. Развитие рефлексии и психологической культуры педагогов ДОУ.

Индивидуальные консультации

4. Конспекты мероприятий с педагогами ДОУ:

4.1. Конфликтологическая компетентность педагога. (Презентация)

Цель: Формирование конфликтологической компетентности педагогов ДОУ.

Задачи:

1. Формирование знаний о природе противоречий и конфликтов между людьми.

2. Формирование знаний о видах конфликтов в ДОУ.

3. Формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации.

Форма работы: Групповая консультация. (с использованием презентации)        

4.2. Неконфликтное общение в трудных ситуациях        во взаимодействии «Педагог-Родитель».

Цель: Формирование конфликтологической компетентности педагогов ДОУ.

Задачи:

1. Формирование знаний о способах разрешения педагогических конфликтов.

2. Развитие умения оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

3. Развитие навыков управления конфликтными явлениями.        

Форма работы: Семинар-практикум

Вводная часть: Теоретическая.

Понятие педагогического конфликта.

Педагогический конфликт - конфликтное взаимодействие между субъектами образовательного процесса.

Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.

Сфера его протекания - учебно-воспитательный процесс,

особенность субъектов - педагоги и дети,

эмоциональный фон протекания – имеет высокую интенсивность.

Педагогический конфликт - форма проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, весьма существенных для определения способов его предупреждения и преодоления.

Виды педагогических конфликтов

Ученик-ученик, Ученик-учитель, Ученик-родители, Ученик-администратор, Учитель-учитель, Учитель-родители, Учитель-администратор, Родители-родители; Родители-администратор, Администратор-администратор.

Особенности педагогического конфликта:

  • профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное решение педагогической ситуации;
  • участники конфликта имеют разный социальный статус, который определяет поведение сторон в конфликте;
  • разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождая разную ответственность за ошибки при его разрешении;
  • различное понимание событий и их причин участниками;
  • педагогу не всегда удается понять глубину переживаний воспитанников, а воспитаннику справляться со своими эмоциями;
  • присутствие свидетелей придает педагогическому конфликту воспитательное значение;
  • профессиональная позиция преподавателя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу по его разрешению.

Причины возникновения конфликтных ситуаций во взаимодействии с родителями:

  • разные уровни общей и педагогической культуры;
  • несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
  • непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;
  • различия в отношении к ребенку как к личности;
  • отрицательное отношение родителей к ДОУ, иждивенческая позиция семьи;
  • («старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» воспитателя как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «детский сад, а не семья обязана…»);
  • столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения; – профессиональная некомпетентность воспитателя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к дошкольникам).

Основная часть: практическая.

Разбор конфликтных ситуаций, подготовленных педагогами.

Схема анализа конфликта:

  1. Описать содержание конфликта.
  2. Выявить структуру конфликта (участники, предмет (причины), объект (повод), элементы микро и макросреды, вовлеченные в конфликт).
  3. Назвать стадию развития конфликта.

Задание педагогам (работа в парах):

Предположить, какой может быть наихудший, наилучший и наиболее вероятный варианты развития и разрешения конфликта.

Задание для подгрупп:

Необходимо выработать два-три варианта действий по разрешению конфликта͵ имея в виду, что оппонентам, как правило, не выгоден длительный конфликт.


Список литературы:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Москва, Юнити, 2000 г.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. Москва, 2008 г.

3. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии [Текст]: курс лекций / Д. П. Зеркие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 

4. К. Томас и Р. Килменн (СНОСКА: См.: Психология и этика делового общения. / Под ред В. Н. Лавриненко. М., 1997.)

5. Леонов Н.И. Конфликтологическая компетентность педагога  // Психология образования в XXI веке: теория и практика. http://psyjournals.ru/education21/issue/55838_full.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы методической работы в сфере профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями

     Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования,  остро встае...

план работы по повышению профессиональной компетентности педагогов

план работы по повышению педагогического мастерства на 2016-2017 учебный год...

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые фо...

Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "

В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...

Педагогический час "Компетентность педагога"

Педагогический час в виде тренингового занятия "Компетентность педагога". На занятии педагоги, воспитатели поделятся своими представлениями о работе воспитателя, требованиями к личностным и ...