Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»
проект по теме

Программа работы Школы педагогического опыта

 «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»

составила: старший воспитатель Пимахина Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Программа работы Школы педагогического опыта

 «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы» 

 «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

г. Югорск

Паспорт программы

Наименование программы

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной  технологи ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» на 2014–2016гг.

Цели и задачи

Цель:

Создать условия для освоения педагогическими работниками дошкольного учреждения механизмов  освоения и внедрения инновационной технологии, обеспечивающих содержательное обновление дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Задачи: 

  • Собствовать повышению профессиональной компетентности педагогов через процесс самообразования с учетом ининвидуального опыта и профессионального мастерства  воспитателя.
  • Расширять арсенал средств, форм и методов инновационных технологий, используемых в работе с детьми, через организацию деятельности профессионального педагогического сообщества
  • Создать банк информации о состоянии деятельности  Школы педагогического опыта, представление опыта работы в средствах массовой информации.

Этапы  реализации

Первый этап – организационный-ознакомительный:

 разработка и корректировка программы деятельности Школы педагогического опыта.

Изучение и разработка НПБ, регулирующих деятельность Школы педагогического опыта

Определение ресурсной базы Школы педагогического опыта

Подготовка методических материалов.

Второй этап - практический:

реализация программных мероприятий Школы педагогического опыта

Реализация комплекса практических мероприятий по направлению деятельности Школы педагогического опыта:

- Планирование работы по самообразованию;

-Консультации для воспитателей, круглые столы, семинары, открытые показы, педагогические советы, смотры-конкурсы, выставки методической литературы, анкетирование педагогов

-Подготовка и выпуск методических рекомендаций для работников ДОУ.

-Выезды  на всероссийские практические семинары.

Распространение опыта работы Школы педагогического опыта  через интернет–ресурсы, СМИ.

Третий этап – Итогово-контрольный

 подведение итогов и анализ результатов в соответствии с целью и задачами по направлению деятельности.

Представления педагогических проектов по темам самообразования,  о результатах внедрения  актуального опыта(инновационной технологии ТРИЗ) в педагогическую практику.

Анализ деятельности Школы педагогического опыта

 Планируемые результаты

Применяют технологию ТРИЗ - 75% от числа педагогов ДОУ

Участие в конкурсах профессионального мастерства – 45% от числа педагогов

Обоснование готовности  ДОУ к работе Школы педагогического опыта для освоения педагогическими работниками дошкольного учреждения механизмов освоения и внедрения инновационной технологии ТРИЗ, обеспечивающей содержательное обновление дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

 «Детский сад комбинированного вида «Радуга» является учреждением, обеспечивающим реализацию права каждого ребенка на образование и воспитание на основе оказания качественных образовательных услуг детям 2 – 7 лет, в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ и приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возросла потребность общества в людях, имеющих не только разносторонние, глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению проблем.

Социальный заказ общества на подготовку таких людей нашёл отражение в инновационной педагогике (технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ Н.Н.Хоменко - Г.С.Альтшуллер) при организации воспитательно-образовательного процесса.

Создавая имидж ДОУ, мы доказываем не только привлекательность, но и необходимость достижения, в первую очередь, высокого качества образовательного процесса.

Внедрение инновационной технологи эффективно сказалось на изменении содержания методической службы и способствовало повышению уровня профессионального мастерства каждого педагога и деятельности коллектива в целом:

  1. На период с 2005 по 2009 г. в соответствии с приказом начальника Управления образования г.Югорска от 08.06.2005г. №291 «Детский сад комбинированного вида «Радуга» работал в статусе городской экспериментальной площадки. Научный руководитель: Сидорчук Татьяна Александровна – сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, кандидат педагогических наук. По итогам эксперимента была организована стажировки на базе ДОУ в рамках 7 Международной научно-практической конференции по теме «Единое инновационное пространство ДОУ как фактор повышения качества образования».

Внедрение инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в содержание традиционной образовательной программы детского сада позволяет сформировать определённый способ мышления, обеспечивает развитие творческого воображения и совершенствование речи дошкольников. Универсальность предлагаемых методик заключается в том, что на традиционном содержании формируются управляемые (произвольные) мыслительные процессы, что необходимо для успешного обучения в школе.

Ресурсное обеспечение деятельности Школы педагогического опыта

1.Нормативно-правовое обеспечение

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" утвержденная постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 23.09.2013 № 378-п.
  • Постановление администрации города Югорска от 31.10.2013 № 3286 «О муниципальной программе «Развитие муниципальной системы  образования  города Югорска  на 2014-2020 годы».

2.Организационное обеспечение

  • Анализ ресурсов, необходимых для реализации программы ШПО;
  • Определение наставников-педагогов-стажистов по темам самообразования;
  • Организация учебной деятельности с практическим показом через систему мастер-классов;

3.Кадровое обеспечение

Число штатных педагогов – 51 чел.

Квалификация:

Число педагогов в ДОУ, имеющих квалификационную категорию –75%

Образовательный ценз:

Число педагогов ДОУ, имеющих высшее образование - 70%, незаконченное высшее 16%

4.Информационное обеспечение

Сайт ДОУ в сети интернет, веб-сайты педагогических работников, информационные стенды, публикации в  средствах массовой информации.

5.Материально-техническое обеспечение

Состояние материально-технической базы ДОУ позволяет реализовать программу обучения и воспитания, обеспечивает организацию жизни детей в детском саду и соответствует направлениям деятельности учреждения.

Наличие специализированных кабинетов: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет по изобразительной деятельности, логопедический кабинет, кабинет психолога, методический кабинет. По направлению ШПО имеются - Методические и дидактические пособия, картотеки, мультимедийное оборудование

Актуальность и значимость программы. На сегодняшний день в сфере образования остается неразрешенным противоречие между потребностью общества в высоком качестве образования и невозможностью традиционными средствами решить эту проблему. Значительную роль для разрешения данного противоречия в нашем ДОУ имеет кадровое обеспечение и система повышения профессионального уровня педагогических работников через: аттестацию педагогических работников; обучение в БУ ДПО ХМАО - Югры «Институт развития образования»; обучение на дистанционных (заочных) курсах повышения квалификации; развитие творческого потенциала; достижение форм успешности педагога в Международных, Российских; работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Самообразование специалиста дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

Организация работы Школы педагогического опыта по самообразованию педагогов.

Организацию работы по самообразованию педагогов учреждении организуем согласно рекомендации Н.С.Голицыной по основным направлениям:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;  
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Темы самообразования связаны с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

  1. Деятельность педагогов в процессе самообразования способствует решению  задач детского сада;
  2. Педагоги не распыляют свои усилия для решения задач дошкольного учреждения и задач собственного развития, они сконцентрированы на одной проблеме, а результатом этой деятельности  пользуются все педагоги ДОУ.

Темы самообразования подбираются так же с учетом индивидуального  опыта  и профессионального мастерства  воспитателя.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

Вопросы самообразования включают тематику экспериментальной исследовательской деятельности, пропаганду своих достижений;

На основе индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.

Результативность этапов работы по самообразованию:

1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы, портфолио и др.

2 этап – практический. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования: практический показ НОД, тренинги, мастер-классы, презентация проектной деятельности.

3 этап – итогово-контрольный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

Таким образом, правильно организованная работа по самообразованию, во-первых ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать  атмосферу профессионализма и творчества. Система непрерывного образования имеет свой вектор движения от педагогики интереса к педагогике активности. Поэтому ведущими формами работы являются деловые игры, игровое проектирование, моделирование ситуаций, тренинги и пр.

В ходе постоянного анализа качества воспитательно-образовательного процесса осуществляется деление педагогов по группам успешности, в результате, которого выстраивается система непрерывного образования педагога с отбором соответствующих видов, форм и методов повышения его квалификации.

В ходе постоянного анализа качества воспитательно-образовательного процесса осуществляется деление педагогов по группам успешности, в результате, которого выстраивается система непрерывного образования педагога с отбором соответствующих видов, форм и методов повышения его квалификации.

 Школа молодого педагога – профессиональное объединение педагогов, которое служит своеобразной формой индивидуального наставничества. Опытный педагог собирает вокруг себя всех желающих у него учиться и заимствовать идею его опыта. Занятия проводятся периодически и в разных формах, но преимущественно это практический показ занятия, который дополняется беседой, семинаром.

Микро группы – абсолютно добровольное, стихийное содружество 2-4 педагогов, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения. В нашем ДОУ работают творческие микро группы, объединенные единством интересов к одной проблеме.

Это группы взаимного обучения равных. Они разрабатывают методики, технологии, организационный механизм НОД, новые рабочие программы, занятия,  пособия, дидактический материал для представления педагогической общественности города на заседаниях Городской опорной площадки, действующей на базе ДОУ

Временные творческие рабочие группы создаются по инициативе администрации, для срочного решения какой – либо проблемы. Главный метод работы ВТГ - мозговой штурм. Целью работы ВРГ может быть разработка сценария праздника, программы Фестивального дня, Дня открытых дверей и др.

Ежегодно в детском саду проводится такая форма работы с педагогами как «Мини-стажировки по темам самообразования», на которой изучается опыт  воспитателей. В течение недели педагоги показывают организацию НОД. Оцениваются методики и подходы в организации работы с детьми, диагностируется, что было интересно, полезно, применимо.

Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики до 2020 года предполагает организацию сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими учреждениями. Сегодня в ДОУ налажена такая форма работы педагогов, как сетевое взаимодействие (как через сайт, так и при использовании очных форм) с ДОУ города.

Взаимодействие с педагогами образовательных учреждений города через установление и расширение творческих контактов.

Наше дошкольное учреждение предлагает партнерство образовательным учреждениям города, в рамках работы городской опорной площадки, где они могут получить:

  • Современные технологии, эффективно используемые ДОУ
  • Консультации по использованию педагогических технологий
  • Методическую поддержку педагогам в реализации задач по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста средствами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ.
  • Доступ к информационным ресурсам ДОУ

Формы работы с педагогами

  • Изучение интересов и потребностей образовательных учреждений
  • Семинары
  • Мастер-классы
  • Педагогическая печать (СМИ, интернет-ресурсы)
  • Работа творческих групп
  • Беседы
  • Индивидуальное консультирование

. Критерии эффективности деятельности опорной площадки

  • Совместный поиск решения методических, педагогических, управленческих проблем ДОУ по теме
  • Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников
  • Взаимодействие педагогов образовательных учреждений города на основе открытости взаимообогащения установление и расширение деловых и творческих контактов с педагогами города
  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов
  • Повышение статуса ДОУ, конкурентоспособности учреждения

Ожидаемые конечные результаты

По педагогическому составу: 

  • Повысится уровень профессионального мастерства педагогов – участников проекта
  • Будет создана разработка методических рекомендаций по использованию ОТСМ - ТРИЗ - технологии.
  • Будет создан единый методический комплекс по целенаправленному воздействию на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством инновационной технологии.
  • Позитивная динамика результативности участия в проектах различного уровня.
  • Создание единого сетевого образовательного пространства между дошкольными  учреждениями города

По детям:

  • Будут созданы педагогические условия для формирования ключевых компетентностей дошкольников с целью подготовки к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
  • Будут сформированы основы творческого мышления. Дети освоят умения познавательного характера.

Возможные барьеры и риски

  1. Недостаточность временного ресурса.
  2. Проблемы преодоления расстояний для участия в  работе площадки
  3. Низкая заинтересованность или слабая активность  образовательных учреждений при осуществлении сотрудничества.
  4. Трудности в осуществлении личностных контактов.

Компенсация: 

  • построение системы взаимозаменяемости и оперативного обучения педагогического состава.
  • построение гибкой системы взаимодействия с образовательными учреждениями города Югорска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие коммуникативных способностей детей через использование инновационной технологии ТРИЗ"

Основной целью проекта является создание комплекса мероприятий в образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование инновационно...

Проект «Развитие коммуникативных навыков детей старших дошкольников с ТНР через использование инновационной технологии ТРИЗ»

Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка с...

«Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем использования инновационных технологий в работе с музыкально - одарёнными детьми в контексте билингвального образования»

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач  художественно – эстетического направления требуют  от музыкального руководителя поиска наибо...

Проект "Развитие коммуникативных способностей детей через использование инновационной технологии ТРИЗ"

Педагогический коллектив нашего детского сада работает над проблемой развития коммуникативных навыков дошкольников на протяжении многих лет, педагоги имеют определенный опыт применения разнообразных т...

Использование инновационных технологий обучения и воспитания как фактор расширения образовательной среды, повышения уровня развития дошкольников, их социальной адаптации и само — реализации».

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в лич...

Опыт работы "Формирование знаний дошкольников о ПДД через использование инновационной технологии ТРИЗ в условиях реализации ФГОС ДО"

Воспитание безопасного поведения  детей в роли пешеходов  — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, ус...

Программа перспективного развития профессиональной компетентности на тему: «Использование инновационных технологий как формы взаимодействия с родителями».

Воздействие  семьи и  дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных орг...