Консультация для педагогов: Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ.
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пронюшкина Наталья Николаевна

Материал содержит определение конфликтологической компетентности, типы конфликтов, значение конфликта. Пути выхода из конфликта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликтологическая компетентность - готовность специалиста к использованию систематизированных и адаптированных к педагогической

деятельности конфликтологических знаний.

Конфликтологическая компетентность - это компонент профессиональной компетентности педагога, вид специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении - способность не только выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать ее для успешного решения педагогических задач.

В конфликтологическую компетентность педагога входят:

  • понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
  • формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
  • обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
  • умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
  • наличие навыков управления конфликтными явлениями;
  • умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
  • умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
  • умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
  • наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

  • Конфликт – источник развития личности, социума, социальных явлений
  • Диалектический принцип единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия)
  • Противоречие – основной источник конфликта
  • Конфликтогенность – внутреннее свойство личности

Негативные последствия конфликта

  • Значительно ухудшает настроение
  • Приводит к насилию и гибели людей
  • Разрушает межличностные

отношения, вызывает болезни

  • Может ухудшать качество индивидуальной и/или совместнойдеятельности
  • Способствует закреплению социальной пассивности личности
  • Нарушение системы отношений
  • Ухудшение социально-психологического климата
  • Снижение сплоченности группы

Конструктивные последствия конфликта

  • Высвечивает нерешенные проблемы
  • Устранение противоречия в отношениях
  • Более глубокое познание участниками конфликта друг друга
  • Ослабление психической напряженности
  • Способствование развитию личности
  • Улучшение качества деятельности
  • Повышение авторитета участника в случае его победы
  • Активизирует социальную жизнь
  • Актуализирует гуманистические ценности
  • Может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др.

Позитивное значение конфликтов для личности

  • стимулирует личностное развитие и освоение новых знаний с целью преодоления конфликтов в будущем;
  •  устраняет синдром покорности и равнодушия;
  •  получение новой информации  по предмету конфликта и его участникам;
  •  оздоровление межличностных отношений, внесение ясности;
  •  расширение границ мировоззрения.

Позитивное значение конфликта для социума

  • смена сложившихся отношений, перегруппировка;
  •  инновационная функция, развитие сложившихся отношений;
  • диагностическая, выявление сильных и слабых сторон;
  • снятие напряжения, разрядка;
  • прояснение истинных ценностей.

Конфликт

  • способ разрешения противоречий,

значимых для личности и

возникающих в деловом

и межличностном общении.

- наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Структура конфликта

Участники (стороны конфликта) – оппоненты, группы поддержки, другие участники

Предмет конфликта (причина)

Объект конфликта (повод)

Элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом

Стадии конфликта

Латентная (предконфликт):

  • возникновение объективной

проблемой ситуации,

осознание проблемной ситуации объектами взаимодействия,

попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами,

возникновение предконфликтной ситуации.

Стадии конфликта

Открытая (противодействие,

собственно конфликт):

инцидент (первое столкновение сторон);

эскалация конфликта (резкая интенсификация борьбы);

сбалансированное противодействие (противодействие сохраняется, но интенсивность падает);

завершения конфликта (переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта)

Послеконфликтная (частичная или полная нормализация отношений)

Типы конфликтов

  • Внутриличностный
  • Межличностный
  • Между личностью и группой
  • Межгрупповой
  • Горизонтальный
  • Вертикальный

Стратегии поведения личности в конфликт

Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

Избегание — уход от конфликтной ситуации.

Компромисс — приемлемое для обеих сторон решение.

Соперничество — активное противостояние другой стороне.

Сотрудничество — обсуждение и реализация взаимовыгодного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."

Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....

Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ. Презентация

На сегодняшний день существует противоречие между потребностью общества и образовательной системы в снижении конфликтогенности социума ДОУ, необходимостью управления конфликтом в ДОУ, с одной стороны,...

Программа работы с педагогическим коллективом "Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ"

На современном этапе в связи с принятием Закона об образовании в 2012 году, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта, с вступлением в силу Профессионального стандарта педаг...

Консультация для педагогов: «Повышение компетентности педагогов в области информационной технологии».

Согласно требованиям ФГОС, необходимо внедрение инновационных технологий, которые призваны улучшить качество образования, ускорить процесс ускорения знаний, повысить мотивацию детей к получению знаний...

Семинар практикум для педагогов ДОУ "Конфликтологическая компетентность педагога"

Конфликтологическая компетентность педагогаЦель: - повышение коммуникативной и социально-психологической компетентности педагогов;- овладение способами работы по формированию эффективного поведения в ...

Семинар-практикум на тему: «Формирование конфликтологической компетентности педагогов»

Взаимодействие   с родителями – это самое сложное направление работы педагога,  это   процесс, который требует специальной подготовки воспитателей.   В организации союза &quo...

Презентация тренинг для специалистов дошкольных учреждений на тему: "Формирование конфликтологической компетентности педагога"

Презентация для воспитателей и специалистов детских садов на тему: "Формирование конфликтологической компетентности педагога".Может помочь организовать работу эффективнее, лучше понимать дру...