НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кумицкая Людмила Владимировна

ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_kazennoe_doshkolnoe_uchrezhdenie.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное казенное дошкольное учреждение

                   Бутурлиновский детский сад  № 5

НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

                   «Зимнее путешествие»

                                                     

                                                             Воспитатель: Кумицкая Л. В.

                   

                                       Г. Бутурлиновка, 2015г.

Цель: обобщение знаний детей.

Задачи: Обобщить и систематизировать представления детей о зиме, зимующих птицах и типичных зимних явлениях в природе. Расширение и актуализация словаря по теме «Зима», «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа и синтеза, общих речевых навыков.

Развитие мелкой и общей моторики и всех видов восприятия.

Развивать мышление, память, творческое воображение. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы:  Презентация Power Point , картина с изображением зимнего пейзажа, зимующих птиц, «снежное облако» (белая ткань), снежинки, звуковые сигналы, разрезная азбука, мерная ложка, пшено, емкости для корма, кукла Зимушка, муфты, геометрические фигуры, А. Вивальди «Зима», леденцы, схема мостика, картон, полоски голубого, белого цвета, клей.

Предварительная работа: 

наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий, прослушивание музыки; чтение художественной литературы по теме:

Заучивание пальчиковых игр, стихов, загадок, пословиц о зиме.

Ход занятия

  1. Организационный момент, создание эмоционального фона.

Звучит спокойная музыка.

 Настал новый день. Мы снова все вместе, мы все спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть морозного утра, доброту и красоту зимнего убранства. А выдохните через все обиды, злобу и разочарование.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Утреннее приветствие: «С Добрым утром!»

  1. Сообщение темы:

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала.

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла, как пеленкой,

Запушила снежным пухом –

Стало всюду пусто, глухо,

Не звенит река волною

Под одеждой ледяною

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых

                                       Я.Купала

К нам явилась сама, красавица Зима.

( НА экране слайды с изображением природы зимой)

- Ребята, а почему наступает зима? (Высказывания детей).

Потому, что наша планета Земля, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше всего солнечных лучей, а, следовательно, она получает меньше тепла и света. Понижается температура воздуха, дни становятся короче, а ночи длиннее.

- Сколько месяцев длится зима?

- Назовите.

А вам хотелось бы отправиться в удивительное зимнее путешествие по заснеженной сказочной стране Зимнего Царства? И побывать в замке Матушки Зимы?

- Давайте, вспомним, на чем можно отправиться  в путешествие?

 (на самолете, поезде, ковре-самолете и т. д.)

- Я предлагаю вам отправиться в путь по зимней стране, на снежном облаке. Облако это необычное.

( На экране легкое воздушное облако)

Какое оно?  (Белое, пушистое, белоснежное, легкое, мягкое, приятное). Какой оно формы?

Давайте на нем покачаемся, облако стало тяжелым и из него посыпались снежинки. Они упали на ладошку. Какие они?

 Упражнение «Подбери признак» 

(Белые, пушистые, лёгкие, холодные, колючие, красивые, мокрые, блестящие...).

Упражнение для развития силы воздушной струи: «Сдуй снежинку»

Скажите, что делали ваши снежинки? (Кружились, порхали, падали, блестели, искрились, танцевали, сверкали, ложились на землю).

Снежинки полетели и кружась медленно опустились на землю. Земля стала белой, белой и из снежинок получился ковер из снега.

Сколько снега навалило?

Имитация движений с речевым сопровождением.

 Идем мы по глубокому сугробу, поднимаем высоко ноги, разгребаем лопатой влево, вправо, стряхиваем снег с ног, проваливаемся, берем лыжи, идем на лыжах. Устали, сняли лыжи.

Налетела метелица, закружила нас, словно снежинки. Стих ветер, снежинки упали на землю и превратились в белый ковер. Что это за ковер? (Снег). С чем еще можно сравнить снег? (одеялом, периной, покрывалом)

 А какой снег? (белый, холодный, пушистый, хрустящий). В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза становятся ломкие и хрупкие. Если снег хрустит, значит, он какой? (Хрустящий).

Ребята, мы с вами знаем, что не только среди людей есть родственники, но и у слов тоже. И как в одной семье все похожи, так и встречаются слова – родственники.

Вспомним слова похожие на снег.

Образование родственных слов к слову снег, лед.

(Снежинка, Снегурочка, снегопад, снеговик, снежки, снегоход и т.д.)

Идем дальше, перед нами река. Во что превращается река в водоемах зимой? ( В лед).

Какой лед? (Гладкий, блестящий, скользкий, твердый и т.д.)

Образование глаголов от прилагательных:

- Если лед блестящий, значит, он что делает? (Блестит).

-Если лед скользкий, значит, он что делает? (Скользит). Это  опасно. Можно поскользнуться и упасть. При ходьбе по льду нужно соблюдать осторожность. Дворники посыпают лед песком, чтобы он не скользил.

 IV. Формирование счета по осязанию, умение конструировать из геометрических фигур, образование родственных слов. 

Чтобы нам перейти через речку, мы построим дорожку. Зимушка засыпала детали для мостика  снегом. Их нужно отыскать в снегу, (дети надевают муфточки) на ощупь определить, какой она формы и сколько их, назвать и только потом достать.

Когда все детали дети достали из-под снега, строим по схеме мостик через речку, называя родственное слово к слову лед.

(Ледок, ледяной, льдинка, ледышка, леденец).

  1. Развитие общих речевых навыков, звукового анализа и синтеза, грамматического строя, совершенствование навыков чтения.

Прошли мы по ледяной дорожке, и попали в заколдованное место. В зимнем царстве похозяйничала злая Вьюга, заколдовала птиц, занесла их колючим снегом.

Чтобы их расколдовать, нужно выполнить следующие задания:

  1. Написать звуковыми сигналами, название этой птицы.

(Синица). Звуковой анализ и синтез.

  1. Исправить поломанные слова: ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ.
  2. Чтение стихотворения М.Трофимова «Дятел».
  3. Загадка: Облетел я всю Сибирь, а зовут меня? (Снегирь)

Игра «Снегири» Координация речи с движением.

Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Назовите, каких птиц мы расколдовали?

Какие это птицы? (Зимующие)

- Почему их так называют?

( Они зимуют у нас).

Птицам холодно и голодно зимой?

Как мы можем им помочь?

Игра «Кого, чем угостим?» Образование существительных в Тв. падеже.

Воробья – крошками

Синицу – салом

Снегиря -  рябиной

Свиристеля семечками

  1. Игра «Накормим Голубей». Закрепление порядкового счета. Понимание смысла сравнения множеств с помощью взаимно однозначного соответствия, умение использовать мерную ложку для измерения сыпучих продуктов.

К нам голуби, прилетели,

прилетели, загалдели

Мы их тоже угостим,

В мисочки пшена, поместим.

Каждому голубочку,

Насыплем точно.

Одному голубю нужно насыпать по две мерных ложки пшена.

Сколько голубей?

Сколько нужно насыпать ложек пшена?

Птичек накормили,

Они нас поблагодарили.

И сейчас снегири нам укажут путь

 к замку Зимушки Зимы.

(Идем за летящими снегирями).

На дорожке лежит два слова ЗамОк и Замок,

Нужно выбрать правильное направление по ударному слогу.

Вот мы и оказались в Замке Зимушки Зимы.

Чтобы задобрить ее и она нам показалась, расскажем о ней красивые стихи. (На фоне музыки и зимних изображений).

- Появляется Зимушка-зима:

Здравствуйте, детишки.
Девчонки и мальчишки.
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом,
Всю землю укрывала,
В лед реки убирала,                                                                                    

Деду Морозу помогала,
Узоры на окнах рисовала.                                                                                        Очень сильно я устала,                                                                                         Говорю вам: До свиданья!                                                                                            И даю  ответственное задание:

               В детский сад возвращайтесь,

               Помогите Деду Морозу,

 Нарисовать узоры на окнах,

 А то не успеваем к празднику.

 Все ребята, молодцы!

 Получайте леденцы!

Рисование узоров на окнах. (Половинки листов)

Ребята, понравилось путешествие? А что понравилось больше? Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное развлечение для родителей и детей подготовительной группы "Путешествие по континентам"

Ведущий. Сегодня мы отправляемся в воображаемую экспедицию по странам и континентам. Давайте наметим маршрут на карте и посмотрим, куда мы отправимся в первую очередь.По волшебным дорожка...

Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ К ГНОМАМ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект спортивного праздника нацелен на совершенствование имеющихся двигательных умений и навыков детей; на формирование умения внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; на развити...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Книжное Царство – Мудрое Государство»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, рекомендуемое проводить как итоговое занятие в конце учебного года....

конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в сказку".

Цель: Создать условия для приобретения дошкольных элементарных математических представлений, поощрять самостоятельные поиски решения задач, стимулировать творческую инициативу. Развивать логическое мы...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала:   Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....