Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе. Составитель: учитель – логопед Старикова Валентина Васильевна  МБДОУ № 197 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово, Кемеровской области.

Проводится одно фронтальное занятие один раз в неделю.

Первый период: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Задачи первого периода:

- Развитие понимания устной речи. Умение вслушиваться в обращённую речь. Выделять названия предметов, действий, признаков. Понимание обобщающего значения слов.

- Подготовка к овладению диалогической формой общения.

- Практическое усвоение некоторых способов словообразования: с использованием существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (по-, на-, вы-).

- Усвоение притяжательных местоимений «мой» - «моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

- Усвоение некоторых форм словоизменения путём практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

- Упражнение в практическом овладении существительными в винительном, дательном и творительном падежах.

- Преобразование глаголов повелительного наклонения второго лица единственного числа в глаголы изъвительного наклонения третьего лица единственного числа настоящего времени (спи – спит, пей – пьёт).

- Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке.

Тематические циклы первого периода.

Сентябрь:

1.Овощи. 2.Фрукты.

Октябрь:

1.Сад – огород.2.Грибы. 3.Осень. 4.Перелётные птицы.

Ноябрь:

1.Лес. 2.Игрушки. 3.Одежда. 4. Обувь.

Второй период обучения: декабрь, январь, февраль, март.

Задачи второго периода обучения:

- Уточнение представлений детей об основных цветах и оттенках, овладение их словесным обозначением.

- Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, берёзовый), различным материалам (кирпичный, каменный, бумажный и пр.)

- различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»  Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

- Упражнение в составлении сначала двух, а затем трёх форм одних и тех же глаголов (лежи, лежит, лежу). Изменение формы глаголов третьего лица, единственного  и множественного числа (идёт, иду, идём).

- Употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.

- Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).

- Закрепление навыка построения предложений. Распространение предложений путём введения однородных членов. Первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

- Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов – описаний, пересказов.

Тематические циклы второго периода:

Декабрь:

1.Посуда. 2.Продукты. 3. Зима. 4. Новогодний праздник.

Январь:

1.Зимующие птицы. 2. Дом и его части.

Февраль:

1.Мебель. 2.Транспорт. 3.Части тела. 4.Домашние животные.

Март:

1.дикие животные наших лесов. 2.Домашние животные. 3. Дикие животные севера.

4. Дикие животные жарких стран.

Задачи третьего периода обучения:

(апрель, май, июнь)

- закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значение,

образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал,

подъехал, въехал, съехал и т. п.).

- Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (- ов, -ин, - ев, - ан, - ян).

- Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов (- еньк, - оньк).

- Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый – злой, высокий – низкий и т. п.).

- Уточнение значений обобщающих слов.

- Формирование практического навыка согласования с существительным в роде, числе, падеже:

1) с основой на твёрдый согласный (новый, новая, новое, нового и т. п. )

2)с основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю и т. п.).

- Расширение значения предлогов: «к» - употребление с дательным падежом, «от» - с родительным падежом, «с» , «со» - с  творительным падежом.

Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах.

- Составление разных типов предложений:

а) простых распространённых из 5 – 7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения.

б) предложений с противительным союзом «а», «или». (Сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить).

в) сложно – подчинённых предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность (я хочу. чтобы)

- Преобразование предложений путём изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи залога (встретил брата – встретился с братом; брат умывает лицо – брат умывается т. п.); изменением вида глагола (мальчик писал письмо – мальчик написал письмо);

- умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи. Предложения из двух – четырёх слов.

- Уметь определять предлог как отдельное служебное слово;

- развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдение за серией выполняемых действий. (Миша встал, подошёл к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнёс воспитательнице, а карандаш оставил себе.)

- закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картин с элементами усложнения (дополнения эпизодов, изменение начала, конца рассказа)

- Составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Используется лексический материал ранее отработанных и новых лексических тем.

Тематические циклы третьего периода обучения:

(апрель, май, июнь)

Апрель:

  1. Профессии. 2. Наш горород. 3. Весна в лесу. 4. Весна в городе.

Май:

  1. Насекомые. 2.Хлеб. 3. Лето.

Июнь:

  1. Закрепление пройденных лексических тем. Итоговые занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...

Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе...