19 мая Иов и Денис Горошники
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Теске Лариса Геннадьевна

Ознакомление с народным календарем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

19 мая Иов и Денис Горошники.

Цель: продолжать знакомить с датами народного календаря, с весенними работами на огороде: посевом семян бобовых.

Раскрывать народные секреты хорошего урожая, учить определять готовность земли к посеву, познакомить с приметами , обычаями, обрядами, связанными с посевной.

Воспитывать уважение к труду на земле , любовь к земле.

Предварительная работа:

Знакомство с народными приметами о весне, о мае, земле, посевной, с пословицами, поговорками. Заучивание загадок ,поговорок об овощах.Знакомство с русскими народными сказками: «Репка», «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок».

Ход занятия:

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Наступила весна.

Воспитатель: Как вы,ребята, догадались?

Дети: Стало тепло,цветет черемуха, соловьи поют. Наступил последний весенний месяц,май.

Воспитатель: Правильно, май самый зеленый месяц в году, месяц цветов. А как еще в народе называют май ?

Дети: Май- травень, цветень.

Воспитатель: Какие вы знаете пословицы,поговорки о мае?

Дети:  *Май лес наряжает,

             Лето в гости ожидает.

           *Май,май сколько хочешь гуляй.

           *Май- время дорогое, нет мужику покоя.

          *Вешний день целый год кормит.

          *Весной час упустишь,

          Днем не наверстаешь.

Воспитатель: Очень хорошо, а почему же появились такие пословицы?

Дети: В мае солнце пригревает и пробуждает землю. А наша земля – кормилица. Весь свет поит, кормит, сама есть не просит.

Воспитатель: Наши предки очень ждали весну,чтобы начать полевые работы:  пахать и сеять. Мы городские жители хлеб не сеем, мы его в магазине покупаем, а вот огородничеством продолжаем заниматься. У кого из вас есть дача, огород? Что у вас растет на огороде?

Дети отвечают, воспитатель показывает слайды.

Воспитатель: А теперь для вас , ребятки, загадаю я загадки.

*Кругла, а не шар,

 С хвостом, а не мышь,

 Желта,как мед,

 А вкус не тот.      (Тыква)

*Я вырос на грядке

Характер мой гадкий:

Куда ни пойду,

Всех до слез доведу.   ( Лук).

*Без окон ,без дверей

Полна горница людей.  ( огурец ).

*Красна девица сидит в темнице,

 А коса – на улице.  ( Морковь).

Воспитатель: Ребята, что можно приготовить из этих овощей?

Дети: Салат, суп, кашу,сок, оладьи, икру.

Воспитатель: Ребята, как же можно определить,когда же можно сажать?

(Ответы детей).

Воспитатель: Наши мудрые предки давно выяснили,что сажать нужно когда земля хорошо прогреется. Они вставали босыми ногами на землю: не холодно? Брали землю в руки,если земля рассыпалась и была влажная и от нее идет тепло,то можно уже сажать. Давайте вспомним ,как в народе говорили об этом времени.

Дети: * До поры до времени не сеют семени.

           *Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

           * Землю согрело- не опоздай с посевом.

 Воспитатель: Молодцы, а еще в народном календаре есть для каждой культуры свой день для посадки. Сегодня, 19 мая –день Иова и Дениса Горошников,Огуречников. В этот день можно сеять горох, фасоль, бобы,кабачки, огурцы, тыкву.

Ребята, я приготовила семена для посева, но они все перемешались. Помогите , семена разобрать.

(Дети разбиваются на 4 подгруппы и сортируют семена).

По окончании работы,дети рассматривают семена и выкладывают из семян слово «Май».

Воспитатель:Семена гороха круглые, желтые, твердые. Что можно приготовить из них?

Дети: Суп.

Воспитатель: А в старину на Руси к гороху было особое ,почтительное отношение. Еговарили, жарили, ели с жареным луком,салом, варили похлебки,пекли лепешки.Сеять горох надо в сырую землю на закате, чтобы воробьи посева не увидали. Говорили в старину : « Репу и горох не сеют подле дорог».

Сеяли проросший горох, обычно приговаривали:

     Я посеяла горошек.

    Ты расти, расти, горошек.

    В три листа , расти горошек.

Для бобов была другая поговорка :

   Уродитесь , бобы,

  Круты и велики.

  На потеху старым,

  На веселье малым!

Воспитатель: Давайте поиграем в « Бобы».

Дети стоят плотным кругом и передают за спиной боб . Водящий по окончанииприговорки, должен угадать, у кого боб.

   Уродились бобы

  Велики и круты,

  На столе вкусны.

  Гуси- лебеди летали,

  Бобы черные кидали.

  И кричали : « У меня !»

Воспитатель:А теперь отгадайте еще одну загадку : «Сам не берет  и воронам не дает .»

Правильно , это пугало. Скажите , нужно ли пугало на огороде? Для чего?

Дети: Пугало нужно, чтобы отпугивать птиц. Птицы приносят большую пользу : охраняют деревьяи овощи от вредителей , но они могут огороду и навредить : они клюют огурцы, клубнику. Но птиц убивать нельзя, но их можно напугать.

Воспитатель: Давайте сделаем пугало для наших огородов.Только пусть они будут симпатичными, чтобы они не только птиц отпугивали , но и украшали наш огород. ( Дети выкладывают на фланелеграфе несколько пугал ).

По окончании работы рассматривают.

Воспита


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - литературная композиция "Денис Давыдов - поэт и партизан"

Сценарий выступления детей подготовительной группы на фестивале, посященному Бородинской битве 1812 года. В сценарий включены отрывки из  стихотворений известных поэтов о Денисе Давыдове и лтрывк...

Фестиваль «Лучшая техническая игрушка дошкольника – 2018» МБДОУ ДС № 8 «Снеговичок» Проект «Я выбираю – футбол!» Лапушкин Денис

Цели проекта: изучить возможности конструктора как инструмента для создания мобильной версии игры в футбол, привлечь внимание к игре в футбол с помощью создания моделей из конструктора. Задачи пр...