Дыхательная гимнастика.
учебно-методический материал по логопедии ( группа) по теме

Ермонина Елена Андреевна

Правильное дыхание неоьходимо для постановки звуков и правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие «Дыхательная гимнастика с использованием предметов». Не сложные игровые логопедические упражнения.

«Футбол»Для игры понадобятся два кубика и мячик для настольного тенниса или кусочек ваты. Кубики — футбольные ворота. Теннисный шарик или кусочек ваты – это мячик. Выкладываем шарик перед ребенком и просим его загнать в ворота мячик, аккуратно дуя на него.

Логопедическое занятие «Дыхательная гимнастика без использования предметов». Длительность выполнения всех дыхательных упражнений около 5 минут.

Первое упражнение

Тренируем носовое дыхание. Делаем длительные, спокойные вдохи и выдохи через нос. Ребенок может рот прикрывать ладошкой.

Второе упражнение

Дыхательная гимнастика без использования предметов

Ребенок делает вдох – выдох, упражнение нужно выполнять с закрытым ртом. Во время дыхания попеременно зажимаем то одну ноздрю, то другую.

Третье упражнение

Тренирует ротовое дыхание. Вдох делаем через рот и неторопливый выдох. На начальных этапах выполнения упражнения ноздри ребенок может зажать пальцами.

Четвертое упражнение

Переменное дыхание. Существует два варианта данного упражнения. Первый вариант: через нос вдыхаем воздух, а через рот выдыхаем, второй вариант: вдох через рот – выдох через нос. Вдохи и выдохи плавные и длительные. Нужно следить, чтобы ребенок во время дыхания не напрягался и не поднимал плечи.

Пятое упражнение

Широкий плоский язык укладываем между губами, прижимаем и дуем. Воздух идет посередине языка через маленькую щель. Щеки не надувать.

Логопедическое занятие «Дыхательная гимнастика с голосом». Каждое упражнение можно выполнять до 15 раз, гимнастика учит слажено работать дыхательную систему и звукопроизношение.

Первое упражнение

Дыхательная гимнастика с голосом

Это упражнение мы уже разбирали. Переменное дыхание: глубоко вдыхаем через нос – продолжительно выдыхаем через рот. Данное упражнение необходимо выполнять перед каждой дыхательной гимнастикой, т.к. оно успокаивающе действует на ребенка и дает ему сконцентрироваться на дальнейшем занятии.

Второе упражнениеНижнюю губу втягиваем под верхнюю и дуем на подбородок. Выдох должен быть неспешным и длительным.

Третье упражнениеГубы растягиваем в улыбку, к подбородку приставляем ладошку тыльной стороной. Стараемся через растянутые губы подуть так, чтобы воздушный поток, пройдя по подбородку, дотронулся до тыльной стороны ладони или съехал вниз по ней.

Четвертое упражнениеДелаем второе и третье упражнения, но при этом добавляем голос. На усиленном выдохе шепотом говорим: «ФА». Звук Ф берем потому, что он произносится просто и очень часто бывает бездефектен.

Логопедическое занятие «Дыхательная гимнастика с голосом 2». Продолжение занятий на развитие голосовых связок.

Первое упражнениеВытягиваем руки вперед на расстоянии около двадцати сантиметров от лица, ладонями вверх и стараемся бесшумно на них подуть, как бы согревая. Струя воздуха должна хотя бы коснуться ладоней.

Дыхательная гимнастика с голосом 2

Второе упражнениеРуки продолжаем держать так же, как и в первом упражнении и дышим на них, произнося шепотом на усиленном выдохе слог: «Ха». Буква Х, как и Ф часто бывает бездефектной.

Третье упражнениеНа одном выдохе длительно произносим, начиная с тихого шепота, а потом все громче и громче гласные звуки. В этом упражнении каждый звук пропевается отдельно: на один выдох один звук (аА, оО, уУ, эЭ, ыЫ, иИ). Звуки между собой пока не соединяем. Чем дольше выдох, тем громче звук. Иногда дети срываются на крик. В этом случае их нужно остановить и показать еще раз, как нужно вести звук от тихого к громкому плавно и тянуть громкий звук не срываясь.

На первых этапах выполнения этого упражнения взрослый должен участвовать в пропевании каждого звука, соблюдая четкую гипертрофированную артикуляцию.

Последовательность произнесения звуков можно менять, но обязательно ребенок должен сидеть перед зеркалом и наблюдать за своей артикуляцией.

Когда через несколько занятий малыш научится владеть голосом, взрослому будет достаточно только артикуляцией без голоса показывать, какой звук нужно пропеть.

Логопедическое занятие «Дыхательная гимнастика с голосом 3». Одно из самых сложных занятий из серии занятий на развитие голосовых связок.

Перед занятием нужно обязательно «распеться». Для этого подойдут элементы из предыдущего логопедического занятия.

Первое упражнениеДыхательная гимнастика с голосом 3

Поем по два гласных звука: АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ… Необходимо, чтобы во время пения, отчетливо был слышен каждый звук. Два звука звучат на один длительный выдох. Громкость во время произнесения не меняется.

Второе упражнение

Поем по три гласных звука: АУИ, АИУ, УИА, ИАУ, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА

Звукосочетания можно составлять самостоятельно и разнообразить на свое усмотрение. Звук не должен прерываться, все три звука необходимо уложить в один выдох. Если у малыша не получается, вернитесь к предыдущему упражнению и несколько дней позанимайтесь им. К данному упражнению приступайте, только когда легкие ребенка слегка окрепнут.

Третье упражнение

На одном выдохе произносим по два слога: ХА-ХА, ФА-ФА. Слоги должны звучать отчетливо, прерывисто, но вдоха или длительной паузы между ними не должно быть.

Логопедическое занятие «Дыхательная гимнастика с голосом 4». Продолжаем учиться произносить несколько слогов на один выдох.

Первое упражнение

Теперь произносим по три слога: ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА. Как и в предыдущем занятии, каждый слог должен звучать отдельно и четко. Проследите за тем, чтобы ребенок не делал дополнительные вдохи между слогами, если у него не получается, вернитесь к упражнениям «Дыхательная гимнастика с голосом 3».

Дыхательная гимнастика с голосом 4

Второе упражнение

Усложняем задачу. Ребенок должен на одну долготу выдоха научиться распределять поочередно, то два слога, то три. ФА-ФА – вдох – ФА-ФА-ФА; ХА-ХА – вдох – ХА-ХА-ХА.

Третье упражнение

В этом упражнении рассмотрим пропевание слогов с разными гласными. В данном случае слоги не надо говорить отрывисто, как в прошлых упражнениях, а именно неторопливо и четко пропевать.  ХА-ХО-ХИ – вдох – ХО-ХИ-ХА – вдох – ХИ-ХА-ХО. Громкость голоса при этом не меняется.

Четвертое упражнение

Последнее упражнение включает в себя уже четыре слога, которые пропеваются на одном выдохе.

ФА-ФО-ФУ-ФЫ – вдох – ФО-ФУ-ФЫ-ФА – вдох – ФУ-ФЫ-ФА-ФО – вдох – ФЫ-ФА-ФО-ФУ.

Если ребенку трудно петь слоги на каждый выдох, делайте большие перерывы, позволяющие отдышаться, нормализовать дыхание, сделать глубокий вдох, и после этого петь следующую группу слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...