Главные вкладки

    "Художественное описание картины Н.П.Крымова "Зимний вечер"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Васильева Елена Владимировна

    Помочь понять детям содержание картины и средства выражения замысла художника. Учить придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы.  Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)». Учить разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?», «что?».Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы. Подвести детей к пониманию связи между живописью, словом и музыкой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_zimniy_vecher.docx113.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: "Художественное описание картины Н.П.Крымова "Зимний вечер"

    Цели: Помочь понять детям содержание картины и средства выражения замысла художника. Учитьпридумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы.  Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)». Учить разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?», «что?».Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы. Подвести детей к пониманию связи между живописью, словом и музыкой.

    Форма проведения: интегрированное занятие (интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Художественное творчество", "Музыка")

    Материалы: репродукция картины Н.П.Крымова "Зимний вечер", музыкальный фон -  "Пастораль"  Г.Свиридова, стих Николая Рыленкова  «Всё в тающей дымке»

                                               Ход занятия

    1. Ребята, сегодня наше занятие посвящено знакомству с зимним пейзажем. Вы уже знаете, что такое пейзаж, правда?

    Дети: Да! Пейзаж - это изображение природы.

    Воспитатель: Молодцы, правильно. А как называют человека, который пишет пейзажи?

    Дети: Художник-пейзажист.

    Воспитатель: Верно. Сегодня я познакомлю вас с художником-пейзажистом Николаем Петровичем Крымовым и его картиной "Зимний вечер"

    Рассказ воспитателя о художнике

    Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая 1884 года в семье художника Петра Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца преподавал рисование в московских гимназиях и был неплохим портретистом. Петр Алексеевич рано заметил дарование младшего сына, его незаурядные способности к рисованию. После окончания Крымовым реального училища отец сам стал готовить сына к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал, и в 1904 году был принят в числе первых. Крымов прожил долгую, 74-летнюю жизнь. . Он является одним из лучших пейзажистов 20 века.

    А сейчас давайте посмотрим на картину. Пока вы рассматриваете её я прочту вам стихи Николая Рыленкова  «Всё в тающей дымке»:

                            Все в тающей дымке:
                            Холмы, перелески.
                            Здесь краски не ярки
                            И звуки не резки.
                            Здесь медленны реки,
                            Туманны озера,
                            И все ускользает
                            От беглого взора.
                            Здесь мало увидеть,
                            Здесь нужно всмотреться,
                            Чтоб ясной любовью
                            Наполнилось сердце.
                            Здесь мало услышать,
                            Здесь вслушаться нужно,
                            Чтоб в душу созвучья
                            Нахлынули дружно.
                            Чтоб вдруг отразили
                            Прозрачные воды
     

                            Всю прелесть застенчивой
                            Русской природы

    1. Рассматривание картины. в это время звучит "Пастораль "Г.Свиридова

    Воспитатель: Что изобразил художник на своей картине?

    Дети: Художник изобразил на картине зимнюю деревню.
    Воспитатель: А как вы догадались, что перед вами деревня, а не город?

    Дети: На картине изображены деревянные избы. Изображены лошади, которые на телегах везут к избам сено. Вокруг много снега. Люди идут по узким тропинкам.

    Воспитатель: Что ещё изображено на картине (на втором плане?)

    Дети: Сзади на картине виден лес и верхушка церкви.

    Воспитатель: Какое время суток изобразил художник? Как вы догадались об этом?

    Дети: Вечер. Мы догадались, потому что картина называется "Зимний вечер", а ещё по тому, какие цвета и оттенки использовал художник на картине. Дети рассказывают, что они увидели.

     Воспитатель хвалит их и дополняет ответы своим комментарием:

    "Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла. О наступающем вечере свидетельствуют длинные предвечерние тени и цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком"

    Воспитатель .Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

    Дети: Небо изображено немного розовым, немного серым, зелёным и жёлтым.

    Воспитатель: Правильно. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.

                               Картинка 1 из 505

    1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

                                «Зимы я вовсе не боюсь»
    Пускай снегами все заносит, (Руки через стороны вверх, опустили.)
    Пускай лютуют холода, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
    Зима меня не заморозит,
    Не напугает никогда. (Левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе.)
    Зимою белые снежинки
    Танцуют за моим окном. (Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе.)
    А Дед Мороз свои картинки
    Рисует на стекле ночном. (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой.)

    1. Воспитатель: Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

     Вот, например, мне  полотно художника очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.

    Дети: делятся своими впечатлениями, мнениями.(воспитатель помогает им грамотно строить предложения, подобрать более удачные слова для выражения мысли)

    1. Вот и подошло к концу наше зимнее путешествие. Понравилось ли вам оно? Сегодняшнее путешествие сопровождалось стихами, музыкой Георгия Свиридова и красивым зимним пейзажем. Удалось ли художнику, поэту и композитору передать красоту зимы в своих произведениях?

    Дети: Да.

    Молодцы! И поэт, и композитор, и художник своими средствами выразительности(словом, цветом, звуками) передали красоту природы и лёгкую грусть наступающего зимнего вечера. И вы тоже молодцы. вы были внимательны, наблюдательны, грамотно строили свои высказывания и самое главное, делились своими ощущениями и впечатлениями. Сегодня вы работали со словом и работали очень хорошо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

    Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на во...

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина "Зима"

    обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; учить составлять рассказ по картине; развивать устную речь детей; воспитывать эстетические чувства, проявляет интере...

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»».

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти...

    Картинная галерея. Описание картин на тему: «Времена года».

    Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Картинная галерея. Описание картин на тему: «Времена года»....

    Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

    Цель: Познакомить детей с картинами русских художников. Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на вопрос...

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». Тема: «Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима»»

    Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима».  (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и  изодеятельности.)Тема: «Рассматривани...

    Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».

             Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...