Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"
проект по развитию речи ( группа) на тему

Воробьева Ирина Вячеславовна

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx330.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей

младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики»

http://www.edu.cap.ru/home/10425/risunki%20v%20%20tekstax/palci.png

Подготовила:

Воробьева Ирина Вячеславовна

Воспитатель

МБДОУ детский сад № 25 «Ягодка

                                                                     

                                 

                                                                                                                                                                                                                                       

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение………………………………………………………… 3

Цель и задачи……………………………………………………4

Этапы проекта…………...………………………………………9

Заключение……………………………………………………… 16

Список литературы……………………………………………... 17

Приложения…………………………………………………….. 18

Введение  

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью  к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

 Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста. 

Задачи для педагога:

  •  научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
  • показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
  • познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

  •  развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

 Задачи для родителей:

  •  учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

 Участники проекта:

 1. Воспитатель: Воробьева Ирина Вячеславовна;

2. Дети;

3. Родители и другие члены семьи.

Средства достижения поставленных задач:

  • применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
  • использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
  • информационные листы для родителей;
  • разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастики - использовать разнообразные приёмы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;

- создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора;

- пополнить развивающую среду группы материалами и пособиями, направленными на развитие мелкой моторики;

- привлечь родителей к участию в реализации проекта.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:  

1. Упражнение «Фонарики».
2. Сжимание и разжимание кулачков.
4. Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 17% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 70% - средний, высокий 13%.

Диагностика познавательно-речевого развития показала, что низкий уровень развития имеют 22% детей, средний уровень 69%, высокий уровень 9%.

Диагностика познавательно-речевого развития детей

сентябрь 2012г.

Диагностическое обследование состояния

мелкой моторики у детей сентябрь  2012г

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Ожидаемые результаты:

  • Способность произносить все гласные и простые согласные звуки;
  • умение читать наизусть небольшие потешки и стихотворенья;
  • формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями;
  • формирование  доброжелательного отношения к окружающим;
  • повышение самооценки.
  •  проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
  • Увеличение  словарного запаса детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
  • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
  • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
  • отзывы родителей и педагогов;
  • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
  • родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
  • родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

Организация работы по проекту 2012-2013у.г.:

                           Деятельность педагога

      Сроки

1.

Научно-методическое обеспечение проектной деятельности.

Сентябрь

2.

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год:

Октябрь

3.

Подбор и систематизация практического материала.

В течение года

4.

Изготовление перчаточных кукол, пальчиковых театров по русским народным сказкам.

В течение года

5.

Изготовление картотеки пальчиковых игр по лексическим темам.

Ноябрь

6.

Разработка игр – занятий по проекту.

В течение года

7.

Открытое занятие с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия.

Апрель

8.

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование речи детей).

Май

9.

Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта.

Май

10.

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

В течение года

11.

Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

В течение  года

 Этапы проекта:

 I. Подготовительный этап:

  1.  Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  2. обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
  3. Изучение методической литературы по данной теме:
  4. Подготовка наглядного материала: (письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.)
  5. Оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.;
  6. Выставки детских работ.

II. Основной этап реализации проекта:

  1.  Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
  2. Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
  3. Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
  4. Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции как речь.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.  

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Практика показала, что пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению .

Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, мы активно использовали не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и  различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д.

А также использовали различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол .Такие занятия, также способствуют взаимодействию  мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как  память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность .

С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Уголок развития мелкой моторики»

Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома .

 Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

 - перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

 - выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

 - при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 - выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

 - вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 Работа с родителями:

  • выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
  • консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;
  • мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
  • беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
  • Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
  • семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

 III. Заключительный этап

 Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  •  тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
  • считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.

В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме самообразования: «Развитие речи через пальчиковые игры».   

Познавательно-речевое развитие май 2013г.

Диагностическое обследование состояния

мелкой моторики у детей май 2013г.

Сравнительная диагностика формирования речи детей в процессе развития мелкой моторики

Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства  формирования речи у детей дает положительный результат.

 Диаграмма показывает, что показатели формирования речи у детей значительно улучшились по сравнению с началом обучения.

Заключение

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребёнка.

О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и психологи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалисты детского сада помогли добиться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Список литературы

  1. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  2. Киселёва, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина [ и др]. – М. : 2003.
  3. Парамонова, Л.А. Программа «Истоки» : Базис развития ребёнка – дошкольника. / Л.А Парамонова, А.Н. Давидчук [и др]. – М. : Просвещение, 2003. – 335 с.
  4. Диченкова, А.М. Страна пальчиковых игр : идеи для развития мелкой моторики / А.М. Диченкова. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 220,[2] с. : ил. – (Мир вашего ребёнка).
  5. Пименова, Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. – Ростов на Дону : Феникс, 2007. – 221, [1] с. – (Мир вашего ребёнка).
  6. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов / Белая А.Е., Мирясова В.И. – М. : АСТ : Астрель : Профиздат, 2007. – 46 [2] с. : ил.
  7. Ивантер, Ю.Е. Маленькая куколка на руке ребёнка : Кукольный театр в школе / Ю.Е. Ивантер. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головн...

Проект «Пальчиковые игры» по теме самообразования «Мелкая моторика рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений для развития речи»

    Педагогический проект «Пальчиковые игры»  «Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский  На всех этапах жизни ребенка...

Предоставление опыта работы на муниципальный конкурс педагогического мастерства "Учитель года- 2018" Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством стола - планшета для рисования песком"

Актуальность - полноценной проблемой становиться развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная м...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...