Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой "Посидим в тишине" в старшей группе с использованием мнемотаблиц.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Нетребко Светлана Николаевна

Конспект НОД для детей старшей группы. Цель: вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой

«Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Разработал: воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида С.Н. Нетребко. Краснодарский край, ст. Старощербиновская.

                                                                                           

Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Задачи:                                                                                                                                          - Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Формировать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать умение поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать речь как средство общения.                                                                                                           - Формировать умения внимательно слушать стихотворения.                                                                                                    - Отработать интонационную выразительность речи.                                                                                      

Оборудование:

Книги Е. Благининой, иллюстрации разных художников с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблицы на каждый куплет стихотворения, цветные карандаши, альбомный лист А4.

Предшествующая работа:

В книжном уголке выставка книг Е. Благининой. Рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, и т.д.)

Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:

«Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.

Ход НОД:

Воспитатель: -Ребята, отгадайте загадку:

Кто приходит к вам с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?

Дети: - Мама.

Воспитатель: - Правильно, ребята, конечно, мама. Самое первое слово у ребёнка, это конечно "мама". Потому что, для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно трудятся. Несмотря на то, что мамы работают - кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине.  Они также справляются со множеством домашних дел. Мамы очень устают, и вы должны помогать им. Воспитатель: - А как вы дома помогаете мамам?

Дети: -  убираем за собой игрушки, поливаем цветы, ухаживаем за животными.  

Соня: -Я помогаю маме пылесосить, протирать пыль.

Арина: - Я мою посуду, потом протираю её.

Даниил: - Я помогаю маме нести домой покупки.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Старайтесь не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Выразительно читаю стихотворение.

Стихотворение Е Благининой " Посидим в тишине"

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала! 

Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось стихотворение?                                                                             Дети: - Да.                                                                                                                                      Воспитатель: - Как оно называется?

Арина: - «Посидим в тишине».                                                                                                                              

Воспитатель: - О ком стихотворение?                                                                                                               Василиса: О маме.

Воспитатель: -Почему девочка сидела в тишине и не играла?                                                                    Соня: Потому что мама устала и девочка хотела, чтобы мама отдохнула.

Воспитатель: - Правильно, дети, молодцы.

Задаю вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения- в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем при ответе применять авторские слова.

Воспитатель: -Почему мама спит?                                                                                                                         Настя: - Она устала.

Воспитатель: - Кто крадётся по маминой подушке?                                                                                          Варвара: - Луч крадётся золотой.

Воспитатель: - Что сказала девочка лучу?                                                                                                   Артём: - Я тоже двигаться хочу!

Воспитатель: - Куда метнулся луч?                                                                                                              Настя: - Луч метнулся по стене.

Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

Воспитатель: - Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой?                                                                                    Соня: - Солнечный луч ползёт по маминой подушке.

Воспитатель: - Как вы понимаете: луч метнулся по стене?                                                                                            Даниил: - Солнечный луч пополз по стене.

Далее обговариваются средства выразительности.

Воспитатель: -Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит?                                                                                                                                                                  Настя: - Тихим сочувствующим голосом.

Воспитатель: - Каким голосом девочка говорит лучу: " Я тоже двигаться хочу!"                                            

Лера: - С упрёком, что луч не понимает ничего.

Воспитатель: - Каким голосом надо читать: "- Ничего, шепнул он будто, - Посидим и в тишине!.."                                                                                                                                           Арина: - Тихим голосом, чтобы никого не разбудить.

Упражняю детей в выразительном исполнении строк.

Воспитатель: -  Арина (Даниил, Богдан) попробуй прочитать слова из текста "Мама спит, она устала...», надо прочитать так, чтобы мы поняли, что шуметь нельзя, она хочет отдохнуть.    (Дети читают).  

Воспитатель: - А чтобы нам было легко запомнить стихотворения, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации (мнемотаблицы). (Делю стихотворение на 6 блоков, к каждому блоку иллюстрацию).                                                                                                                            

Читаю повторно стихотворение с установкой на запоминание и показом иллюстрации к каждому блоку.

Воспитатель: - Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. Я буду читать вам стихотворения, показывая к каждому куплету соответствующую иллюстрацию. Тем самым она вам поможет быстро запомнить стихотворение.

Читаю стихотворение, показываю к каждому куплету соответствующую иллюстрацию.

Воспитатель: - У нас скоро Мамин праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам, я думаю они очень обрадуются.

Вызываю детей прочесть стихотворения с использованием мнемотаблиц

(3-5 детей).

Воспитатель: - Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.

Предлагаю детям отдохнуть и провести

физкультминутку "Дружно маме помогаем":

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Воспитатель: - Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения?                                                               Дети: - Да.

Воспитатель: - А какая она?                                                                                        

Арина: - Она добрая и хорошая, она заботится о своей маме, и не может её огорчать.

Воспитатель: -Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме. Ведь очень часто вы не думайте, что ваши мамы могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы.  И вы тоже, как главная героина стихотворения «Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они хотят отдохнуть после тяжёлого рабочего дня. А когда они отдохнут, будут играть вместе с вами в игры.   

Воспитатель: - Ребята, вы все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. Сегодня вы запомнили стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» и сможете рассказать своим любимым мамочкам.

Предлагаю детям нарисовать портрет мамы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима « Апрель » в старшей группе.

Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.Добиваться хорошего запоминания стихотворения,...

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой«Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц....

Использование мнемотехники при заучивании стихотворения И. Белоусова «Осень» в старшей группе

Мнемотаблица - прекрасное средство запоминания. Она состоит из картинок (образов, которые соответствуют словам текста. Наглядное мышление детей очень хорошо "отзывается" на образные кар...

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе с использованием мнемотаблиц.

Цель занятия : вызвать желание заучивать и выразительно читать стихи при помощи мнемотаблиц....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовем?" В. Степанова (с использованием мнемотаблицы).

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовем?" В. Степанова (с использованием мнемотаблицы)....

Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группе Тема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Цель:

Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Лошадка» в младшей группеТема: заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка»Цель:Воспитывать у детей умение слушать, запоминать...