Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности дошкольника
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Калиниченко Ольга Викторовна

Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки – источник воспитания

нравственных качеств личности дошкольника

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки.

Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе  мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашёл отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.

Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного гения давали многие великие мыслители. Так, по образному выражению К.Д. Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых кристаллизировалась мудрость народа». «именно в их лаконичной форме отчётливо проступают черты национального характера», - отмечает З.В. Сикевич.

На поговорках и пословицах училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания.

Следует обратить внимание на нравственно-поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Мать праведна – ограда каменна».

С помощью пословиц и поговорок ребёнок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, ценность производительного труда на земле, ценность семьи и семейных отношений, традиционное отношение к человеку, как к главной ценности на земле, ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человеческого тела. В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребёнок овладевает представлениями о лучших мужских и  женских  качествах русского народа – доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, трудолюбие и др.

Те простые, но главные истины, которые дети постигают с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь. Устное народное творчество заставляет ребёнка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще недоступно в реальной повседневной жизни. Выстраивая своё понимание пословиц и поговорок, малыш создаёт свои представления, свои образы, приходит к осознанию своей реальности и своего места в ней. И даже если этого не происходит, сам факт связи с народным творчеством через слушанье в кругу своих сверстников поднимает малыша на другой уровень душевных ощущений и познания и различения хорошего и дурного, добра и зла.

Эмоционально-насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребёнка к правильному отношению к явлениям действительности. Помогает понять, что хорошо и что плохо, и  тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника»

Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности дошкольников»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки»

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...

Пословицы и поговорки - источник воспитания нравственных качеств личности

Консультация для родителей на тему: "Пословицы и поговорки - источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки"...

Пословицы и поговорки - источник воспитания нравственных качеств личности ребенка

Консультация для родителей о значении пословиц и поговорок в воспитании детей...

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника»

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника» Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представ...