Картотека д./игр и упражнений по теме:«Использование художественного слова в развитии речи детей"
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Головкова Галина Николаевна

Картотека игр и упражнений по теме: "Использование художественного слова в развитии речи детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека  д./игр и упражнений по теме:

 «Использование художественного слова

 в развитии речи детей».

  1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку).

Цель: «Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку, рассказ, вызывать интерес к художественной литературе».

  1. Узнай сказку (по картинке).

Цель: «Воспитывать интерес к сказкам, учить внимательно рассматривать картинки, узнавая героев и название».

  1. Докончи рассказ.

Цель: «Развивать творческие способности детей, внимание, умение придумывать свой вариант окончание рассказа, передавать содержание полностью»

  1. Расскажи сказку по модели.

Цель: «Упражнять детей пользоваться моделью при рассказывании, соотнося схематичное изображение с речью».

  1. Загадки.

Цель: «Развивать навыки описательной речи, ум, проявлять смекалку и сообразительность».

  1. Речевые логические задачи.

Цель: «Систематизировать знания о природе, поддерживать любознательность и активную работу мысли, внимательно слушать текст».

  1. Подскажи словечко.

Цель: «Учить отгадывать загадки, понимать смысл,

 закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи».

  1. Путешествие по сказкам.

Цель: «Развивать диалогическую речь, вспоминать отрывки из сказок, улавливать последовательность событий, прививать интерес к книгам».

  1. Вспомни автора.

Цель: «Прививать интерес к художественной литературе, к авторам через игру, желание встретиться с известными книгами вновь».

  1.  Вспомни название произведения.

Цель: «Воспитывать интерес и любовь к литературе,

 развивать внимательность, слух, память».

  1.  Перепутанные фразы.

Цель: «Упражнять детей усваивать последовательность развития сюжетов сказок и рассказов, обогащать словарный запас».

  1.  Назови героя ласково.

Цель: «Упражнять детей в употреблении слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, формировать звукопроизношение».

  1.  Подбери картинку к стихотворению.

Цель: «Предложить детям подобрать картинку времён года к прочитанному рассказу, стихотворению. Развивать поэтический слух, внимание».

  1.  Сложи картинку (сюжет из сказки).

Цель: «Упражнять в составлении целого из его частей, воспитывать целеустремлённость, желание сложить картинку, увидеть сюжет».

  1.  Подбери стихотворение к картинке.

Цель: «Помочь детям подобрать к предложенным сюжетным картинкам стихотворения; развивать поэтический слух, внимание к прочитанному».

  1.  Что такое хорошо и что такое плохо.

Цель: «С помощью рассказов и сюжетных картинок помочь детям осознать и реализовать в своём воображении правила поведения; приобретать чёткое представление о нормах и правилах, существующих в обществе, приобщать к общечеловеческим ценностям, развивать речь детей».

  1.  Расскажи о любимом герое.

Цель: «Развивать умения детей составлять связные рассказы, использовать в речи сложные предложения, вспоминать любимых героев из сказок, рассказов».

  1.  Копилка слов в картинках.

Цель: «Закреплять умение внимательно рассматривать иллюстрации, подбирать точные по смыслу слова, пополнять словарный запас детей».

  1.  Придумай название к рассказу.

Цель: «Развивать у детей умение работать с текстом, желание самим придумывать своё название рассказу, закреплять навык последовательного пересказа».

  1.  Вспомни загадку (по рисунку).

Цель: «Развивать ум, наблюдательность, память, смекалку детей, умение отгадывать загадки».

  1.  Придумай диалог.

Цель: «Учить детей строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характер, придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться».

  1.  Узнай героя по описанию.

Цель: «Учить детей узнавать по описанию героев из сказок, отмечать существенные признаки внешнего вида и поведения, активизировать словарь, получать радость от встречи со сказочными персонажами».

  1.  Поймай рифму.

Цель: «Учить подбирать рифмующиеся слова, развивать речь,

вызывать желание сочинять простые стихотворения».

  1.  Поищем и найдём волшебные слова.

Цель: «Помочь детям найти добрые слова в книгах, учить применять их

 во взаимоотношении с поступком, развивать речь, внимательность».

  1.  Я знаю пять названий.

Цель: «Закреплять в игре названия книг, их авторов, персонажей; воспитывать интерес к книгам, развивать память».

  1.  Какое слово пропущено в стихотворении.

Цель: «Развивать слуховое внимание, память, интерес к поэтическому литературному жанру».

  1.  Сочиняем сказку.

Цель: «Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов, развивать речевую активность».

  1.  Составь предложение по сюжету.

Цель: «Развивать грамотность речи, способность составлять предложения, быть внимательным к сюжету, анализировать своё предложение».

  1.  Загадки о цветах в стихах.

Цель: «Учить осмысливать загадки, отличать их от других произведений малых фольклорных форм, самостоятельно их составлять, запоминать названия цветов, активизировать словарь».

  1.  Скажи фразу с разной интонацией.

Цель: «Учить детей произносить фразы из сказок с разной интонацией (вопросительной, удивлённой, с разной силой голоса, в разном темпе), развивать творческие способности, речь детей».

  1.  Когда это бывает?

Цель: «Используя стихотворения закреплять знания детей о временах года, развивать связную речь, внимание, находчивость, воспитывать эстетические эмоции и переживания, уважение к поэту».

  1.  Позовём сказку.

Цель: «Используя чудесный мешочек, доставать игрушки, сочиняя про них сказку; развивать творческое воображение детей, учить эмоционально передавать переживания действующих лиц.

  1.  Что забыл нарисовать художник?

Цель: «Активизировать умственную деятельность, развивать внимание, замечать предметы, отсутствующие на картинках, характерные для героев сказок».

  1.  Игра – конкурс «Лучшая роль».

Цель: «Побуждать детей к поиску выразительных средств

 для передачи характерных особенностей персонажей».

  1.  Было – будет.

Цель: «Уточнять представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени, используя стихотворения, развивать быстроту мышления, сообразительность».

  1.  Так бывает или нет?

Цель: «С помощью небылиц развивать логическое мышление, умение замечать и доказывать непоследовательность в суждениях».

  1.  Игра с пальчиками.

Цель: «Приучать слушать речь, понимать, о чём говорится в потешке;

 соотносить слова с действием пальцев».

  1.  От зёрнышка до булочки.

Цель: «С помощью художественной литературы и сюжетных картинок дать детям представление о том, откуда на столе появился хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу и труду; развивать интерес к чтению познавательных книг».

  1.  Придумай загадку.

Цель: «Учить детей придумывать загадки, составлять связный рассказ о предметах, подбирать и использовать в речи сложные предложения, эпитеты, метафоры, сравнения».

40.  Расскажи сказку по опорным  картинкам.

 Цель: «Развивать речь детей, умение пересказывать сказку по опорным предметным картинкам, проявлять творчество в пересказе».

  1.  Подбери пословицу.

Цель: «Учить детей понимать значение пословиц, связывать их с определённой ситуацией, подбирать пословицы к рассказам, сказкам, басням».

  1.  Добавлялки.

Цель: «Развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас детей, учить подбирать рифму».

  1.  Тихо или громко.

Цель: «Учить детей управлять своим голосом, произносить разные стихотворения с разным уровнем громкости, использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественною слова в развитии речи детей раннего возраста.

В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется ...

консультация для родителей детского сада на тему:"Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста".

Материал будет интересен воспитателям,родителям.Цель:познакомить родителей с устным народным творчеством.Задачи:-научить родителей использовать устное народное творчество в повседневной жизни;-развива...

Доклад для педагогов из опыта работы по теме: «Использование технологии ТРИЗ в целях развития речи детей дошкольного возраста».

Использование технологии ТРИЗ  в целях развития речи  детей дошкольного возраста.     Цель использования  технологии ТРИЗ с одной стороны развитие мышления, а с друг...

Роль художественного слова в развитии речи детей

Материал в виде презентации о средствах развития речи детей 3-4 лет, с подробным описанием....

Обобщение опыта по самообразованию «Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»

Обобщение опыта по самообразованию:«Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»...