Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей.
консультация по развитию речи на тему

Святогорова Елена Николаевна

Консультация для воспитателей "Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateleypereskaz.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей.

Святогорова Елена Николаевна,

учитель – логопед

МБДОУ г. Мурманска детский сад

 комбинированного вида №102

        Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

        Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.

        В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

        Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи - сообщения в виде монолога - рассказа о пережитом и виденном.

        Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

        Постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие ребенка: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.

        Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно  труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4 - 5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют.         Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.

        Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца. Особенность его заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел  и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, несвойственных жанру. В народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические обороты.

        Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, заключается прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. При необходимости взрослый останавливает ребенка и возвращает его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.

        Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

        Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.

        Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, то есть развивают их речевые умения.

Требования к тексту для пересказа:

Сюжет произведения: должен иметь воспитательное значение; доступен по содержанию; близок к жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям; с ярко выраженной последовательностью действий; с четкой композицией;

Персонажи:  с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков героев должны быть понятны детям.

Язык произведения: с доступным детям словарем; с небольшими короткими  и четкими фразами; с отсутствием сложных грамматических форм; с несложными формами прямой речи; с наличием ярких и точных определений; с ярко окрашенными выразительными средствами языка.

Требования к организации занятий по пересказу:

  1. Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.
  2. Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз.
  3.  Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов (примерно 5–7 детей).
  4. На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1997.
  2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи. 2 изд., исп., и доп. – М.:АРКТИ, 2004.
  3. Дементьева, А.М. Обучение пересказу в средней группе детского сада. – М., 2002.
  4. Лебедева, Л.В., Козина, И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – М., 2008.
  5. Сомкова, О.Н. Пересказ литературного произведения как средство развития системы личностных смыслов ребенка // Дошкольная педагогика № 1, 2008, с.12.
  6. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей. – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общу...

Презентация "Ребусы" для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю подборку ребусов для детей старшего дошкольного возраста...

СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ

Памятка для родителей.Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развива...

Значение пересказа для развития мышления и речи детей.

Статья раскрывает значение пересказа на развитие связной речи дошкольников. Обучение пересказу способствует развитию памяти, внимания, мышления, обогащению словаря. Способствует развитию положительных...

Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей

В тексте говорится о том, что такое пересказ и какое значение он имеет в развитии мышления и речи детей....