Логопедическая ритмика в развитии личности дошкольника.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гавриленко Майя Сергеевна

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ritmika_v_razvitii_lichnosti_doshkolnika29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика в развитии личности дошкольника.

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Цели:

  • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей;
  • создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
  • разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;

Задачи логоритмических НОД.

  • воспитать чувство коллективизма;
  • развитие музыкального слуха, внимания, памяти;
  • развитие способности уложить свои движения во времени;
  • вызвать у детей эмоционально положительное состояние психики;
  • развитие высших психических функций;
  • развитие моторики, мимики;
  • воспитать умение переключаться с одного вида действия на другой;

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.

Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными не только физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями, но и дефицитом внимания со стороны родителей, заменой живого общения взрослых с ребенком  длительными по времени просмотрами телепередач и компьютерными играми. Широко известно мнение, что о многих дефектах речи ребёнка судят по достижении 4-5 летнего возраста. Поэтому многие считают, что с возрастом, звуки сами по себе будут произноситься правильно, не обращая особого внимания на неправильное произношение у детей младшего возраста (2, 3, 4 года). Это опасное заблуждение.

Необходимо активно помогать процессу формирования звукопроизношения у детей, развивать их координационные навыки, стимулировать речевое развитие через развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной гимнастики и гимнастики для дыхания.

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность.

Развитие ритма тесно связано с формированием  пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Ещё в начале XX века было известно о неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами и задержкой развития речи. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Особую роль здесь играет логоритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей

живностью, эмоциональность настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать  движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом логоритмики. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика – это движение,   музыка и речь. Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, отведена значительная роль в воспитании дошкольников. несколько традиционных и новейших методик: логопедическая ритмика по системе Г. Волковой, фонопедические упражнения по системе В. Емельянова, дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, ритмика по методике, разработанной Г. Франио и И. Лифиц, музыкально-ритмических занятий Е. и С.Железновых и Т.Суворовой. В качестве базовой программы выступает Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Общедидактические принципы:

  • принцип системности;
  • принцип повторяемости;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип всестороннего развития;
  • принцип комплексности;

Реализация всех этих принципов происходит через использование следующих средств:

  • вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
  • артикуляционные упражнения,

 полезные в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

  • дыхательная гимнастика,

 корректирующая нарушения речевого дыхания, помогающая выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

  • фонопедические  и оздоровительные упражнения для горла, развивающие основные качества голоса – силу и высоту, укрепляющие голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
  • упражнения на развитие внимания и памяти,

развивающие все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

  • чистоговорки. 

С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

  • речевые игры,

 представленные в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

  • ритмические игры, развивающие чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов, развивающие память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляющие голосовой аппарат ребенка, способствующие автоматизации гласных звуков.
  • пальчиковые игры и сказки.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

  • элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах,

развивающее мелкую моторику, чувство ритма, темпа.

  • театральные этюды. 

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

  • коммуникативные игры,

 формирующие у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; они способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

  • подвижные игры, хороводы, физминутки,

являющиеся своеобразной  тренировкой для детей в координации слова и движения. Они развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Этими ресурсами обладает логоритмика, которая является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики нарушений звукопроизношения в условиях дошкольных образовательных организаций.

Структура  логоритмических занятий:

  • Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения
  • Танец или хоровод
  • Четверостишье, сопровождаемое движениями
  • Песня
  • Артикуляционная гимнастика
  • Мимические упражнения, психогимнастика
  • Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз
  • Пальчиковые игры
  • Подвижные, коммуникативные, спокойные игры
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Релаксация.

Требования к проведению логоритмики.

Логоритмика  проводится с детьми всей группы или по подгруппам, продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей. НОД по логоритмике проводится 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня).  Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.Каждое НОД имеет свою сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. В сюжете образовательного действия используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. И представляет собой тематическую и игровую целостность.  Для детей такое НОД– игра. Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Использованная литература:

  • Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М.;1985.
  • Крапухин А.В., Шаховская С.Н., Ишимова О.А. Учись думать и говорить: методические рекомендации для логопедов. М.; 1985.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН: методические рекомендации. М.; 2005.

Воспитатель МБДОУ № 8 «Чоппууска»

Гавриленко М.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.

Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....

Логопедическая ритмика в музыкальном воспитании дошкольника.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя     средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания.  ЛОГОПЕДИЯ  - ...

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.Сегодня, помимо традиционных  занятий по исправлению звукопроизношения, коррекци...

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников.

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольниковСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативны...

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

Рекомендации педагогам и родителям о значимостии м методике проведения логопедической ритмики...

Логопедическая ритмика в работе с дошкольниками с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Но и формирование двигательных навыков в свою очередь происходит при участии речи....

Роль логопедической ритмики в развитии речи дошкольников.

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: - нару...