Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Словягина Наталия Александровна

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.

Сегодня, помимо традиционных  занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_oblasti.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.

Сегодня, помимо традиционных  занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,

что  есть  в  жизни  - это  красивая речь

и  свободное  движение  под  музыку.

И  ребенка можно    этому   научить.

А.. И.. Буренина.

 Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, и особенно имеющим проблемы становления речевой функции. В том числе дети с задержкой речевого развития, при нарушениях звукопроизношения, заикания, и др..  Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.  Песенки, стишки и считалки, сопровождающиеся ритмичными движениями, очень нравятся малышам.

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

 Ритмические  движения  способствуют  активации  различных  анализаторных  систем,  становлению  интегративной  деятельности  человека.  Поэтому  развитием  чувства  ритма  рекомендуется  заниматься  с  самого  раннего  возраста  и  в  доступной  для  дошкольников  форме:  ритмических  упражнениях и  играх.

   В педагогическом  аспекте  логоритмика -  это  система  физических  упражнений, построенная на  связи движений  с  музыкой. Она  способствует  воспитанию  познавательной,  волевой  и  эмоциональной  сфер  личности,  гармоническому  физическому  и  художественному  развитию  детей,  развитию  музыкального  слуха,  внимания  и  восприятия,  комплексных  видов  памяти,  выразительности  движений,  формирует  эмоциональную  отзывчивость  и  музыкально – ритмическое  чувство,  учит  движениями  выражать  характер  и  темп музыкального  произведения,  развивает  музыкально -  речевые  способности.

  На  занятиях  логоритмики   формируются  представления  о  музыкальном,   двигательном,  речевом,  изобразительном  ритмах  и  осуществляется  в  неразрывном  единстве.

      В  игровой форме  дети  осваивают  и  закрепляют  понятия  величины,  формы  и  цвета  предметов,  овладевают  движениями  общей  и  мелкой  моторики,  учатся  находить  ритмическую  организацию  в  музыке  и  речи,  знакомятся  с  элементарными  приемами  самомассажа.

      Сюжетно -  тематическая  организация  работы   позволяет  каждому  ребенку  чувствовать  себя  комфортно,  уверенно,  так как  в  игре  максимально  реализуются  потенциальные  возможности  детей.  Комплексно – игровой  метод  наиболее целесообразен  для  развития  познавательных  процессов  и  соответствует  детским  психо – физическим  данным.  Такое   построение     занятий   позволяет  добиться  устойчивого  внимания  на  протяжении всего   занятия  и  соответственно  повышает  результативность  в  усвоении знаний.   

Речевой  материал  доступен  в  лексическом   отношении,  включает  малые  формы  русского  фольклора  и  стихи  современных  детских  поэтов.  Значительная  роль  в  работе  по  осознанию  ритмического  строя  речи  принадлежит  играм,  созданным  на  основе  стихотворного  текста.  Эти  игры  учат  малышей  координировать  движения  со  словом,  что  способствует,  в  первую  очередь,  речевому  развитию  детей.

Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк совмещается с движением.

Например, топая ногами продвигаемся вперед по комнате и проговариваем слова:

Вот поезд наш едет, Колёса стучат,

А в поезде нашем Ребята сидят.

Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:

Руки в стороны, в кулачок. Разжимай — и на бочок.

Обучение  детей  на  музыкально -  шумовых  инструментах  является  средством  для  решения  следующих  ( помимо  развития   чувства  ритма)  задач:  развития  внимания   и  памяти,   координации  движений,  мелкой  моторики и  т.  д.

     Логопедическая ритмика включает в себя:

- ходьбу в разных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пальчиковые, коммуникативные игры;

- пение;

- упражнения на развитие мелкой моторики

Все  упражнения  проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал  предварительно  не  выучивается.  

Продолжительность  занятий по логоритмике от  5  до  15  минут  в  зависимости  от  возраста  детей.

Тема  занятия  берется  на  1 -2  занятия  в  зависимости  от  сложности  материала и индивидуальных  психо -  физиологических  особенностей  детей и тематической недели.  Занятие  проводится  один  раз  в две недели.

Главная  задача  педагога - создание  на  занятиях  атмосферы  праздника,  радости. По  желанию  педагогов   возможно  заменить  музыкальный  или  речевой  материал  на  аналогичный,  сократить  занятие  в  зависимости  от  индивидуальных возможностей  детей.

Работа  по  развитию  чувства  ритма  продолжается  в  процессе  овладения   детьми  различных  видов  деятельности   не  только  на  музыкальных  и  физкультурных  занятиях.  Но  и  на  занятиях  по  рисованию,  конструированию,  аппликации,  развитию  речи.  В  ходе  подвижных, хороводных,  дидактических  игр  и  игр – драматизаций.

Логоритмика  хорошо  вписывается  в  учебную  работу  любой  современной  программы  по  воспитанию  дошкольников,  так  как  она  построена  в  соответствии с  современными  подходами  к воспитанию  детей  дошкольного  возраста  и  направлена  на  овладение  чувством  ритма,  что  способствует  формированию  у  ребенка  целостного  восприятия  пространства  и  времени,  гармонизации  психического  развития  детей.

Цель 

1.     Развитие  музыкально  -  речевых  способностей  у  детей   4-6  лет. 

2.     Использование  логопедической  ритмики ,  как  средства  в организации   проведения  оздоровительно  -  образовательного  процесса  с  детьми 4 - 6  лет.

Задачи  логоритмики  определяются  как  оздоровительные,  образовательные,  воспитательные,  коррекционные.

Задачи  

1.     Создать  на  занятиях  логоритмики атмосферу  праздника,  радости;  ввести  ребенка в  мир  музыки  и  развития  речи  с  радостью  и  улыбкой.

2.     Развить  фонематическое  восприятие  и  фонематические  представления.

3.     Уточнять  артикуляцию – положения  губ,  языка,  зубов  при  произношении  изучаемого  звука.

4.     Развить   слухового  внимания  и  памяти.

5.     Выработать   четкость   координированных  движений  во  взаимосвязи  с  речью.

6.     Развить   творческую  фантазию и  воображение.

7.     Укреплять  костно  - мышечный  аппарат.

8.     Развивать  дыхание,  моторные,  сенсорные  функции,  воспитывать  чувство  равновесия,  правильной  осанки,  походки,  грации  движения.

9.     Развивать   речь,  чувства  ритма,  способность  ощущать  в  музыке,  движениях  и  речи  ритмическую  выразительность.

10.   Развивать  коммуникативные  способности  (общение  детей  друг  с  другом,  творческое  использование  музыкально  -  ритмических  впечатлений  в  повседневной  жизни.)

Использование  наглядного  материала:

1.     Иллюстрации  и  репродукции.

2.    Дидактический  материал.

3.     Игровые  атрибуты.

4.     Музыкальные  инструменты.

5.     Аудио  -  видеоматериалы.

6.     Живые  игрушки (преподаватели  или  дети,  одетые  в  соответствующие  костюмы).

  связи  по  областям:

1.  Познание:  занятия,  наблюдения,  беседы,  игры.

2. Социально – коммуникативное  развитиеиспользуются   дидактические,  сюжетно  -  ролевые  игры;   разучиваются  различные  танцы.

3. Художественно – эстетическое  развитиеиспользуются  произведения познавательной  направленности  (стихи,  потешки,  прибаутки,  частушки,  тексты  песен),  используются  музыкальные  произведения,   песни,  танцы, музыка  для  релаксации,  упражнений,  игр   в  соответствии  с  тематикой  занятия.

5.   Физическая  культура,    проводятся  подвижные  игры,   развлечения,  досуги,   упражнения   для  профилактики  плоскостопия.

6.  Развитие  речи овладение способами и средствами  взаимодействия  с  окружающими людьми.

 

         Формы  работы:   логоритмика  проводится  в  музыкальном  зале  во вторую  половину  дня.

 

ПЛАН  РАБОТЫ

Календарно-тематический план  работы  по логоритмике

с  детьми  4 - 6   лет

 

Название занятия

Месяц

1

«Спор грибов и ягод»

сентябрь

2

««В гостях у леснова гнома »

сентябрь

3

«Спор овощей»

октябрь

4

«Краски осени»

октябрь

5

«Приключения дождика»

ноябрь

6

«Путешествие в осенний лес

ноябрь

7

«Теремок -  холодок»

декабрь

8

«Дед Мороз построил дом»

декабрь

9

«Снеговик на ёлке»

январь

10

«Приключения снежинки»

январь

11

«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки

февраль

12

«Парад на Красной площади» по мотивам

 стихотворения В.Орлова

февраль

13

«Я маму мою обидел»по мотивам

стихотворения Э. Мошковской

март

14

«Кем быть?»

март

15

«Космическое путешествие»

апрель

16

«Пасха»

апрель

17

«Колобок»

май

18

«Как муравьишка дом солнышка искал»

май

Литература

1.     Н. М. Савицкая  Логоритмика  для  малышей  4  - 5  лет.   

2.        М.Ю. Картушина   .   Конспекты   логоритмических  занятий  с  детьми  5  - 6   лет.Творческий  центр  «Сфера»   2010  г.

3.     М.Ю Гоголева Логоритмика в детском саду группа Ярославль.  

               2006.г.

4.  Е.С. Анищенкова «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников» АСТ. Астрель. Москва 2007г.

Логоритмические упражнения

 

1. Дождик

Капля раз,  -Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два,  -Еще один прыжок.

Очень медленно сперва.  - 4 прыжка.

А потом, потом, потом  - 5 прыжков.

Все бегом, бегом, бегом. – бег на месте

Мы зонты свои раскрыли, -  Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли.  - Сомкнуть руки над головой полукругом,

 

2. Листья

Листья осенние тихо кружатся,                Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся.            Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,                Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят.                 Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

 

3. Осенью

Вдруг закрыли небо тучи,                  Дети встают на носочки, поднимают

                                                         вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.                     Прыгают на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать,                                        поясе.

Разведет повсюду слякоть.                        Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,                       Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.

Н. Нищева

 

4. За грибами

Все зверюшки на опушке                      Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                      Скачут вприсядку, срывают воображае-

Рыжики срывали.                                    мые грибы.

Лисичка бежала,                            Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала.                                              грибы.

Скакали зайчатки,                       Скачут стоя, срывая воображаемые

Искали опятки.                           грибы.

Медведь проходил,                           Идут вразвалку, затем топают правой

Мухомор раздавил.                             ногой.
Н. Нищева

 

5. Садовник

Мы вчера в саду гуляли,                      Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.                       Изображают, как копают яму и сажают 
                                                                                                     в нее куст.

Яблони белили мы                                  Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.

Починили мы забор,                                  Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор:                                Стоят лицом в круг. В центр выходит

— Ты скажи,                                                       один ребенок. Ведут диалог.
Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду                              На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых,                             по одному пальцу на обеих руках, начиная
Груш медовых,                                               с больших.

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Г. Сатир

 

6. Овощи

Как-то вечером на грядке                            Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук                                        центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки,                             завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:                                 Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,                                 Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

 

7. Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик,                                  Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум!                                         игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,                     Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,                     Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум!                                        рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он,                            Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,                             Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум!                                                    месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,                     Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

 

8. Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук!                                     Ритмичные удары ребром ладони по

Раздается в доме стук.                                 столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,                                               Хватательные движения обеими руками.

Посолили                                           Указательный и средний пальцы трутся

                                                                          о большой.

И набили плотно в кадку.                                              Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке!                                                     Отряхивают руки.

Н. Нищева

 

9. За малиной

За малиной в лес пойдем,                                        Дети водят хоровод, взявшись за руки.

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем.                 Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды         
Солнышко высоко,                                           Встают лицом в круг, тянутся руками

                                                                                   вверх.

А в лесу тропинка.                                            Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя,                                                    Идут по кругу, взявшись за руки.

Я годка - малинка.

Русская народная песня

 

10. По ягоды

Мы шли-шли-шли,                            Маршируют по кругу, держа руки на

                                                              поясе.

Много клюквы нашли.                                  Наклоняются, правой рукой достают

                                                             носок левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,                      Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать.                                                 Наклоняются, левой рукой касаются

                                                                                 носка правой ноги, не сгибая колен.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика в развитии личности дошкольника.

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения....

Логопедическая ритмика и развитие речи

Консультация для родителей младших дошкольников...

Конспект логопедического занятия для развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством».Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок. ...

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников.

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольниковСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативны...

Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики в коррекции речи дошкольников

Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики положительно влияет на:протекание основных нервных процессов, способствует своевременному переключению этих процессов, уравнивает их по с...

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

Рекомендации педагогам и родителям о значимостии м методике проведения логопедической ритмики...

Роль логопедической ритмики в развитии речи дошкольников.

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: - нару...