Логопедическая ритмика и развитие речи
консультация на тему

Журавлева Наталия Леонидовна

Консультация для родителей младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_i_razv._rechi.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

младших дошкольников

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

РИТМИКА

И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Музыкальный руководитель:

Журавлева Н.Л.

 

Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь.

Внутренняя – это наши мысли, мы мыслим словами.

Внешняя речь – это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, во фразы. Это еще и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте.

Ну, и общая дикция, конечно же, потому что можно прекрасно произносить все звуки изолированно, можно пользоваться интонациями, голосовыми модуляциями, но будет общая смазанность, каша во рту и речь будет непонятна, и не будет адекватно и комфортно восприниматься слушателями.

Внешнее оформление речи передает подтекст сообщения, выражает эмоции говорящего (радость, гнев, возмущение, удивление), делает речь выразительной.

В произносительной стороне речи проявляется важнейшая функция речи – коммуникативная, то есть речь здесь выступает как средство общения людей.

И, вообще, в филогенезе, в историческом развитии человека (если за основу брать Дарвиновскую теорию происхождения человека от обезьяны) сначала появились жесты и некие звукокомплексы, которые окантовывались ритмом, то есть чередованием ударных и безударных слогов. Это придавало интонационную окраску общению.

Отсюда исходит вывод, что умение правильно пользоваться интонацией, голосом, правильно распределять речевой выдох является предпосылкой языкового развития ребенка.

Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.

Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему музыка? Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства.

Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором живет.

Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции.

Таким образом, связь движений и речи

  • нормализует состояние мышечного тонуса,
  • помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,
  • развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,
  • способствует регулированию темпа и ритма речи,
  • устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.

На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:

-развитие слухового и зрительного внимания (например, умение  

  произвольно реагировать на  музыкальный сигнал);

-снижение психоэмоционального и телесного напряжения;

-интонационно-мелодическое развитие речи;

-развитие артикуляционной моторики;

-развитие и укрепление мимической мускулатуры;

-развитие силы, высоты, тембра голоса;

-совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

-развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;

-развитие эмоционального мира ребенка и воображения.

 Развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики;

-развитие чувства ритма и координации движений;

-формирование пространственных представлений и схемы тела

 (например усвоение устойчивых координат право-лево,  верх-низ).

Логоритмические занятия включают:

  • -двигательные игры и упражнения (в том числе различные   виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки);
  • -дыхательные упражнения;
  • -упражнения для развития мышечного тонуса;
  • -счётные упражнения;
  • -вокальные упражнения;                    
  • -слушание музыки;
  • -чтение стихов под ритм или музыку;
  • -ударный оркестр;
  • -самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика;
  • -психогимнастические упражнения.

Игры и упражнения периодически объединяются (по тематике) в логоритмическую сказку или в итоговое сюжетно-тематическое логоритмическое занятие.

Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.Сегодня, помимо традиционных  занятий по исправлению звукопроизношения, коррекци...

Роль логопедической ритмики в коррекции речи детей дошкольного возраста

Занятие по логопедической ритмике с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.Тема: «Поход в горы».Цели:- расширить представления о горах, походе, туристическом снаряжении;- учить координирова...

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников.

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольниковСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативны...

Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики в коррекции речи дошкольников

Использование упражнений фонетической и логопедической ритмики положительно влияет на:протекание основных нервных процессов, способствует своевременному переключению этих процессов, уравнивает их по с...

Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников

Рекомендации педагогам и родителям о значимостии м методике проведения логопедической ритмики...

Роль логопедической ритмики в развитии речи дошкольников.

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: - нару...