Роль логопедической ритмики в коррекции речи детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цели:- расширить представления о горах, походе, туристическом снаряжении;- учить координировать движения с музыкой и речью;- актуализировать накопленный словарь, ввести в активный словарь сложные слова «камнепад», «ледоруб», «водопад»;- формировать связность и четкость высказываний;- закрепить навыки правильного произношения звуков «р», «рь», в слогах, словах, фразах, предложениях;- формировать навыки правильного речевого и нижне-диафрагмального дыхания;- развитие слухового и фонематического восприятия, чувства ритма;- развивать оральный праксис, мимику лица;- продолжать работу над пением и просодической стороной речи;- развивать двигательную активность, правильную осанку, общую (ходьба в колонне по одному, змейкой, врассыпную, прыжки на двух ногах) и мелкую моторику;- устранение логофобии;- развитие внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения;- воспитание чувства любви к природе, бережному отношению к ней;- воспитывать желание помочь друг другу;- вызвать эмоциональный отклик у детей.Оборудование: фортепиано, гитара, папка-передвижка с фотографиями горных походов, туристическое снаряжение (рюкзак, ледоруб, каска, высокогорные ботинки), детские рюкзаки, фонарики по числу детей, рисунок ручья, горных вершин, запись слов ручья, дрова, макет костра, ведро с нарезанной мишурой, картонная корзина воздушного шара, гелевые шары.Ход занятия: Организационный момент:Дети входят в зал. Звучит музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!» Дети отвечают: «Здравствуйте, Тамара Геннадьевна!»Основная часть:Беседа по фотографиям горных походов: «Ребята, я часто рассказывала вам о том, как ходила в горы. Сегодня я покажу фотографии своих горных походов. Посмотрите, как красивы горы. Это – горная река, а здесь мы на вершине горы…Вы узнали меня?»Обращается внимание детей на туристическое снаряжение: «А эти предметы – настоящие помощники в горах (рюкзак, каска, ледоруб, ботинки). Как вы думаете, для чего каска нужна туристу? (ответы детей). В горах бывает камнепад (закрепление нового слова). Чтобы камни не разбили голову, одевают каску. А это – ледоруб. Для чего ледоруб? (ответы детей). Ледоруб нужен для того, чтобы рубить лед и подниматься в гору (закрепление нового слова). Это – туристические ботинки. Они помогают туристу покорять горные вершины. А вы хотите отправиться в поход?В горы мы идем, друзья,Ведь туристы мы не зря!Рюкзаки все надевайте,Друг за другом все вставайте! (дети надевают детские рюкзаки, в которых лежат фонарики; построение в колонну по одному).Мы должны дойти до вершины горы. А чтобы выполнить эту задачу, какими надо быть? (ответы детей – «смелыми», «умными», «дружными», «помогать друг другу» и т.п.). Да, туристы именно такие!Что ж, ребята, не зевайИ вершины покоряй!Ходьба в колонне по одному за логопедом, проговаривая рифмовки:РА-РА-РА! РУ-РУ-РУ!Нам в поход пора! В гору я иду!РО-РО-РО! РЫ-РЫ-РЫ! Горы далеко! Все туристы мы!Ребята, посмотрите как здесь красиво! Горы какие? (ответы детей).Предлагаю я присесть.Много разных звуков здесь!Звуки эти повториИ движенья покажи! (дети с логопедом садятся по-турецки).Солнце светит ярко (зажмурится),Ручейки бегут (бл-бл-бл),Песенки поют (руки-волнообразные движения, произносится зв.У),Появились жуки (ладонь - на грудь, произносится звук Ж),Мухи (ладонь - на голову, произносится звук Н),Пчелы (ладони на щеки, произносится звук В),Комары (ладонь – на шею, произносится звук З).Рады солнышку ребята,Все довольны теплым днем,А в поход мы вновь идем?РЕ-РЕ-РЕ!Мы идем к горе!РЯ-РЯ-РЯ!Вместе мы друзья!Ребята, как вы думаете, какие препятствия можно встретить в горах? (ответы детей).Много трудностей, ребята,Можно встретить на пути!Кочку, дерево и горуВсе мы сможем обойти?(упражнение «Кочка, дерево, гора.» - логопед на фортепиано исполняет марш, дети ходят врассыпную, «по разным дорожкам», при остановке музыки логопед произносит «кочка» - дети приседают, округляя спины; «дерево» - дети поднимают руки вверх, изображая деревья; «гора» - дети встают на колени, соединяют ладони над головой, изображая горные вершины).Дети, в горах бывает эхо. Поиграем в «Эхо»? Я говорю слоги, а вы повторяете за мной, как эхо, по одному. РА-РО-РУ, РО-РЭ-РЫ, АР-ОР-УР, УР-ОР-АР, РЭ-РЫ-РО, РЫ-РО-РУ, ОР-УР-ЫР, РЫ-РА-РО.Молодцы вы все, друзья,Подойдите-ка сюда.Тише, что-то слышу я!(дети подходят к плакату с ручьем, в записи звучит «голос ручья»:Здравствуйте, ребята!Горный я ручей.Бегу я по долинамИ нет меня быстрей!Вам задание я дам –Если скажете слова все со звуком «Р»-Перепрыгните меня, пропущу я вас, друзья! (дети перепрыгивают ручей, произнося слова).Вот мы поднялись еще выше в горы. А чем выше поднимаешься, тем становится холоднее. Как же нам согреться? (ответы детей). Чтобы развести костер, что нужно? (дрова). Напилим дров? (упражнение «Пильщики» О.С.Боромыковой). Как много дров мы напилили, подкладывайте их в костер. Но что-то наш костер не разгорается, что делать? (ответы детей). Надо на него подуть! (вдох через нос, выдох через рот, губы – «трубочкой»). А сейчас погреем руки у костра (пальчиковая гимнастика):Дружат в нашей группеДевочки и мальчики!Мы с тобой подружимМаленькие пальчики!Вместе пальчики-друзьяДруг без друга им нельзя!Ребята, в походе один из самых замечательных моментов – это пение у костра под гитару. Споем? (исполняется песня о веселом туристе). После песни в зале гаснет свет. Мы не заметили, как уже стемнело, появились звезды. Вершина горы уже совсем рядом. Как же нам освятить тропу и добраться до цели? (ответы детей). У меня идея – загляните в свои рюкзаки (дети достают фонарики). Перед тем как мы возьмем вершину нужно затушить костер (из ведра на костер высыпаю мишуру). Что же освещаем путь фонариками и берем вершину горы (включается свет). Вот мы и на вершине горы. Посмотрите, как красиво вокруг! Вам понравился поход? Что вам запомнилось? А почему мы достигли вершины? (ответы детей). А как же нам попасть обратно в детский сад? (предложения детей). Я предлагаю спуститься в корзине воздушного шара (дети проходят в корзину). Заключительная часть:Мы пролетаем над горами, дышим полной грудью чистым, горным воздухом, закройте глаза (звучит релаксирующая музыка). Вот мы и добрались до детского сада. Спасибо вам за это путешествие!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»
Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный. Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...
Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.
Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....
Консультация для родителей о роли игры как средства коррекции поведения детей дошкольного возраста.
В этом разделе представлена работа с родителями....
«Логопедические сказки как средство коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Проблемы:Ø Низкий показатель чтения родителями сказок своим детям.Ø Дети знают мало сказок.Ø Дети не знают персонажей сказок.Ø Неумение детьми связно пересказать сказку.Ø Не развита творческая самосто...
Логопедические сказки как средство коррекции речи детей дошкольного возраста
Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы и средства развития речи. Хорошим помощником в этом направлении может стать логосказка....

"Логопедические сказки как средство коррекции речи детей дошкольного возраста"
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей сопереживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее э...
