Кронтик учится слушать и рассуждать
книга по развитию речи (старшая группа) по теме

Солдаткина Светлана Ивановна

В группе "Теремок" мы с удовольствием применяем методику "Кронтик учится слушать и рассуждать" с целью формированиии коммуникативных способностей у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc24 КБ
Microsoft Office document icon kontrolnaya_istra.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

КРОНТИК 

УЧИТСЯ СЛУШАТЬ И РАССУЖДАТЬ

Предшкола нового поколения

О.В. Малаховская

Книга предназначена для работы со взрослыми и детьми.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

С этой книгой наша группа познакомилась в январе 2016 года, и с тех пор мы с удовольствием играем, занимаемся , участвуем в приключениях вместе с любимыми героями: Кронтильдой, Кронтиком, Елисой.

Цель учебного пособия «Кронтик учится слушать и рассуждать»- учить дошкольников воспринимать художественный текст на слух.

Восстанавливать последовательность событий в коротком тексте. Мысленно выделять из текста и удерживать в памяти основное и особенное, обоснованно и развернуто отвечать на вопросы, подбирать нужную (в зависимости от контекста) интонацию высказывания.

В книгу входят короткие тексты любимых детских писателей и поэтов (Б. Житков, А. Введенский, М. Бородинская и.т.д)

Книгу дополняет тетрадь с таким же названием.

КРОНТИК 1 3

УЧИТСЯ СЛУШАТЬ И РАССУЖДАТЬ

Тетрадь для работы взрослых с детьми.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Тетрадь «Кронтик учится слушать и рассуждать» является дополнением к учебнику с таким же названием.

Цель тетради- подготовка детей к школе. Методический аппарат тетради создает условия, позволяющие дошкольнику доступными ему средствами (соединяя нужные рисунки линиями или отмечая их галочкой, раскрашивая детали рисунков или обводя их цветными карандашами) показывать, как он передвигается в освоении материала: умеет ли выделять в тексте главное, различать характеры героев, воспроизводить последовательность событий, замечать подробности сюжета.

Задавния в тетради представлены в виде рисунков и коротких вопросов к ним. Все вопросы читает взрослый.

Тетрадь для работы взрослых с детьми входит в комплект взаимосвязанных учебно – методических пособий, цель которых – подготовка ребенка к щколе.

Начальные представления ребенка о математике и русском языке, об окружающем мире и художественной культуре будут складываться на основе интегрированных знаний, в единой коммуникативно- игровой среде.

Учиться с удовольствием ребенку помогут герои волшебной сказки- белый барсучок Кронтик и его друзья.



Предварительный просмотр:

Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста

I. Введение

    Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком. 

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. 

Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды- неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т.е. говорить связно.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.

Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

   К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

Педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, побуждают детей к речевому общению между собой,  задают детям образцы правильной литературной речи.

Примером является речь воспитателя- четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

 Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей,  условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность, помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов), знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

 Поощряют детское словотворчество.


Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

II Через какую образовательную деятельность формируется культура речи у детей.

 Направления ОО «Речевое развитие»

1/ Развитие речи:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2/ Приобщение к художественной литературе:

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия

Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

Общение взрослых и детей;

Культурная языковая среда;

Обучение родной речи на занятиях;

Художественная литература;

Изобразительное искусство, музыка, театр;

Занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам:

  1. Наглядные:
  2. Словесные:
  3. Практические:

Непосредственное наблюдение и его разновидности      (наблюдение в природе, экскурсии);

Опосредованное наблюдение (изобразительная      наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и  картинам)

Чтение и рассказывание художественных      произведений;

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Обобщающая беседа;

Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Дидактические игры, игры-драматизации,   инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные   игры.

 Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов.

Метод наблюдения и его разновидности

Рассматривание картин

Чтение художественной литературы

Пересказ,

Заучивание наизусть

Игры-драматизации по содержанию литературных произведений

Дидактические игры

 

Продуктивные – основаны на построении собственных связны высказываний в зависимости от ситуации общения

Обобщающая беседа

Рассказывание

Пересказ с перестройкой текста

Дидактические игры на развитие связной речи

Метод моделирования

Творческие задания

   Приемы развития речи

Словесные:

Речевой образец,

Повторное проговаривание

Объяснение

Указание

Оценка детской речи

Вопрос

Наглядные:

Показ иллюстративного материала

Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Игровые:

Игровое сюжетно-событийное развертывание

Игровые проблемно-практические ситуации

Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание

Имитационно-моделирующие игры

Ролевые обучающие игры

Дидактические игры.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову.

 

Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция;

В отборе художественных текстов учитывается предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда;

Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских праздников и т.д.;

Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного не принудительного чтения.

В своей работе по развитию речи я пользуюсь программой  О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

 Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»

Старший   дошкольный возраст (6-7 лет)

Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой   диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко   знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в   коммуникативной и речевой деятельности.

   Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы,   интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их   жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием   участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры,   читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому   творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством   литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах   произведений.

 Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению   (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные   речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь –   доказательство), объяснения, речь – рассуждение).

- Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и   предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении   спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором   коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки,   придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

 Имеет   свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в   коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет   культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию   собеседника.

 Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные,   оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает   творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой   деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.

 Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.   Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные   качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет   интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

III Заключение.

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает  духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

        Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания  гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.                                              

Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.                                                                                    

Литература:.
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. .
2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.
3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7лет..
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации;
5. Кирьянова Раиса Игры со словами для развития речи. Картотека игр;
6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва
2012. 
7. Ушакова О. С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.Москва,2010
8. Ушакова О.С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы;
9. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008.
10. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез - Москва, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учимся слушать музыку"

Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем,...

Учимся слушать музыку. Рекомендации для родителей.

Статья содержит рекомендации по слушанию музыки....

Конспект НОД по УМК "Предшкола нового поколения" (подготовительная к школе группа). Тема: "Кронтик учит Кота действию сложения чисел".

Дети учатся составлять число "четыре" из двух меньших чисел, вырабатывают алгоритм сложения числа один с числом один, два, три, как переход к следующему числу - два , три, четыре. Педагог формирует и ...

Конспект НОД "Кронтик учится рисовать фигуры"

Конспект по УМК "Предшкола нового поколения"...

УЧИМСЯ ДУМАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, РАССУЖДАТЬ

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием!...

Конспект по ФЭМП «Никто не может найти кота». Кронтик учится считать. Р.Г. Чуракова , подготовительная группа

Научиться считать по порядку от 1 до 5 и обратно; дать понятие числа как количественная характеристика определенного множества предметов; закреплять умение обозначать число пять точками, цифрой, палоч...