Дидактические игры по развитию речи для детей.
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Литовкина Ольга Владимировна

.В этом материале представлены дидактические игры для детей дошкольного возраста. Большинство игр авторские (придуманы мной).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры

по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.

«Розочки в клеточки»

Цель: активизация словаря, закрепление умения ориентироваться на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде, развитие слухового внимания, быстроты реакции, развитие мелкой моторики.

Оборудование: игральная доска, фишки – розочки, песочные часы, кубик с картинками (одежда, посуда, мебель, игрушки, фрукты, обувь).

Ход игры: играют двое детей, перед которыми лежит игральная доска. Задача участников, как можно быстрее, пока песочные часы не пересыпались, поставить фишку-розочку в клетку на игровом поле, назвав слово, соответствующее цвету фишки и заданной теме, которую дети выбирают, бросив кубик. Например, по теме «Одежда», взяв розовую фишку, ребенок должен назвать любую одежду розового цвета, например, «розовое платье», после чего поставить свою фишку в розовую клетку. Если участник ошибается, он пропускает ход. Побеждает тот, кто поставит последнюю фишку.

Варианты игры: 

1)Игроки могут играть на свободную тему.

2) Игра может быть индивидуальной. Ребёнок может, отвечая на  вопросы воспитателя, ставить фишки на игровое поле. Например, воспитатель задаёт вопрос: «Какого цвета бывает осенний лес (яблоко, небо, вода и т.п.)?» или «Назови красное…, красный…, красную…»

«Букет - комплимент»

Цель: активизация словаря, развитие  логического мышления и умения говорить различные комплименты, развитие мелкой моторики. Воспитывать доброжелательное отношение  к окружающим, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: заготовка под объёмную картинку «букет», цветы – розочки.

Ход игры: ребёнку предлагается заготовка под картинку, на которой изображен будущий букет без цветков и цветы – розочки.  После чего воспитатель спрашивает, для кого он хотел бы собрать букет. Ответив, играющий должен разложить на картинку цветы, говоря комплименты тому, кому хочет его подарить.

Варианты игры: 

1)Вместо комплиментов можно говорить пожелания.

2) Можно перечислить всех кому хочешь подарить цветы. Ребёнку предлагается продолжить фразу «Эту розу я подарю…»

«Волшебные камешки»

Цель:  развитие мелкой моторики, закрепление навыков описания предметов, развитие фантазии и воображения.

Оборудование: декоративные камешки, цветные листы А4 , схемы – подсказки.

Ход игры:  воспитатель предлагает ребёнку камешки и цветной лист бумаги, на котором он должен выложить камешками какой-либо предмет. Если ребенок затрудняется в выполнении задания можно предложить ему схемы – подсказки. После того как ребёнок завершил работу, педагог предлагает ему описать предмет, который он изобразил не называя его, а воспитатель должен угадать, что это за предмет. Чтобы игра была честной, можно накрыть изображение листом бумаги.

Игра «Определи место игрушки»

Цель: Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти – шести слов.

Оборудование: набор фигурок (кленовый листик, яблоко, грибок, лисичка)

Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе в один ряд различные фигурки (кленовый листик, яблоко, грибок, лисичку). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками находиться грибок?» Ребенок должен дать полный ответ: «Грибок находиться между яблоком и лисой». После двух - трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Варианты игры:

1) Можно предложить ребёнку закрыть глаза и поменять игрушки местами, спросить: «Что изменилось?»

«В моём подводном царстве»

Цель:  развитие мелкой моторики, воображение, умения составлять небольшой рассказ о морских обитателях.

Оборудование: фоновый рисунок, фигурки морских обитателей.

Ход игры: ребёнку предлагается создать «своё подводное царство» с помощью рисунка и фигурок. А потом составить небольшой рассказ,  по получившейся картинке. Если он затрудняется в составлении, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.

«Речевой кубик»

Цель:  формировать лексический строй речи внутри тематической группы по предметной картинке: одежда, посуда, мебель, игрушки, фрукты, обувь.

Оборудование: кубик с картинками (одежда, посуда, мебель, игрушки, фрукты, обувь).

Ход игры: ребёнок бросает кубик и по выпавшей картинке придумывает предложение.

4

Игры для развития речевого дыхания

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное  как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Техника выполнения упражнений:

при проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут  с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. Воздух набирать через нос,  плечи не поднимать,  выдох должен быть длительным и плавным,  необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками). 

«Кто-кто под сугробом живёт?»

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха.

Оборудование: поднос на дне с рисунком ёжика, спящего в норке. Снежинки из фольги, полностью закрывающие рисунок.

Ход игры: задача ребёнка раздуть снежинки с середины подноса и увидеть рисунок.

Ёжики колючие сладко спят зимой!

Им тепло и сказочно в норке под сосной!

Лето снится ёжикам, солнце и грибы...

Почему, как ёжики, спать не можем мы?

«Загони мяч в ворота»

Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.

Оборудование: воздушный шарик, раскрашенный под футбольный мяч, четыре пластмассовых кубика.

Ход игры: Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота (можно поставить два кубика). Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

 

«Снежинки»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: лента со снежинками на дождике.

Ход игры: Педагог  поднимает над детьми ленту со снежинками и предлагает детям подуть на снежинки!

Чья снежинка дальше улетит? Чья снежинка дольше летает?

«Тайная шкатулка»

Цель:  обогащать словарь, формировать лексический строй речи внутри тематической группы.

Оборудование: шкатулка, различные картинки, предметы.

Ход игры: воспитатель ставит перед детьми шкатулку, по считалочке выбирается первый участник. Так чтобы другие игроки не видели, он достает из шкатулки предмет, смотрит на него и описывает не называя самого предмета. Если ребёнок затрудняется  в описании воспитатель помогает ему с помощью наводящих вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы.

С ребенком четырех лет можно играть в словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать....

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Дидактическая игра по развитию речи для детей 3-5 лет "Среда обитаниия"

Дидактическая игра «Среда обитания »Игровое оборудование: Игровое поле формата А-3 (3-5 штук разного вида), карточки с изображением животных, насекомых, птиц, морских обитателей, мелкие игрушки животн...

Дидактическая игра по развитию речи для детей 3-5 лет "Сказочные домики"

Дидактическая игра по развитию речи для детей 3 – 5 лет «Сказочные домики»Игровое оборудование: Большая карточка формата А-3. С изображением 4 домиков. Первый домик одноэтажный с зеленой крышей, второ...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...