Авторская программа "ЗЕРНЫШКИ ЗНАНИЯ"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа "Зернышки знания".

Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет.

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь  - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура. Поэтому в нашей программе используются различные виды деятельности, обеспечивающие развитие у детей фонематического слуха, мелкой моторики, четкого звукопроизношения и развития правильной речи. На занятиях присутствует единая сюжетная линия. В гости к детям приходят волшебные персонажи, они предлагают выполнить детям задания, которые включают в себя:  загадки, скороговорки, потешки, упражнения на внимание.

В процессе занятия происходит развитие познавательных психических процессов:

Памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений. Простота и доступность позволяют с интересом усваивать материал. Материал систематизирован и представлен в определенной последовательности.

В 6 - 7 лет у детей преобладает наглядно - действенное мышление, но сохраняется и наглядно-образное, поэтому широко используются сюжетные и предметные картинки, фишки, карточки, дидактический материал, звуковые часы, звуковая линейка. Образовательная деятельность построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Так как образование у нас носит вербальный характер,  то успешное обучение ребенка зависит от уровня его речевого развития. От сюда следует, что самым важным является развить речь у детей и научить их связно высказаться и обосновывать свои суждения.

Количество проведения занятий: 4 - 5 занятий в месяц.

 Цель программы: обучение дошкольников грамоте и чтению.

Задачи программы:

  • Привить интерес к знаниям, опираясь на интересный и в то же время содержательный  материал;
  • Развить мышление ребенка, его умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, внимание, образовательные и творческие способности (фантазию, воображение);
  • Дать необходимые знания по предмету;
  • Развить фонематический слух;
  • Уметь делить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слышать звучание слова, выделять отдельные звуки, находить данный звук в слове, ставить ударения;
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Составлять схему слов и предложений;
  • Обучать детей чтению;
  • Развивать мелкую моторику;

Предполагаемые результаты.

 К концу года дети должны уметь:

  • Составлять из слов предложения;
  • Придумывать предложения с заданным словом;
  • Составлять схему данного предложения;
  • Уметь делить слова на слоги. придумывать новые слова с заданным слогом;
  • Выделять ударный слог и правильно ставить ударение;
  • Слышать звучащее слово, выделять отдельные звуки;
  • Различать гласные и согласные буквы, твердые и мягкие звуки, самостоятельно проводить анализ слов. Давать характеристику звукам. Составлять схему слова, используя графическое изображение;
  • Приобрести элементы обучения навыкам письма;
  • Уметь читать;

Перспективный план проведения занятий на учебный год.

(сентябрь - май)

 Занятие №  1

Понятие слов "длинное, короткое".

Цель: познакомить детей  с многообразием слов, с простейшим моделированием.  Слово можно нарисовать в виде прямоугольника. Объяснить детям значение термина "Слово". Знакомить детей  с протяжностью слов (длинные и короткие). Познакомить с  тем, что слова могут звучать похоже.

Занятие № 2

 Понятие слов "живое, неживое".

Цель: познакомить со словами - предметами, которые отвечают на вопрос "что?". Продолжать знакомиться с моделированием слов - "слово"  обозначается в виде прямоугольника. Учить делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Занятие  №3

Понятие слова "действие".

Цель: дать детям понять, что слова действия отвечают на вопрос " что делает?". Продолжать знакомить с разнообразием слов . Развивать навык в различии близком по звучанию слов (громкие, тихие, звонкие).

Занятие №4

 Знакомство с понятием "предложение", начало и конец предложения, схема предложения.

Занятие№ 5

 Понятие "предложения", начало и конец предложения, схема предложения.

Занятие №6

Знакомство с разнообразием слов.

Цель: учить делить слова не слоги. Дать понятие "слог", сказать, что слова состоят из частей, которые называются " слоги", используя схему слова. Учить подбирать слова к схеме.

Занятие № 7

Понятие звук, гласный звук "А", буква "А". Уметь читать слоги, выделять  их в словах, учить читать слоги с буквой "А".

Занятие № 8

 Понятие звука "У-А".

Цель: учить детей различать звуки "У-А". Формировать навыки словоизменения.

Учить дифференциации звуков "У-А" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Занятие №9

 Звук и буква "И".

Цель: дать понятие о механизме образования звука "И". Учить детей выделять звук "И" из состава слогов, слов и предложений.

Занятие №10

Звуки "П-Пь". Буква "П".

Цель: дать понятие о механизме образования звука "П-Пь". Работать над развитием фонематического слуха.

Занятие № 11

Звуки "К-Кь" и буква "К".

Цель: научить детей давать характеристику звуков "К-Кь". Развивать звуковой анализ, фонематические процессы.

Занятие №12

 Звуки "Т-Ть" и буква "Т".

Цель: научить детей давать характеристику звуков "Т-Ть". Развивать звуковой анализ, фонематические процессы. Закрепить умение делить предложения на слова.

Занятие №13

 Звуки "Х-Хь" и буква "Х".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Х-Хь".  Дифференцировать звуки "Х-Хь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность.

Занятие 14

Звук и буква "Ы".

Цель: учить детей давать характеристику звука "Ы". Автоматизировать звук "Ы" в слогах, словах и предложениях. Развивать звукобуквенный анализ слогов и слов.

Задание 15

 Звук и буква "О".

Цель: учить детей давать характеристику звука "О" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "О" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Занятие № 16

Гласные звуки "А-У-И-Ы-О".

Цель: закрепить понятие " Гласный звук", формировать у детей умение различать гласные звуки. Развивать у детей звуковой анализ слов.

Занятие №17

 Звуки "М-Мь" и буква "М".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "М-Мь".  Дифференцировать звуки "М-Мь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность.

Занятие №18

 Звуки "Н-Нь" и буква "Н".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Н-Нь".  Дифференцировать звуки "Н-Нь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха.

Занятие №19

Звуки "Б-Бь" и буква "Б".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Б-Бь".  Дифференцировать звуки "Б-Бь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха.

Занятие № 20

Звуки "С-Сь" и буква "С".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "С-Сь".  Дифференцировать звуки "С-Сь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "С-Сь".

Занятие № 21

 Звуки "З-Зь" и буква "З".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "З-Зь".  Дифференцировать звуки "З-Зь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "З-Зь".

Занятие № 22

 Звук "С-З","Сь-Зь".

Цель: учить давать характеристику звуков "Сь-Зь","С-З" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Сь-Зь","С-З" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Занятие  №23

 Звуки "В-Вь" и буква "В".

Цель:  учить детей давать сравнительную характеристику звуков "В-Вь".  Дифференцировать звуки "В-Вь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "В-Вь".

Занятие № 24

 Звуки "Д-Дь" и буква "Д".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Д-Дь".  Дифференцировать звуки "Д-Дь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Д-Дь".

Занятие №25

 Звук "Т-Д","Ть-Дь".

Цель: учить давать характеристику звуков "Ть-Дь","Т-Д" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Ть-Дь","Т-Д" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Занятие № 26

 Звуки "Г-Гь" и буква "Г".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Г-Гь".  Дифференцировать звуки "Г-Гь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Г-Гь".

Занятие № 27

 Звук "Г-К","Гь-Кь".

Цель: учить давать характеристику звуков "Гь-Кь","Г-К" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Гь-Кь","Г-К" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Задание № 28 

Звук и буква "Э"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Э" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Э" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Задание  №29

Звук и буква "Й"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Й" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Й" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Задание  №30

 Звук и буква "Е"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Е" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Е" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Задание № 31

Звук и буква "Я"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Я" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Я" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Занятие  №32

 Звуки "Ш-Шь" и буква "Ш".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ш-Шь".  Дифференцировать звуки "Ш-Шь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ш-Шь".

Занятие № 33

 Звуки "Ж-Жь" и буква "Ж".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ж-Жь".  Дифференцировать звуки "Ж-Жь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ж-Жь".

Занятие  №34

 Звуки "Л-Ль" и буква "Л".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Л-Ль".  Дифференцировать звуки "Л-Ль" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Л-Ль".

Занятие № 35

Звуки "Ц-Ць" и буква "Ц".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ц-Ць".  Дифференцировать звуки "Ц-Ць" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ц-Ць".

Задание№  36

 Звук и буква "Ю"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Ю" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Ю" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Занятие  №37

Звуки "Р-Рь" и буква "Р".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Р-Рь".  Дифференцировать звуки "Р-Рь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать  фонематический  слух. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Р-Рь".

Занятие №38

 Звуки "Ч-Чь" и буква "Ч".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ч-Чь".  Дифференцировать звуки "Ч-Чь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ч-Чь".

Занятие №39

Звуки "Ф-Фь" и буква "Ф".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ф-Фь".  Дифференцировать звуки "Ф-Фь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слух. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ф-Фь".

Занятие № 40

Звуки "Щ-Щь" и буква "Щ".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Щ-Щь".  Дифференцировать звуки "Щ-Щь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слух. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Щ-Щь".

Занятие № 41

Мягкие и твердые согласные.

Цель: закрепить у детей понятие "твердые-мягкие согласные", учить детей развивать согласные звуки по принципу твердости мягкости.

Занятие № 42

 Глухие и звонкие согласные.

Цель: Закрепить у детей понятие "глухие и звонкие согласные", учить детей развивать согласные звуки по принципу твердости мягкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки-авторская разработка "Обобщение знаний детей с ФФНР"

ОБОБЩЕНИЕ  У  ДЕТЕЙ  ПОЛУЧЕННЫХ  ЗНАНИЙ О  ЗВУКАХ,  СЛОГАХ,  ПРЕДЛОЖЕНИЯХ....

Сценарий авторского развлечения ко Дню знаний "Буквоед в стране Знаний"

Сценарий авторского развлечения ко Дню знаний "Буквоед в стране Знаний". Из опыта работы музыкального руководителя Ловдиковой О.М....

Авторская разработка : «Критерии оценки сформированности здоровьесберегающих знаний и умений у дошкольников»

В авторской разработке : «Критерии оценки сформированности здоровьесберегающих знаний и умений у дошкольников» предлогается форма для тестирования детей средней, старшей и подготовительной групп. Эта ...

Мой авторский проект. Конспект занятий. "Путешествие в город математических знаний."

Авторский проект, предначенный для старешей группы. Основная форма - игра....

Авторская программа "Зернышки знания". Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет. Автор: Ломова Елена Анатольевна , соавторы: Родичева Галина Владимировна, Лошина Ираида Валентиновна.

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь  - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура. Поэт...

Авторская компьютерная игра "Подбери эмблему" (для закрепления знания водных видов спорта)

Эта игра была специально разработана для занятия познавательного цикла «Мы творческая команда» для детей старшей группы. Она поможет детям закрепить знание водных видов спорта....

Авторский сценарий на День знаний для детского сада «Дерево знаний»

http://www.1urok.ru/categories/25Сценарий развлечения предназначен для дошкольников старшей и подготовительной группы. Песни исполняются в сопровождении минусовых фонограмм....