Проект «Раз, два, три, четыре, пять – развиваем речь и учимся считать».
проект по развитию речи (старшая группа)

МАРЧЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Мной разработан и представлен проект интеграции развития речи и математического развития дошколят. Целью проекта является -  создание условий позволяющий устранить затруднения в освоении элементарных математических и познавательно – речевых представлений у детей с нарушениями речи. Повысить динамику роста математического развития детей, а следовательно, и их речевого  развития. Подготовить их к  успешному обучению в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Раз, два, три, четыре, пять – развиваем речь и учимся считать»

Номинация «Дошкольный возраст»

Автор проекта: Марченко Оксана Александровна,  учитель - логопед МБДОУ - д/с №3 ст. Старовеличковской

База проектной деятельности:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 станицы Старовеличковской, Калининский  район, ст. Старовеличковская, ул. Красная, д162

Сроки работы: долгосрочный 2014 – 2015уч.г.

Пояснительная записка

Актуальность проекта.

        Федеральный государственный образовательный стандарт, вступивший в силу с 1 января 2014 года, к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта, попутно позволяет решить задачи Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а именно: создание необходимых условий  предметно-пространственной и информационной среды, образовательной ситуации, средств педагогической поддержки ребенка, для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни и позволяющих подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.

 Проблема, решаемая при реализации проекта.

        В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Проводя комплексное обследование детей в начале учебного года, были выявлены следующие трудности: в развитии пространственного праксиса – дети не различают правой и левой стороны, затрудняются показать предметы, находящиеся вверху, внизу, впереди, позади; в назывании геометрических фигур, цветов, в счете до 10 и обратно, в определении времени года и суток. При обследовании грамматического строя отмечаются несовершенства в преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное (стол столы, рука— руки), в образовании имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (дом дома домов), в согласовании прилагательных с существительными единственного числа в роде и т.п. Исходя из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Раз, два, три, четыре, пять – развиваем речь и учимся считать».

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, воспитатели.

Цель: создание условий позволяющий устранить затруднения в освоении элементарных математических и познавательно – речевых представлений у детей с нарушениями речи. Повысить динамику роста математического развития детей, а следовательно, и их речевого  развития. Подготовить их к  успешному обучению в школе.

Задачи:

1. Формировать систему элементарных математических  и знаний, умений и навыков (счет и количество, размер и величина, цвет, форма)

2. Формировать приёмы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации)

3. Развивать грамматические категории речи через игры с математическим содержанием.

4. Развивать навыки пространственного ориентирования на себе, на листе бумаги в окружающем пространстве.

5. Развивать самостоятельность, поощрять проявление творческой инициативы.

     6.Способствовать более высоким темпам математического и речевого            развития детей;  

Содержание проекта

Гипотеза: мы исходили из предположения о том, что эффективность коррекционно – развивающей работы в математическом и познавательно – речевом  направлении повысится,  если обеспечить следующие условия:

  •  организовать углубленную коррекционную работу по выше перечисленным направлениям деятельности ребенка;
  •  разработать перспективный планы работы.

Поэтапный план мероприятий реализации проекта

Этапы, задачи

Сроки

1.Подготовительный

- Заполнение диагностических карт.

 - Разработка образовательного проекта.

 - Составление перспективного плана индивидуально-подгрупповых занятий с учетом  лексических тем по формированию речевого развития и математических навыков.

  - Подбор игр и игровых упражнений на развитие элементарных математических  представлений.

  - Подбор игр и игровых упражнений на развитие речевого компонента.

сентябрь-октябрь

2. Формирующий

 - Организация коррекционно - развивающего процесса в форме индивидуально-погрупповых занятий.

- Разработка   конспектов занятий.

- Создание мультимедийных презентаций и игр по намеченным направлениям.

- Проведение диагностики детей.

- Консультирование педагогов ДОУ.

- Презентация проекта на педсовете.

2014-2015г.

3. Обобщающий

-  Разработка выводов и рекомендаций.

-  Выступление на педсовете  на тему «Результаты реализации проекта «Раз, два, три, четыре, пять – развиваем речь и учимся считать».

  апрель-май 2015 г.

Ожидаемые результаты от внедрения:

  • Уменьшение количества детей с нарушениями речи и с трудностями в усвоении элементарных математических представлений;
  • Повышение интереса к математической деятельности.
  • Повышение уровня качества речевого компонента.
  • Повышение уровня профессионализма педагогов в коррекционной работе с детьми.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое обеспечение

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В.: «Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида». – М.: Издательство: Просвещение, 2010 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. Москва, Айрис-пресс, 2005г.

Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А.Каралашвили. Москва, ТЦ Сфера, 2006. (Приложение к журналу «Управление ДОУ)

Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, №1, 2004г.

Кузнецова С.В., КотоваЕ.В,, Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие.- Москва: ТЦ Сфера, 2008 (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Логопед для ДОУ. Москва, ТЦ Сфера, 2005, (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

        Коноваленко В.В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И.: «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». – М.: Издательство: Гном, 2012 г.

        С.И. Карпова, В.В. Мамаева: Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. Санкт-Петербург: ТЦ Сфера,  2012

        Н.Э. Теремкова: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбом 1, 2, 3, 4). – М.: Издательство: Гном, 2012 г.

Перспективный план работы по реализации проекта

Месяц                                          неделя

Тема

Вид деятельности

Сентябрь

3-я неделя

«Осень»

  1. Д/и «Сосчитай до пяти» (листики, тучки, лужи, зонты)
  2. «Хитрые вопросы» (Чего больше – осенних месяцев или осенних дней)
  3. Игры с листьями (Где и какой листок лежит. Ориентирование на листе бумаги)
  4. Отгадывание загадок (времена года, части суток)  
  5. РММ (развитие мелкой моторики) «Осень наступила»

4-я неделя

«Овощи»

1. Д/и «Измени по образцу», «Один - много»  (огурец - огурцы).

2. Д/у «Какие овощи ты узнал? Сосчитай их» (зашумленные картинки)

3. Д/и «На какую фигуру похож».

4. Д/и «Что бывает такого цвета».

5. РММ «Посадили мы картошку»

Октябрь

1-я неделя

«Фрукты»

1. Д/и «Измени по образцу» (яблоко - яблоки).

2. Д/у «Подбери признак» (форма, цвет, вкус, где и как растет)

3. Д/и «Один – одна – одно»

4. Д/у «Как до яблоньки дойти?» (ориентирование в пространстве)

5. РММ «Осень добрая пришла и подарки принесла»

2-я неделя

 «Дорожное движение»

1. Д/и «Что не так?» (употребление предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, С ИЗ-ЗА, ОКОЛО)

2. Д/и «Какой формы? Какого цвета?»

3. Отгадывание загадок.

4. «Сосчитай до пяти»

5. РММ «Ехали мы, ехали»

3-я неделя

« Грибы»

1. Д/и «Сосчитай до пяти» (грибы, корзины, грибников)

2. Д/у «Жадина» (мой опенок - мои опята)

3. Д/у «Скажи наоборот» (большой – маленький; толстый – тонкий)

4. Д/у «Назови  гриб – нарисуй три, пять»

5. РММ «Мы в лесок пойдем»

4-я неделя

«Игрушки»

1. Д/у «Игрушки для Тани и Вани» (цвет)

2. Д/и «Считай и называй»

3. Д/у «Расскажи-ка» (рассказ по плану)

4. Д/у «Найди отличия» (счет, ориентирование на листе бумаги)

5. РММ «Игрушки»

Ноябрь

1-я неделя

«Деревья»

1.Д/и  «Скажи наоборот» (тонкая, прямая, высокая).

2. Д/у «Считай и называй»

3. Д/у «Четвертый лишний»

4. Д/У «Лабиринт»

5. РММ «Старый тополь»

2-я неделя

«Перелетные птицы»

1. Д/и  «Скажи наоборот»

2. Д/у «Рассмотри и назови»

3. Д/у «Исправь ошибки» (ориентирование на листе, употребление предлогов)

4. Д/у «Считай и называй»

5. РММ «Считалочка»

3-я неделя

«Дикие животные»

1. Д/и  «Скажи наоборот»

2. Д/у «Прятки» (ориентирование пространстве)

3. «Хитрые вопросы» ( сколько у двух зайцев ушей, хвостов)

4. «Повтори рисунок о клеточкам»

5. РММ «Заяц бегал по болоту»

4-я неделя

«Посуда. Труд повара»

1. Д/и «В гостях у бабушки Федоры» (один – много, цвет, форма)

2. Д/у «Где живут продукты?»

3. Подбор антонимов (горячий - холодный).

4. Отгадывание загадок.

5. РММ «Мы тесто месили»

Декабрь

1-я неделя

«Зима»

1. Д/и «Сосчитай до пяти» (одна теплая варежка – две теплые варежки, ..)

2. Д/и  «Скажи наоборот»

3. «Хитрые вопросы» (Оттепель сменилась морозом. Что было вначале, что потом?»

4. Д/и «Какое сейчас время года?»

5. РММ «Мы едем на лыжах»

2-я неделя

«Продукты питания»

1. Д/у «Жадина»

2. Д/у «Скажи наоборот»

3. Д/у «Четвертый лишний»

4. Д/у «Рассмотри и назови? Сосчитай их» (зашумленные картинки)

5. Д/и «На что похоже?» (форма, цвет)

3-я неделя

«Мебель»

1. Д/и «Назови по образцу» (один – много)

2. Д/У «Какое слово самое короткое?»

3. Д/у «Что без чего?»

4. Д/у «Считай и называй»

5. РММ «Мебель»

4-я неделя

«Новогодний праздник»

1. Д/у «Скажи наоборот»

2. Д/и «Сосчитай до пяти» (свечи, игрушки, подарки)

3. Д/у  Лабиринт «Помоги лыжнику»

4.  Д/у «Нарисуй по клеточкам»

5. РММ «Год прошел»

Январь

1-я неделя

«Зимние забавы»

1. Д/у «Скажи наоборот»

2. Д/у «Называем зимние месяцы»

3. Д/у «Считай и называй»

4. Д/у  Лабиринт «Помоги Ване»

5. РММ «С горки, ух!»

2-я неделя

«Зимующие птицы»

1. Д/у «Исправь ошибку» (цвет)

2. «Хитрые вопросы» (чего больше – крыльев или птиц)

3. Д/у «Скажи наоборот»

4. Д/и « Соедини одинаковые фигуры»

5. РММ «Скоро белые метели»

3-я неделя

«Домашние животные»

1. Д/у «Скажи наоборот»

2. Д/у «Считай и называй»

3. Д/у «Расскажи-ка»

4. Отгадывание загадок.

5. РММ «Рыжая корова»

4-я неделя

«Семья»

1. Д/и «Какое слово самое длинное?»

2. «Умные задачки»

3. Д/и «Измени по образцу» (бабушка - бабушки)

4. Д/у «У кого какой воздушный змей» (ориентирование на листе бумаги)

5. РММ «Семья»

Февраль

1-я неделя

«Животные севера»

1. Д/у « Исправь предложение» (цвет, величина)

2. Д/у «Скажи наоборот»

3. Д/у «Посмотри внимательно» (ориентирование на картинках)

4. Д/и «Кто лишний?»

5. РММ «Умка»

2-я неделя

«Одежда»

1. Д/у «Жадина» (моя юбка – мои юбки)

2. Д/у «Поможем маме» (цвет)

3. Д/у «Четвертый лишний»

4. Д/и «Магазин» (много, один, маленький, большой)

5. РММ «Рукавички»

3-я неделя

«День Защитника Отечества»

1. Д/и «Сосчитай до пяти» (боевой самолет, подводная лодка, солдат)

2. Д/и «Измени по образцу» (один боец – много бойцов)

3. Отгадывание загадок.

4. Д/у «Выложи фигуру из палочек»

5. РММ «Пилот»

4-я неделя

«Обувь»

1. Д/у «Помоги разобраться»

2. Д/у «Скажи наоборот»

3. Д/у «Расскажи-ка» (рассказ по схематическому плану)

4. Д/у «Подумай и подбери парную картинку»

5. РММ «Я умею обуваться»

Март

1-я неделя

«Весна. Прилет птиц»

1. Д/и «Какое сейчас время года?»

2. Д/у «Называем месяцы весны»

3. Д/у «Увидели, не увидели» (нарисовать три, пять - скворечника, гнезда)

4. Д/у «Прятки»  (зашумленные картинки)

5. РММ «Весна»

2 -я неделя

«8 марта. Профессии наших мам»

1. Д/и «Сосчитай до пяти» (букет, подарок, помощник)

2. Д/у «Запомни пары» (один – много)

3. Д/у «Нарисуй клубки»  (графический навык)

4. Д/у «Какое слово самое длинное»

5. РММ «Бабушка»

3-я неделя

«Животные жарких стран»

1. Д/и «Сосчитай до пяти»  (обезьянки, слоны)

2. Д/и «Подбери признак» (большой, сильный, маленький, высокий)

3. Отгадывание загадок.

4. Д/у «Какие детали нужны, чтобы сделать такого кенгуру?» (формы, фигуры)

5. РММ «Африка»

4-я неделя

«Обитатели

водоемов»

1. Д/у «Соедини линиями»

2. Д/и «Сосчитай до пяти»  

3. Д/и «Что лишне?»

4. Д/у «Повтори по клеточкам» (ориентирование по клетке)

5. РММ «Пруд»

Апрель

1-я неделя

«Транспорт. Наземный»

1. Д/у «Считай и называй»

2. Д/у «Скажи наоборот» (поезд длинный – автобус ….)

3. Д/у «Расскажи-ка» ( составление рассказа по наглядному плану)

4. Д/и «На какую фигуру похож»

5. РММ «Машины»

2 -я неделя

«Водный транспорт»

1. Д/и «Сосчитай до пяти»  

2. Д/и «Что лишнее?»

3. Отгадывание загадок.

4. Д/у «Что как плывет?»

5. РММ «Быстрый кораблик»

3 -я неделя

«Воздушный транспорт»

1. Д/и «Полетели – поплыли»

2. Д/у «Скажи наоборот»  (дальний – близкий; быстрый – медленный и т.д.)

3. Д/и «Найди отличия» (развитие зрительного гнозиса)

4. Д/и «Отметь звезды на карте» (ориентирование на листе)

5. РММ «Космонавт летит в ракете»

4 -я неделя

« Профессии»

1. Д/у «Какое слово самое короткое?» (воспитатель, продавец, повар, маляр …)

2. Д/и «Сосчитай до пяти»  (сломанные часы, кирпичная стена..)

3. Д/и «Собери предложение»

4. Д/у «Сколько писем нужно принести почтальону?»

5. РММ «Маляр»

Май

1 -я неделя

«Ягоды»

1. Д/у «Скажи наоборот» (крупная – мелкая; твердый – мягкий)

2. Д/у «Расскажи-ка» (состав-ие рассказа по наглядному плану: цвет, форма, вкус)

3. Д/и «Помоги Незнайке» ( использование предлогов С, НА, ИЗ-ЗА, В)

4. Д/у «Когда это бывает?» (время года, летние месяцы, части суток)

5. РММ «Земляника»

2 -я неделя

« Цветы»

1. Д/и «Сосчитай до пяти»  (маленькая фиалка, полевой цветок, домашнее растение)

2. Д/у «Собери предложение»

3. Д/и «Какого цветка не хватает?» (ориентация на картинке)

4. Д/у лабиринт «Помоги девочке пройти к клумбе»

5. РММ «Мак»

3 - я неделя

«Насекомые»

1. Д/и «Какое слово отличается от других?» (самое длинное, короткое)

2. Д/и «Сосчитай до пяти»  (пчелиный рой, мохнатая гусеница)

3. Д/и «Измени по образцу» (одна стрекоза – много стрекоз)

4. Отгадывание загадок.

5. РММ «Паучок»

4 –я  неделя

«Школа. Школьные принадлежности»

1. Д/и с письменными принадлежностями (ориентация на поверхности стола)

2. Д/и «Сосчитай до пяти»  (синий карандаш, зеленая тетрадь, красный портфель)

3. Д/у «Скажи наоборот» (хорошая – плохая, грязный – чистый)

4. «Хитрые вопросы»

5. РММ «Что у нас в портфеле»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Раз, два, три, четыре, пять – начинаем рисовать!"

Актуальность:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразит...

Проект: "Раз, два, три,четыре, пять- начинаем рисовать" Нетрадиционные техники рисования

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования...

« Раз, два, три, четыре, пять! Будем с мамой мы считать!»

Создание условий для развития математических способностей детей в процессе реализации работы с родителями....

Проект «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять!»

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развит...

Проект "Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять"

Проект на развитие мелкой моторики в младшей группе....

Проект "Раз, два, три, четыре, пять,- мы идем играть!"

Подвижная игра, придуманная самими детьми, интереснее вдвойне; особенно, если они сами придумали правила игры и атрибуты к ней!...

Презентация ПРОЕКТА "Один,два,три,четыре,пять начинаем рисовать" Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с №6 город Чебаркуль 2019 год

laquo;… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» Формирование творческой личност...