Главные вкладки

    Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр
    статья по развитию речи на тему

    Богайчук Мария Ивановна

    Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр» раскрывает значимость дидактической игры в развитии связной речи, разновидности дидактических игр, а так же примеры тех игр, которые применяются при реализации образовательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chebunina_m.i._razvitie_svyaznoy_rechi_statya.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чебунина М.И.

    Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

    Игра всегда являлась и является очень важной составляющей в жизни ребёнка. В общем и целом можно сказать, что в процессе  игровой деятельности ребёнок познаёт мир, реализует себя и свои способности. Особенное внимание хочется уделить дидактическим играм. Благодаря их использованию, процесс образовательной деятельности становится интересным и увлекательным. Дидактическая игра является важнейшим источником развития речи: обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает умение правильно выражать свои мысли и, конечно же, связную речь. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единой целое, имеет тему, выполняет определённую функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М.Р. Львов). Самым важным является то, что игра развивает речь, а речь организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Дидактические игры в свою очередь делятся на три основных вида: с предметами (игрушками), словесные, настольно-печатные. В играх с предметами развитие связной речи происходит таким образом, что ребёнок учится устанавливать сходство и различие предметов, сравнивать их друг с другом. Так же, неотменной связная речь является в настольно-печатных играх. Например, в играх на запоминание состава, количества и расположения картинок, дети учатся связно рассказывать о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Ну, и, наконец, важное значение связная речь имеет в словесных играх. Ведь играя в словесные  игры, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, находят алогизмы в суждениях. Овладение связной речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи – описанием, повествованием, рассуждением. И всё это в основном реализуется через дидактическую игру. При работе с детьми я столкнулась с такими речевыми проблемами, как неумение последовательно излагать свои мысли, описывать ту или иную ситуацию (предмет), правильно выстраивать диалоги и составлять предложения. Для устранения проблемы было необходимо чётко спланировать работу с детьми, в частности – правильно подобрать дидактические игры, способствующие развитию связной речи. Дидактические игры в наибольшей степени влияют на развитие связной речи, превосходя подвижные и сюжетно-ролевые игры. Для достижения наилучшего результата я использовала дидактические игры в утренней индивидуальной работе с детьми (например, игру «Рассмотри и опиши», в которой дети рассматривают и описывают предложенный воспитателем  предмет), в образовательной деятельности («Придумай предложение», целью которой является  научить составлять предложения со словом, заданным в определенной форме и развить речевую активность; «Хорошо-плохо, где дети рассуждают на заданную тему, а целью игры является развитие связной речи, умение высказываться сложноподчиненными предложениями»), на прогулках («Какое небо? – дети рассматривают небо, описывают его, подбирая относительные прилагательные», «Кто больше назовёт действий» - дети перечисляют действия объекта, что можно было использовать в наблюдении за прохожими, за детьми соседних участков). Эти и многие другие дидактические игры способствуют развитию связной речи, ведь в игре ребёнок думает, логически рассуждает, и учится связно излагать свои мысли посредством описания, рассуждения, повествования. Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.  Их использование оказалось очень эффективным, так как дети смогли научиться выстраивать диалоги, составлять связанные друг с другом по смыслу предложения, рассуждать логично и последовательно. Дошкольный возраст – это самый важный период для формирования связной речи, в котором средством формирования является дидактическая игра. Процесс обучения в каждом возрасте имеет разные формы, в данном случае дошкольник учится – играя.  

    Список использованной литературы:

    1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1991. – 84 с.
    2. Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет.  сада.- 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
    3. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 160 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

    Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

    Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"

    Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"...

    Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорногоязыка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение роднымязыком является необходимым условием решения з...

    План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"

    План по самообразованию "Развитие связной  речи дошкольников  посредством дидактических игр"...

    Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".

    Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...