План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Овчинникова Лариса Ильинична

План по самообразованию "Развитие связной  речи дошкольников  посредством дидактических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_ovchinnikovoy_l.i.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский  сад №7 г. Нерчинска

"План по самообразованию педагога"

Овчинникова Лариса Ильинична

(Ф.И.О. педагога)

26 лет                                         Вторая

(стаж работы)                                 (кв. категория)

Тема: "Развитие связной  речи дошкольников

посредством дидактических игр"

(название темы)

2019-2020

(учебный год)

Старшая - подготовительная

(возрастная группа)

г.Нерчинск.

План самообразования воспитателя по теме: "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр".

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи:

Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

Формировать грамматический, лексический строй речи;

Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;

Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

Подготовка консультаций для родителей по данной теме.

Изготовление папок-передвижек.

Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физ.минуток, сборник консультаций).

Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Раздел 1: Аналитический.

Актуальность.

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Длительное занятие за компьютерными играми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач нашего детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.

Раздел 2 : Методологический

  • Изучение тематической литературы ;
  • Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
  • Проведение открытых занятий для коллег ;
  • выступление с докладам на педагогическом совещании;
  • подготовка реферата по данной теме;
  •  консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
  • Практическая деятельность с детьми;
  •  Занятия по развитию речи с использованием дидактических игр;
  • Диагностика : первичная и итоговая;
  • Участие в проведение  тематических праздников;
  • Участие в утренниках;
  •  отчет по самообразованию (конец учебного года)
  • Раздел 3: Практический

Индивидуальный план работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы, передового педагогического опыта

Сентябрь-май

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

(Приложение 1)

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Работа с детьми

Сентябрь

1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий для  развития речи  детей.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Октябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи.

 "Испорченный телефон"

"Светофор"

"Повтори"

"Поймай звук"

"Поиграем в сказку"

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

"Вершки-корешки"

"Фрукты и овощи"

"Новоселье"

"В мире растений"

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

"Найди предмет указанной формы"

"Из каких фигур состоит?"

Январь

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи.

"Живые слова"

"Дополни предложение"

"Размытое письмо"

"Придумай предложение"

"Доскажи словечко"

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи.

 

"Где начало рассказа"

"Кто больше заметит небылиц"

"Найди картинке место"

"Исправь ошибку"

"Отгадай-ка"

Март

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи".

"Мишкины картинки"

"Нарисуем портрет"

"Магазин игрушек"

"Выбери начало"

"Составляем разные рассказы"

"Сочиняем сказку"

Апрель

"Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи".

"Когда можно и нужно звонить?"

"Ведение диалога по телефону"

"Передай письмо"

"Волшебный ключ"

Май

 Дидактические игры по методике ТРИЗ.

" Фантазия"

"Маша-растеряша"

"Угадай, что я загадала"

"Черное-белое"

Работа с семьей

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

Составление папок-передвижек и консультаций "Уровень развития речи 5-6 лет"

Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).

Ноябрь

Консультация  "Методика организации и руководство дидактическими играми"

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь

Составление   картотеки дидактических  игр на развитие лексической и фонематической  стороны речи.

Обучение родителей дидактическим играм  в домашних условиях.

Январь

Изготовление папки-передвижки "Как наше слово отзовется"

Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Февраль

Практикум "Речь и весёлый мяч"

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

Март

Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Апрель

Конкурс с родителями "Любимые  дидактические игры  своими руками"

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.

Май

Открытый показ  "Пришла весна!"

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Самореализация

Сентябрь

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе ( программа детского сада)

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области "Развития речи"

Октябрь

Изучение методического комплекта программы   Изучение проекта "ФГОС дошкольного образования".

Изучить для старшей группы задачи, условия, методику обучения по развитию речи.

Ноябрь

Изучение методики О.С.Ушаковой

Повышение профессионализма по развитию речи.

Декабрь

Обработка результатов мониторинга по образовательной области "Развитие речи".

Сбор и обработка данных.

Январь

Изучение дидактического пособия "Развивающие игры для детей 2-7 лет." (Е.Н. Михина).

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Февраль

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Обеспечение возможности  общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Март

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

Распространение опыта работы по теме самообразования.

Апрель

Семинар-практикум

Распространение педагогического опыта по развитию речи.

Май

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.

Сбор и обработка данных. Мониторинг.

                                                                                                                                                           Ожидаемые результаты:

1.Систематизация материала по развитию речи 5-7 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи,

-дидактические игры по методике ТРИЗ.

                                          Приложение 1

Список литературы

1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г

Интернет –ресурсы.

1. Нормативная база

http://www.standart.edu.ru/  нормативная база, повышение квалификации

edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"

http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал,  методические наработки)

http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование

http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования

3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности

http://allforchildren.ru/ Все для детей (расскраски, песни, стихи, наглядный материал)

http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни

http://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.

1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -

https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o

2. Скоролупова О.А. Технологии поддержки детской инициативы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста -

https://www.youtube.com/watch?v=kFn1-6hgwak

(Технология «СИТУАЦИЯ»)

3. Скоролупова О.А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8

4.Скоролупова О.А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8

5.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs

6. Лыкова И.А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98

7. Гришаева Н.П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw

8. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs

9. Тимофеева Л.Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI

10. Глушкова Г.В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc

11.  htt:|\\detsad-kitty.ru

12. htt: \\ www.i-deti.ru

13. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования

14.razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.

Периодические издания:

1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

2. В. Гербова.Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.                                                                                

 3.О. С.Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

Предполагаемые результаты по самообразованию:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - самообразования " Развитие внимания посредством дидактических игр"

В этой работе я проводила самоанализ с детьми посредством дидактических игр....

План по самообразованию на тему:«Дидактические игры для детей раннего возраста»

В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. определению способности к обучению и саморазвитию; в виде п Данное пособие м...

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»...

План самообразования на тему: "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста"

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольниковУсвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает ...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...

план работы по самообразованию Тема: Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса....