План по самообразованию "Интерактивная музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей".
методическая разработка на тему

Пергаева Вера Александровна

В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no2_plan_po_samoobraz.docx282.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение №2

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Светлячок»

План по самообразованию

музыкального руководителя С.П. Кобзевой

на 2015-2016 учебный год.

D:\работа\картинки\3029071.jpg

Тема: «Интерактивная музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Камчатский край

с.Мильково

Цель самообразования по теме: Изучить пути, средства и методы работы по внедрению в музыкальную деятельность детей интерактивной музыкально - дидактической, стимулировать развитие музыкальных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Задачи самообразования:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, подобрать материал для работы и консультаций;

2. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

3. Разработать конспекты НОД по данной тематике;

4. Создать картотеку музыкально-дидактических игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкальных способностей;

5.Провести работу с родителями в форме консультаций.

Этапы проработки материала: Организационно – ознакомительный; Практический; Обобщающий.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение собственного уровня знаний по данной теме;
  2. Проведение работы воспитателями, родителями по  развитию музыкальных способностей детей;
  3. Повышение уровня развития музыкальных способностей детей;
  4. Повышение интереса детей к музыкальным занятиям;

Актуальность темы:

Влияние музыки в развитии творческой деятельности  детей  велико. Музыка, как и любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.

 Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется  творческий  потенциал, идет  развитие  интеллектуального  и чувственного  начал, и  чем  раньше  заложены  эти  компоненты , тем активнее  будет   их  проявление  в приобщении к художественным ценностям  мировой  культуры.

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает,  ничем  не заменимое,  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности. Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами. Поэтому я считаю, что одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Этапы работы

Формы предоставления результатов

Срок реализации

1-й этап

«Организационно-ознакомительный»

Изучение методической литературы по данной теме;

Составление списка литературы;

Карта диагностики. Результаты на начало учебного года;

Сентябрь-ноябрь

2-й этап

 «Практический»

1.Разработать картотеку музыкально – дидактических  игр, соответствующую возрастным характеристикам воспитанников;

2.Подготовить консультации для родителей и воспитателей по данной теме.

- Консультация для родителей «Мама, давай поиграем!»

-Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии музыкальности ребёнка»

-Рекомендации для родителей и по организации музыкально-дидактических игр

-Консультация для воспитателей «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей»

-Консультация для воспитателей: «Музыкально-дидактические игры в группе»

-Разработка конспектов НОД с использованием  музыкально-дидактических игр;

Декабрь-апрель

3-й этап

 «Обобщающий»

1.Обобщение и исследование результатов практической деятельности (повторная диагностика на конец учебного года).

2.Составление и оформление отчёта по данной теме;

май

Литература:

  • Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М. просвещение 1983;
  • Ветлугина Н. А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» М. 1958;
  • Каплунова И. Н. «Этот удивительный ритм» С-П. «Композитор» 2005;
  • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М. просвещение 1986;
  • Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» М. просвещение 1982;
  • Радынова О. П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников» М. «Академия» 1998;
  • Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального образования»;

Отчёт о проделанной работе по плану самообразования

Тема: «Интерактивная музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

     Работа по данной теме проводилась в течении 2016-2017 учебного года. На первом этапе мной был с разработан план индивидуальной работы в соответствии с выбранной темой самообразования. 

     На втором этапе была обоснована актуальность выбранной мной темы по данной проблеме, намечены цель и задачи по данной проблеме.

     В сентябре-октябре начала изучать научную литературу о теоретическом обосновании проблемы. Список  изученной литературы по данной теме представлен ниже:

1.Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

3.Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

4.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.

5. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с

 6.Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта  работы музыкального руководителя. - М.: Просвещение, 1985. - 96с.

 7.Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет,

  8.Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. - В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошк. воспитания и подготовки детей к школе.- М.: Педагогика, 1980.

 9. Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе. Айрис - Дидактика. Москва 2007

     Далее в октябре 2016 года была проведена диагностика на начало учебного года, с целью выявления уровня развития музыкальных способностей воспитанников( на примере подготовительных к школе групп). Результаты диагностики представлены диаграммой:

     Результаты диагностики на начало 2016-2017 уч. года:

Подготовительная  группа «Алёнушка».             Подготовительная группа «Золотой ключик».            

         

Подготовительная группа «Ромашка».

     На основе диагностических данных я составила календарно-тематическое планирование использования музыкально-дидактических игр для детей ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности.

     Проанализировав изученную литературу по данной теме,  мной была создана картотека музыкально-дидактических игр для всех возрастных групп, согласно классификации музыкальных способностей по Б.М. Теплову. В книге Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященной музыкальным способностям, предложена оригинальная концепция музыкальности, где он выделяет основные способности, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - ладовое чувство, музыкальный слух и чувство ритма. Специальными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и звуковысотный и мелодический  слух.

     За основу картотеки  взяты музыкально-дидактические игры, автор Кононова Н.Г. В картотеке подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному.  На основании данной картотеки я разработала интерактивные музыкально-дидактические игры при помощи ИКТ технологий . Также были проведены консультации с воспитателями и родителями по данной теме, даны методические рекомендации разработаны конспекты НОД «В гости к Снеговику», «Весёлые музыканты» и т.д.

     На конец учебного года была проведена повторная диагностика уровня развития музыкальных способностей детей, где было выявлено, что результат каждого ребёнка повысился, и, как, следствие работа ведётся в правильном направлении.

Результаты диагностики на конец  2016-2017 уч.года:

Подготовительная  группа «Алёнушка».                  Подготовительная группа «Золотой ключик».

                   

Подготовительная группа «Ромашка»

.  

     Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством. Благодаря грамотной организации воспитательно-образовательного процесса, индивидуально-дифференцированному подходу к процессу обучения, индивидуальной и коллективной работе в конце года не осталось детей оставшихся без продвижения.

В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи:

  • Продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями;
  • Продолжать расширять и обновлять картотеку музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников;
  • Использовать в своей работе инновационные технологии (ИКТ);
  • Продолжать внедрять в последующий опыт работы интерактивную музыкально-дидактическую игру, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
  • Пополнять методическую библиотеку вновь изданными пособиями по музыкальному воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Опыт работы "Музыкально-дидактические игры- эффективное средство развития музыкальных способностей детей".

Музыкально- дидактическая игра является уникальным материалом для работы, так как в этих играх присутствуют все виды музыкальной деятельности. Поэтому музыкальные способ...

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...